Главная>Новости>Аналитика>200-лет Евангельскому Движению в России

200-лет Евангельскому Движению в России

200-лет Евангельскому Движению в России
Историческое наследие и перспективы развития
10.07.2017

 

200-лет Евангельскому Движению в России

 

Автор: Епископ "Евангельской Христианской Церкви" Павел Орехов

 

С 2006 г. представителями российской религиозной и научной общественности, в числе которых находится ваш покорный слуга, проводятся исторические и археологические исследования на месте деятельности Английской духовной Миссии Лондонского Библейского Общества в Забайкалье (первая половина 19-го века).

 

200-лет Евангельскому Движению в России

 

Изданы справочные материалы по результатам исследований и представлены на научно-практических конференциях с участием российских и иностранных ученых и представителей государственной власти. В ходе исследования деятельности Английской духовной Миссии были выявлены архивные источники, отсылающие к Указам Императора Александра I, как вдохновителя начала переводов Библии на русский язык, послужившего появлению современного Евангельского движения сначала в Православии, а затем и в выделении Евангельского Христианства в отдельную российскую конфессию. Так же были обнаружены связи данного духовного начинания с появлением во второй половине 19-го века, в Петербурге, движения духовной реформации в кругу российских властных элит (через полковника Пашкова), затронувшей, в т.ч., Императорскую семью. Последующую репрессивную (обер-прокурор Синода Победоносцев) и (как следствие непринятия элитами духовного обновления общества) революционную реакции в России. Обнаружены признаки непрекращающегося развития Российской духовной реформации в духовно-социальной концепции Евангельских Христиан - Прохановцев и воссоздании Евангельского Христианства в его нынешнем виде.

В статье, опубликованной ранее на портале "Протестант", я указывал, что "... сохраняя духовную, апостольскую преемственность Церкви Христовой, евангельское христианство, как конфессия, сформировалось на историческом пространстве России и не привнесено извне западной или восточной культурой. Чтобы убедиться в этом, давайте, прежде, разберемся с самим термином - «евангельские христиане». Простым языком можно сказать, что евангельский христианин - это человек, строящий свою веру и убеждения на изучении Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа и всем Священном Писании. Данный термин является обобщающим и веросоединительным для многих современных христианских конфессий, в то же время предоставляя каждой из них свободу в традиции церковного и богослужебного устройства. История российского евангельского движения берет свое начало с того момента, когда в феврале 1816 года Император Александр I повелел осуществить перевод Нового Завета на русский язык"

Таким образом я считаю, что все существующие сегодня христианские религии, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, должны быть заинтересованы в том, чтобы, наконец, было заполнено недостающее звено в естественном развитии российского христианства - выделении исторической, или другим словом "традиционной" для России протестантской конфессии. Православие может быть в этом заинтересовано с целью положить конец идентификации протестантизма исключительно как "западной" формы христианства, со всеми вытекающими из данной парадигмы мышления минусами для себя. Ну а для последователей, хотя и  появившихся на западе протестантских религиозных течений, но пришедших в Россию уже многие десятилетия (а некоторых, как, например - баптистов, уже и более ста лет) назад, такое развитие российского христианства станет поводом для начала более масштабного диалога, друг с другом прежде всего, а так же с остальными членами гражданского общества на основе двухвекового исторического наследия Евангельского Движения России.

Исходя из выше указанного, в настоящее время определена основная задача исследований: разработка научного обоснования 200-летней истории появления и развития Российской религиозной реформации и ее движущей части - Евангельского Христианства, как "традиционной" российской конфессии.

На данном этапе уже требуется подключение к исследованиям широкого круга научной общественности для подготовки материалов (архивные, диссертационные и т.д.) с целью создания фундаментального научного обоснования по теме исследований.

Инициаторы обращаются к заинтересовавшимся данной тематикой ученым с просьбой помочь им в розыске документов в архивах  Москвы и Санкт-Петербурга (приводим отрывок из обращения исследователей):
" Приветствуем Вас, уважаемые коллеги!

Дальность расстояния Забайкалья, где проживают исследователи, от центральных архивных учреждений страны не позволяет местным ученым получить представление о наличии в них соответствующих документов по целому ряду проблем:

1) Есть ли в архивах сведения об Английской духовой миссии в Бурятии. Среди частных вопросов: как состоялась встреча и о чем шел разговор с миссионерами императором Александром и духовных дел А.Н. Голицыным 5 января 1818 г. в Москве о направлении миссии в Сибирь; осуществлялась ли переписка миссионеров с царским двором о всей деятельности среди бурят; какие есть правительственные распоряжения об учреждении Иркутского (1818) отделения Российского Библейского общества и его филиалов в Верхнеудинске, Селенгинске и  Троицкосавске (Указ 1817 года); как в этом участвовали иркутский губернатор Н.И. Трескин, графы Кочубей и Галицын, барон Шиллинг, сенатор Сперанский, английские миссионеры в России Пиркентон  и Гендерсон, генерал Саблуков; как Сартепский торговый дом в Петербурге осуществлял банковские переводы из Англии в Сибирь. Нам не ясно, каким образом некоторые ученые из числа английских миссионеров были экзаменованы Николаем I и получили самые высокие оценки императора. Очень важный вопрос – где письма и дневники английских миссионеров, которые шли через Петербург, а снимаемые копии оставались у поверенного Шотландского миссионерского общества в Петербурге пастора Р. Книлля. Хотелось бы ознакомиться с перепиской о закрытии Английской духовной миссии.

2)По истории организации обслуживания протестантов из числа каторжных и поселенцев. В первую очередь это большая группа протестантов Австро-Венгрии, попавших на Нерчинскую каторгу после поражения Венгерской революции 1849 года. Где хранятся архивы Иркутского «дивизионного» пастора по обслуживанию вновь прибывших единоверцев за Байкал. Мы имеем переписку пастора о соединении всех протестантов в одном месте и строительстве для них храма. Кроме того, он посещал всех, направленных на поселения в отдельные деревни Забайкальской области. Из имен  нас интересует великий венгерский поэт и вождь Революции Шандор Петефи, скончавшийся в 1856 году в Баргузине. Пастор делал подробные отчеты о своих поездках по окормлению единоверцев. Где они могут сохраниться? Он был обязан отсылать их в центральное ведомство страны, связанные с вероисповеданием.

3) По истории возникновения и развития Российского Евангельского Движения, раскрывающие обозначенные выше события.  Хотелось бы знать, в каких архивохранилищах содержатся документы о начале Евангельского вероисповедания в Москве и Санкт-Петербурге (Корф, Пашков). Нужны отчеты обер-прокурора Синода Победоносцева и других профильных структур  о влиянии Евангельского движения  на политические круги и членов Императорской семьи. То же по деятельности Проханова в период 1900-1929 г.г.
Будем благодарны за содействие в поисках следов интересующих нас документов и фамилий. Ваши материалы, а так же любую другую информацию, раскрывающую обозначенную тему исследований, мы готовы будем внимательно изучить и использовать в последующих справочниках и публикациях.  При положительном ответе готовы обсудить условия сотрудничества и соавторства в изданиях по результатам исследований.

Однако, несмотря на продолжающиеся исследования, уже имеется большое количество материалов, раскрывающих историческое наследие Евангельского Христианства в России. Выпущено немало научных статей и публицистики на данную тему.

На интернет-портале "Протестант", недавно был опубликован мой материал о двух российских реформаторах-евангелистах XIX-XX в.в., В.А.Пашкове и И.С.Проханове, всей своей судьбой послуживших для становления и развития российской духовной реформации не меньше, чем Кальвин и Лютер для европейской: "...масштаб их личностей и Божьего призвания простирается намного дальше конфессиональной ограниченности...и в настоящее время труд и плоды российских реформаторов продолжают влиять на развитие всего евангельского движения как в России, так и в мире. Выросли потомки учеников Пашкова/Проханова. Разъехались по разным уголкам планеты. Но везде, где бы не падало зерно российской реформации, неизменно, продолжается генезис полноценного Евангелия, сформированного в суровой российской действительности и впитавшего в себя селекцию стойкости духа, высокой социальной ответственности и всеобщей соборности во Христе Иисусе". Для неравнодушных к своей истории евангельских христиан подготовлены несколько интересных мероприятий, которые позволят им не только не оставаться безучастными к труду своих замечательных наставников-первопроходцев, но и создавать, т.н. современным языком, "маркеры" единства веры, делающие узнаваемыми Евангельских Христиан, где бы они не находились.

Вот, например, один такой "маркер". В 2017 году исполняется 115 лет с даты первого выпуска сборника духовных песнопений евангельских христиан "Гусли" (1902 г.), осуществленным братом И.С.Прохановым в типографии МВД Российской Империи. Это событие стало знаменательным, т.к. впервые в нашей стране на государственном уровне был разрешен цензурой 20-ти тысячный тираж духовной протестантской литературы, вдохновившей веру многих евангельских христиан. Инициативной группой священнослужителей ЕХ было предложено провести в этом году в церквях Евангельских Христиан один из дней (например, на праздник Жатвы), посвященный чествованию первого издания "Гуслей" путем общецерковных песнопений гимнов из сборника, чтения Евангелия и места из книги И.С.Проханова "В котле России", очень интересно описывающее это историческое событие.

Так же, был подготовлен эскиз исторических табличек о Пашкове/Проханове для их размещения на зданиях Евангельских Христиан. Если вы готовы стать участником данного благого дела, как то указано в Слове Божием: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7), то можете скачать прикладываемый эскиз одной или обеих исторических досок, изготовить их у себя на месте по эскизному образцу из любого материала, и разместить памятную доску на фасаде своего здания.

200-лет Евангельскому Движению в России 200-лет Евангельскому Движению в России
Скачать Скачать

А еще разработаны проекты исторических досок (подобные экизам, но с более общественной информацией) для размещения на общественных зданиях Москвы и Санк-Петербурга, в которых проходили первые собрания групп Пашкова/Проханова. В связи с высокой стоимостью изготовления этих досок из металла (около 110 000 рублей за шт., всего планируется к установке 10 шт.) начат сбор пожертвований на их изготовление.
Если ваше сердце, дорогие братья и сестры во Христе Иисусе, расположено к финансовому участию в продолжении исследований истории Российского Евангельского Движения и/или в производстве и размещении памятных досок Пашкова/Проханова в общественных местах двух столиц России и на зданиях ЕХ, то вы можете направить свои добровольные пожертвования на указанные ниже реквизиты:

Религиозная организация евангельских христиан "Евангельская Христианская Церковь"

ИНН 2460086667 КПП 771001001 Р.счет 40703810200000008458 Наименование банка: ВТБ 24 (ПАО) К.сч. 30101810100000000716 БИК 044525716

назначение платежа для исследований "Добровольное пожертвование на уставную деятельность: изучение традиций христианства".

- назначение платежа для изготовления и установки исторических досок: "Добровольное пожертвование на уставную деятельность: сохранение традиций христианства".

Пожертвование можно внести в любом отделении банка ВТБ24 или через систему онлайн-платежей по приведенным реквизитам.

Бог да благословит Вас в этом благом деле и Ваши семьи, земные и духовные, и да воздаст Вам по Вашему усердию и Своей милости!

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения".
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения". Доклад епископа религиозной организации евангельских христиан "Евангельская Христианская Церковь", Павла Орехова прочитанный на Консультативном...
"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"
Доклад епископа "Евангельской христианской церкви" Павла Орехова прочитанный на заседании круглого стола прошедшего в Общественно палате РФ. Как участник дискуссии я вижу, что в обсуждении присутствует некое маятниковое...
Два реформатора
В замечательный год 500-летия европейской Реформации и год выбора российского общества пути развития государственно-межконфессиональных отношений (как это стало очевидным по жирной кляксе вместо запятой под законодательными...
Суд над "Свидетелями Иеговы" - начало новых гонений?
В последние годы в России значительно изменилось законодательство о религиозной деятельности. Власть стала обращать более пристальное внимание на деятельность религиозных объединений, ввела в действие нормы закона, жестко...
ОП РФ защитит протестантов
29 марта в рамках очередного заседания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений обсудили ситуацию в Забайкальском крае в связи с неправомерными действиями...
Как стать христианином – Христиане.ру