Картавенко Леонид Викторович, вице-президент СЦЕХ:
«Лозаннское движение делает новый шаг на нашем Евроазийском пространстве. Кейптаунская конференция в 2010 году завершилась подписанием соглашения, которое сочетает в себе призыв и духовную основу благовестия. На прошедшей в Москве консультации обсуждали не столько Кейптаунское соглашение, сколько смотрели вперед и сделали, я считаю, очень хороший шаг, предложив общий проект, условно названный «8+4». Его цель – провести в восьми регионах России не просто евангелизацию, не просто собрать стадион верующих, а провести большое мероприятие, направленное на разные слои населения. Вообще одной из основных тем Лозаннской консультации была тема «Церковь и общество». Кто-то это принимал, кто-то считал, что надо говорить о евангелизации, о чистоте учения, а не об обществе. Кому-то трудно было принять присутствие светских ученых, известных социологов и философов, которые очень расположены к нам, протестантам. Их основной задачей было помочь нам самим взглянуть на себя со стороны.
На мой взгляд, мало внимания было уделено вопросу евангелизации, мало внимания было уделено развитию самой церкви. Но невозможно было за 2 дня охватить все и потому сказать, что консультация оказалась несколько однобокой, было бы неверно. Проект «8+4» предполагает проведение в регионах встреч, круглых столов с участием ученых, которых сегодня уже немало в России и других странах СНГ. Могут собраться представители творческой интеллигенции. Необходимо работать сегодня с раздичными социальными слоями населения. Наши церкви сегодня более-менее научились работать с народами: послали миссионеров на Чукотку, в Якутию, другие регионы. Охватили самые малочисленные народы. И это очень хорошо. Но сегодня разные нации делятся на социальные слои. Достичь, среди прочих, социальный слой интеллигенции в разных народах – задача проекта «8+4». Мне кажется для церквей это очень своевременный проект. Сегодняшнее общество меняется очень быстро, и такой проект дает церквям хороший шанс включиться в общую работу. В нашей церкви, которая называется «Твоя церковь», мы решили не заниматься реабилитацией наркоманов и алкоголиков. Не потому, что это неважно. А потому что многие церкви уже хорошо это делают. Государство нас поощряет к такому служению. Но нельзя забывать, что сила протестантской церкви в разумном служении. Мыслящее население нами охвачено меньше всего. У нас есть прекрасный шанс обратиться к этому слою населения. Если в регионах мало своих верующих ученых, они могут приехать из других стран СНГ или из заграницы. Если же говорить в целом, то консультация прошла успешно. Я бы только, как пастор, более четко озвучил, а лучше всего прописал бы, что основная наша задача благовестие, спасение неверующих. Кто поддержит этот проект, пойдет вперед. Кто не поддержит, останется маргинальной частью протестантского сообщества».
Александр Васильевич Федичкин, президент СХЕЦР:
«Я участвовал в процессе подготовки Лозаннской консультации. В целом, я очень положительно и патриотично отношусь к Лозаннскому движению: оно проходит через мое сердце, отвечает моим чаяниям. Я воспринимаю Лозаннское движение как богословско-философский обмен идеями о том, каков сегодня вектор развития христианства и исполнения Великого Поручения. Для меня Лозанна – некоторый эквивалент Второму Ватиканскому собору католиков, который обобщил опыт развития католической церкви в современности и каким-то образом сформулировал ожидания того, как дальше будет действовать католическая церковь. Нечто подобное произошло в 70-е годы прошлого столетия, когда была проведена первая Лозаннская конференция с ее лозунгом «Вся церковь несет все Евангелие всему миру», обобщившим искания Всемирного совета церквей. Тогда были оставлены попытки организационно собрать протестантов и другие христианские церкви воедино, и был обозначен общий знаменатель: мы – носители всего Евангелия, в разных формах. Лозаннские встречи в Маниле, в Сеуле, в Кейптауне собирают не столько лидеров церквей, руководителей миссий, сколько тех христиан, которые заинтересованы послушать и понять, куда Бог ведет Церковь. И тут уже не столько важна конфессиональная принадлежность, сколько желание услышать, кто и как отзывается на Божий вызов. Думаю, что в этом состоит уникальность Лозанны, и этот подход очень хотелось бы сохранить на нашем Евразийском пространстве. На этом пространстве все еще остается неудовлетворенным запрос на осмысление того, куда вел Бог свою церковь в 90-е и в нулевые годы и что можно ожидать в ближайшее время. Важно описать те проблемы, с которыми мы столкнулись, послушать, кто и как пытается их решать. Лозанна – это никак не религиозно-политический проект, это не некоторое движение миссий, это религиозно-богословско-философский форум для слушания друг друга, некий клуб для общения. Мое впечатление, что на последней консультации произошел некоторый крен в сторону проектирования будущего. Я не считаю, что это неважно. Я говорю, что это уже следующий шаг. Но я хотел бы услышать, что Бог сделал и делает, услышать ощущение нашего времени. Вряд ли это можно сформулировать в каком-то девизе. Но если воспользоваться девизом Лозанны, то можно было бы задать вопрос: «Несет ли вся церковь все Евангелие всему миру?» Для России и стран СНГ не столь важна популяризация идей Лозанны, сколько организация таких форумов для общения».
Дмитрий Лавров помощник президента по внешним связям ЕХМС:
«Думаю, что всем участникам консультации безусловно понравился проект «8+4», но для того, чтобы определиться с участием в нем, нам всем нужно осмыслить свою роль. Во-первых, надо осмыслить свою роль в рамках Лозаннского движения, необходимо каждому человеку познакомиться с Лозаннским соглашением, принятым в Кейптауне, переведенным на русский язык. Необходимо определиться с тезисами, принципами, заповедями, сформулированными в Кейптаунском соглашении. В каком-то смысле, этот документ – некий новый символ веры 21 века в протестантском движении. Во-вторых, надо понять то, как церковь может участвовать в этом проекте. Необходимо создать какой-то более широкий круг специалистов, представителей церквей, которые примут участие. Насколько я знаю, сегодня уже формируется комитет, и многие люди получили приглашение в него войти. Мы в церкви еще не обсуждали вопрос участия. Но, уверен, что эта новая идея совершенно правильная. Думаю, что проектом «8+4» мы показываем, что российская церковь не просто копирует замечательные идеи, рожденные на Западе. Но мы предлагаем нечто новое, нечто свое. То, что может послужить хорошим примером для других церквей. Многое будет зависеть от того, насколько презентативным будет оргкомитет, насколько он будет надконфессиональным, войдут ли в него представители других объединений и церквей. И принципиально важно, чтобы в этот комитет вошли помимо представителей церковного сообщества представители искусства, бизнеса, естественно христиане...».
Валериан Тен президент АЦЕХ:
"Эта консультация отличается от других наступательным духом евангелизации. Сегодня из анабиоза, социальной спячки, начавшейся в советские времена, группа евангельских христиан выходит. Абрахам Кайпер говорил, что все в этом мире Христово. Это означает необходимость нашего присутствия в обществе, в политике, в экономике. Хватит нам отсиживаться по своим уютным церковным квартиркам. Раньше мы не умели говорить ни с каких трибун, кроме церковной. Более того, мы не желали говорить с них. Отчасти это связанно с той изоляцией, в которой жили евангельские христиане. А сейчас поставлены новые цели. Церковная молодежь должна проникать в разные сферы общества. Мы научимся говорить с этих трибун, заставим себя слушать..."
Интервью :Игоря Аленина