Международный монофестиваль «Музыка И.С.Баха», прошел в Московском Доме Музыки.
Наш корреспондент взяла интервью у устроителей и участников фестиваля.
Первый вопрос заместителю генерального директора Дома Музыки Ольге Лякиной.
-Ольга скажите какое место в творчестве Баха занимала духовность?
- Бах- это композитор, который всю свою жизнь связывал с церковью. Безусловно он был верующим человеком. Во времена Баха, музыка была священной наукой, как наука о Боге. Этот фестиваль подчеркивает именно божественное предназначение музыки великого композитора. Уникальные литургические произведения и глубокие светские опусы – две грани Баховского гения – составили 22-дневную программу фестиваля. Это и монументальная Месса си минор и «Страсти по Иоанну», «Рождественская оратория» и «Бранденбургские концерты», «Гольдберг-вариации» и органная музыка, популярные инструментальные циклы и др.
Вопрос дирижеру Хельмуту Риллинг (Германия)
- Маэстро Хельмут,что самое важное для вас на этом фестивале ?
- Фестиваль является уникальным моментом международного сотрудничества многих стран мира. Мне приятно, что -фестиваль- это уникальная возможность для международного сотворчества. Очень важно то что открылся фестиваль произведением Баха «Страсти по Иоанну». Ведь это первая оратория, которую сочинил Бах. И в течении жизни постоянно шлифовал это произведение. На фестивале прозвучала последняя редакция произведения.
- Какое влияние на Вас оказала музыка Баха на вас?
- Я считаю Баха самым важным композитором за всю историю европейской музыки. Ни один композитор после него не оказал такого масштабного воздействия, как Бах. Это продолжается и до сегодняшнего дня. Я познакомился с музыкой Баха на первом этапе своего творчества как органист. Я исполнил все произведения Баха, написанные для органа, а потом мне посчастливилось исполнить его контаты. Церковные контаты Баха (а их около 200), занимают центральное место в его творчестве. И без их глубого знания невозможно понять саму музыку Баха. Эти контаты неразрывно связаны с его жизнью, потому что каждое воскресенье он должен был сочинить и исполнить новую контату на богослужении. Я по-настоящему восхищаюсь его контатами, потому что в этих произведениях Бах выступает как музыкант, который в высшей степени совершенства владел своим мастерством.
-Расскажите о своей Международной Баховской академии.
- Я основал академию Баха в Штургарте. Идея была создать такой институт, который бы занимался не только исполнением произведений Баха, но и проведением курсов и симпозиумов, посвященных его творчеству . Я сотрудничаю с дирижерами, музыкантами, с теологами, потому что это составляет важный элемент в понимании творчества Баха. Я стремлюсь к тому, чтобы мой собственный опыт по творчеству Баха и весь опыт, который концентрируется в рамках академии, мог бы передаваться также за пределами Германии в полном масштабе.
В 90-е годы мы пять раз проводили в Москве совместные мероприятия с академией и российскими партнерами. В США 40 лет назад я создал оригонский фестиваль, посвященный творчеству Баха. А теперь в КНР открылась академия Баха.
Китай не является христианской страной, но тот интерес к музыке Баха, который проявляется там, особенно у молодежи, не вероятен. Один молодой китаец на курсах по Баху, которые я проводил в Тайване, попросил меня написать на бумаге важнейшее слово, относящееся к «Страстям по Иоанну». Он не спросил меня о теме или мотиве, он спросил меня именно о слове. Я задумался и написал важное слово «Свершилось!»-– концовку в произведении, а это последнее слово Иисуса Христа. Это чудесно, что музыка Баха позволяет установить контакты с людьми совершенно мне не знакомыми. Самые лучшие узы, связывающие людей, не политика, договоры, а - музыкальные.
-Музыка Баха Вам самому помогала больше понять Бога, приблизиться к Нему?
Да, конечно. Ведь Бах, в первую очередь- это церковный композитор. Его музыка всегда говорит об отношении Бога и человека. Эта тема является для меня лично очень интересной и весьма значимой.