Главная>Новости>Церковь>"Мурманский вестник" | Мониторинг СМИ

"Мурманский вестник" | Мониторинг СМИ

"Мурманский вестник" | Мониторинг СМИ
Добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство
15.02.2010

Уроки о сокровенном

Как уже сообщал «Мурманский вестник», в этом году в 19 субъектах Российской Федерации началась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Мурманская область в этот проект не попала - Северо-Запад представлен Вологодской и Калининградской областями. Тем не менее наше министерство образования и науки объявило региональный эксперимент по введению этого курса.
Нужны ли вообще школьникам уроки на религиозные темы, в каком виде должны они проходить, по каким программам и, наконец, кто будет их вести - кто будет посвящать детей в сакральное? Об этом шел разговор на «круглом столе» в редакции «Мурманского вестника». В разговоре приняли участие начальник отдела регионального министерства образования и науки Ирина Шухат, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии Антон Тучков, ответственный секретарь епископа Мурманска и Мончегорска Наталья Грацианова, проректор Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры Наталья Стрельская, заведующий кафедрой МГПУ Владимир Рыбкин, писатель Владимир Семенов. В начале беседы общую информацию о новом проекте изложила собравшимся представитель министерства образования и науки.
Шухат: Этот курс долго обсуждался. Носит он чисто культурологический характер. Это абсолютно светский курс, и вести его будут обычные учителя, которые расскажут ребятам об истории основных религий и ценностях светской этики. Задача, поставленная перед ним, - формирование общества взаимного согласия и понимания. 
Учащиеся с помощью родителей должны будут выбрать модуль, который станут изучать, всего таких модулей 6: основы православной, исламской, буддистской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светской этики. Информация о проекте размещена на сайте Министерства образования и науки РФ.
В разработке программы курса принимали участие представители министерства, МГПУ имени Ленина, служители различных религиозных направлений.
Во всех участвующих в апробации субъектах РФ в четвертой четверти этого учебного года начнутся занятия с четвероклассниками. Предварительно там прошли собеседования с родителями. Родители выбрали модуль, который станет изучать их ребенок.
Кольский край имеет опыт проведения в школах факультатива «Основы православной культуры». В этом году Областное министерство образования и науки уже второй раз подписало соглашение с Мурманской и Мончегорской епархией о взаимодействии. Хотя наше сотрудничество началось задолго до этого. Всем известны конкурсы «Храмы России», «За нравственный подвиг учителя», которые церковь проводит вместе со школами.
Когда мы решились на региональный эксперимент, разослали письма во все муниципальные образования с приглашением участвовать в нем. Девять муниципальных образований выразили согласие. Таким образом, сложился список образовательных учреждений, которые собираются участвовать в проекте. Курс будет предложен школьникам в том же объеме, что и в общероссийском варианте. Но спешить надо аккуратно. Поэтому занятия непосредственно в классах мы планируем начать в следующем 2010-2011 учебном году. Пока же изучим мнение родителей, их выбор, подготовим учителей. Сейчас отбираем кандидатуры. Помочь с подготовкой преподавателей готовы Мурманская и Мончегорская епархия, областной институт повышения квалификации работников образования и культуры. Если с предложением помочь в подготовке педагогов обратятся представители других конфессий, рассмотрим и их обращения.

Критический взгляд на вопрос

Сама идея введения такого курса в школе не подвергалась сомнению. Но что изучать, по каким программам и какие учителя возьмут на себя эту ответственность, об этом разговор был весьма оживленный.
Рыбкин: Семья в своем выборе будет придерживаться какой-то традиции. Я это прекрасно понимаю. Но 70 с лишним лет советской власти привели к тому, что мы не можем сейчас говорить о достаточно устойчивых и широких религиозных воззрениях. То, что мы на сегодняшний день имеем, в значительной степени является определенным конгломератом представлений. Если же внимательно посмотреть на предлагаемые модули, то здесь как-то все разрозненно: светская этика отдельно, конфессиональная - отдельно. А ведь это очень тонкий вопрос.
Тучков: Ну, во-первых, основы православной культуры, равно как и других конфессий, - это не этический, а культурологический курс. Что касается модуля, отведенного светской этике, так там есть тема, обращаю внимание!, «дворянский кодекс чести». А это следующие позиции: душу - Богу, жизнь - царю, сердце - даме, честь - никому. Ну, и как в светской, то есть атеистической, этике будут трактовать этот кодекс вне религиозных воззрений?
Рыбкин: Поэтому я хотел бы сказать, что здесь требуется предельная аккуратность и осторожность. То, что я вижу на данном этапе, у меня вызывает сомнения.
Тучков: Несмотря на многонациональность, многоконфессиальность нашей страны, в ней преобладает все же русская православная культура. Хотя каждый имеет право выбора. У нас, слава тебе Господи, свободное государство, поэтому никакого нажима ни на учеников, ни на преподавателей, ни на родителей нет. Так и с новым курсом: хотите изучать православную культуру - пожалуйста, светскую этику - пожалуйста, папуасскую культуру - пожалуйста.
Дворецкая: А это в каком модуле?
Тучков: Ну, в модуле мировых религиозных культур есть урок и о древнейших верованиях.
Дворецкая: А если родители протестанты, какой может быть выбор для их ребенка? Ведь отдельного курса основ протестантской культуры нет.
Шухат: Родители могут выбрать общий для мировых религий модуль. А могут и любой другой.
Тучков: Кстати, уже было несколько попыток борьбы через суд за введение основ баптистской культуры, адвентистской. Ведь вопрос об изучении религиозных культур в школе обсуждается не один год. Так вот, прокуратура отвергла эти претензии на таком основании: предъявителей иска попросили сделать справку о вкладе секты в русскую культуру. А какой там вклад? Это ведь не религиозные курсы будут - культурологические!
Семенов: А я думаю, что если ребенка родители воспитывают, скажем, в православии, то пусть и воспитывают, а школа - общеобразовательная - должна дать представление о культуре вообще, которая включает в себя различные конфессии. Тех же баптистов, например. О которых мы мало чего знаем. Хотел бы, чтобы всем детям дали представление обо всех религиях мира, о том, что любая из них хочет мира и любви.

А учителя кто? 

Вопрос о личности учителя, взвалившего на себя ответственность открыть ребенку мир религиозной культуры, мир нравственных ценностей, не раз затрагивался в течение всего разговора. Родился даже образ некой Лакшмивары Эрнестовны, которую следовало то ли допущать, то ли не допущать до раскрытия тайн мироздания. Кстати, если изменить всего лишь одну букву в экзотическом имени, то Лагшмивара не вызовет никаких возражений у атеистов. Ведь аббревиатура из слов «лагерь Шмидта в Арктике» - имя из 30-х годов прошлого столетия - ничего общего с религиозными воззрениями не имеет. Но шутки шутками, а кто же все-таки будет учить детей новому предмету?
Рыбкин: Хочу сказать, что такие сложные тексты, как Библия, Тора, Коран, в своей этической основе требуют очень тонкой подготовки. Вот учителя истории, литературы, пройдя соответствующие курсы, займутся этим, но брать на себя такую ответственность - философскую, глубокую... Это не бесспорный вопрос. Кто будет определять право этих людей брать на себя ответственность по формированию самосознания школьника?
Шухат: Разговор идет не о том, что на этих уроках будут обращать в веру. Это будут уроки по культурологии. На этом министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и настаивает: светский курс, светская школа, светские учителя. И принцип светскости должен присутствовать.
Тучков: Он должен возобладать. Ведь что такое светскость? Это нецерковность. Вот и курс основ православной культуры в данном случае не является курсом церковным. Когда в советские времена писали монографии по творчеству Андрея Рублева, это был не церковный текст - культурологический. Хотя 74 года советской власти показали, что у нас с большим искусством могли преподавать русскую культуру, не касаясь православных ценностей. То, что церковь сейчас принимает активное участие в формировании предмета «Основы православной культуры», это естественно. Ведь свои вопросы мы знаем глубже светских этиков и культурологов.
Шухат: Все течет, все меняется, и мы уже работаем не по учебникам советского времени. Но что касается личности учителя - верующий ли это человек или атеист, - не это главное. Он преподаватель, он несет знания ребенку, суть их. Объективно эти знания передать, вот что главное.
Тучков: Простите, но светский, атеистический преподаватель должен знать эту суть, должен знать, о чем он говорит ребенку. И не врать о православии и его проявлениях, что у нас, к сожалению, встречается на каждом шагу. Выдумывают, ну просто не отходя от доски! Преподавать в общеобразовательной школе курс православной культуры может любой преподаватель, который хочет этим заниматься. Но давать этот курс он должен, как реальный предмет, не занимаясь всякого рода фальсификацией и враньем о православии.
Стрельская: Что касается учителей, которые будут задействованы в нашем региональном эксперименте, мы сейчас ведем их отбор, принимаем заявки. В основном, это учителя русского языка, литературы, истории. О них конкретно ничего пока сказать не могу, все еще только начинается. Но кадровый вопрос меня саму очень интересует. Интересуют люди, которые возьмутся за это дело.

Не вешать всех собак на школу

Говоря о школе, об учителе, участники «круглого стола» невольно затронули вопрос о воспитании в школе вообще и о нравственной роли религиозного воспитания.
Рыбкин: Родители должны определиться, какую конфессию будет их ребенок изучать. То есть мы предлагаем сделать выбор за детей. У нас уже было много случаев выбора за них. А в результате мы потеряли воспитательный процесс...
Семенов: Сегодня мы подойдем к учителю-предметнику и спросим, как он воспитывает своих учеников? А он скажет: я предметник, я призван не воспитывать, а учить. В этом, между прочим, кроется язва, самая страшная язва нашей школы! Школа не воспитывает, она просто пытается учить. А ведь через школу проходит вся страна.
Тучков: А мы воспитываем успешно - наша воскресная школа действительно воспитывает.
Грацианова: Воскресные школы епархии, а их 32, посещают 800 детей. Просятся еще, но нет мест, школы переполнены. Причем в них ходят не только дети, чьи родители воцерковленные, посещают службы, а из совершенно разных семей. Родителей устраивает то, что дети изучают у нас православную культуру, русские народные традиции. И по другим направлениям ведется работа в воскресных школах. С детьми занимаются пением, прикладным искусством, предлагают им участвовать в спортивных соревнованиях, в мероприятиях экологической направленности.
Шухат: Хочу поделиться своими воспоминаниями. Когда я училась, большое влияние на меня оказал наш преподаватель физкультуры Валерий Владимирович Телятников. Это замечательнейший человек. Выходя с нами в сопки на лыжах, он давал намного больше, чем любой другой учитель. Я ему до сих пор очень благодарна за все.
Стрельская: Всеми своими поступками, начиная от того, как он вошел в класс, как поздоровался, как поглядел на детей, учитель, хочет того или нет, воспитывает. Школа - это действительно единственный социальный институт, через который проходит вся нация. Только я не понимаю, почему школа обвиняется во всех грехах общества? Почему все его язвы навешиваются на нее? 
Грацианова: Я тоже хочу поделиться своими детскими воспоминаниями. Я росла в башкирской деревне. Там население очень набожное, по 5 раз в день намаз совершали. Молилась утром и вечером и моя бабушка, она православная. Мы, ребятишки разных национальностей, из семей, принадлежащих разным конфессиям, всегда жили дружно. Наши бабушки и дедушки не разрешали нам ссориться. Это было религиозное наставление старших рода нам, подрастающему поколению. И мы это наставление впитали, усвоили.

Мусульманский мальчик в православном классе

На тему ссор в классе на почве как раз разделения класса по конфессиям при изучении нового курса также зашел разговор в этой беседе.
Семенов: Тут какая опасность кроется? В возрасте 10-11 лет дети вроде бесконфликтны. На самом деле, если им дать понять, что они иные, отличные от рядом сидящего, тогда-то и может возникнуть конфликт. Один чувствует себя мусульманином, другой - православным. Несмотря на то, что эти культуры человеколюбивы, дети начинают драться. Есть у меня опасения такого рода.
Тучков: Ну вот, на нашем «круглом столе» наконец-то появился образ, который прошел через все Рождественские чтения (Антон Иванович принимал участие в XVIII Международных рождественских образовательных чтениях, которые в конце января прошли в Москве. - Г. Д.). Образ несчастного мусульманского мальчика, который попал в православный класс. Так вот, ни одного конфликта мусульман и православных в школах, где изучают основы православной культуры, не было! А проводились очень серьезные исследования на эту тему. Более того, наметилась тенденция массовой записи мусульманских детей на этот урок. Я имею в виду опыт Орловщины, Сибири, Поволжья. Программа основ православной культуры ведется там с 1994 года. И, кстати сказать, в Поволжье журналистов, которые ищут жареных фактов, отправляют к победителю регионального конкурса по православной культуре - азербайджанскому мальчику. Он из 50 возможных баллов набрал 47. А вот обратный пример: известный богослов диакон Андрей Кураев в интервью «Российской газете» говорит о том, что, если бы у него был родной четвероклассник, он отправил бы его на уроки иудейской или мусульманской культуры. Потому что о православии мог бы и сам рассказать, а вот познакомиться с очень важной стороной жизни тех, с кем живем бок о бок, - это чрезвычайно важно. Если мы сплачиваем людей, мы должны их сплачивать на уровне знаний друг о друге.
Семенов: И все же мне кажется, что лучше учить всех по одной программе, дающей основы мировых религиозных культур. 
Тучков: Мы должны изучать базовую культуру своего народа. И не два часа в неделю в общем контексте. В Татарстане в школах уже несколько лет знакомят детей с культурой ислама. И там нет никаких конфликтов между детьми. Наоборот, Шаймиев начал вводить и основы православной культуры. То же сейчас происходит и в Башкирии. Не надо выдумывать того, чего нет и близко. А то и провоцировать. Наша дискуссия показала насущную необходимость введения нового учебного курса. Нельзя игнорировать религиозную культуру, религиозную этику.
Рыбкин: Есть такой великий английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Он утверждал, что экономика, политэкономия - это все части этики. Если нет честного человека, экономики не получается - не срабатывает. Она срабатывает только на высоких нравственных началах. Основы этики могут носить религиозный характер, атеистический, научный, но ее краеугольный камень - нравственный. Прошу принять это во внимание.
Дворецкая: Наш «круглый стол» не претендует на завершенность обсуждения этого вопроса. Апробация нового курса только началась, точнее, началась подготовка к его введению. Подсказать, чему учить и как учить у нас, может, и не получится. Но приоткрыть дверь в мир религиозной культуры, показать дорогу к получению знаний о ней, это и было задачей нашего разговора.

Галина ДВОРЕЦКАЯ
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 13.02.2010
Похожие статьи
День реформации - 31 октября
31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь,а в месте с ней и большинство протестантского мира,празднует День Реформации.Некоторые полагают,что это праздник в честь основания Евангелической Церкви,но это не так. Церковь...
Баптисты и Православные
В минувшую субботу, 15 февраля 2020 года по окончании Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата...
Международный фестиваль детского хора «Ура»
Текст: Ирина Корчагина, координатор детского служения, г. Мурманск
 Около 80-ти человек приехало из разных городов России (Ковдор, Никель, Петрозаводск, В.Новгород, Краснодар) и Финляндии (Ивало, Инари, Рованиеми,...
Преподавать религию будут со 2-го класса
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина предложила преподавать школьный курс "Основы религиозных культур и светской этики" с младших классов. "Сейчас курс "Основы православной...
РПЦ  добивается преподавания теологии в светских вузах
Члены Священного Синода МП РПЦ заявили о необходимости развивать взаимодействие епархий с государственными образовательными структурами "в деле развития теологического образования в вузах и подготовки квалифицированных...
Как стать христианином – Христиане.ру