Главная>Новости>Аналитика>Современная концепция миссионерской работы

Современная концепция миссионерской работы

Современная концепция миссионерской работы
Автор: Йоханнес Раймер, директор отдела по связям с общественностью Всемирного евангелического альянса (WEA).
09.11.2022

Изменение мира
Христиане, как последователи Иисуса, призваны идти по всему миру и делать учеников Иисуса во всех народах. Своим ученикам Иисус сказал: «Идите по всему миру и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).

Последователи Иисуса должны преобразовать соответствующий этнос таким образом, чтобы он отражал то, что Иисус считает правильным. Греческий термин этнос означает здесь народ в его социокультурном пространстве, сообщество, включающее его живую культуру и идеологию. В основе такого пространства лежат те бытовые вещи, которые составляют его культурную и идеологическую самобытность. Завоевать людей в этом пространстве для Иисуса и убедить их жить так, как это принято под правлением Бога, таким образом, является миссией.
То, как эта миссия может быть осуществлена, решается в теории миссии, теории, которая описывает стратегию и практику миссии христиан в мире. Если миссия христиан заключается в преобразовании этноса, то есть в изменении и оформлении повседневного быта, согласно заветам Евангелия, то становится интересной и теория изменения бытия, включив в него быт. для теории миссии. Имеет смысл задаться вопросом, в какой мере обыденность присутствует и в сфере духовной жизни и как это, однажды осознанное, может качественно изменить религиозное существование людей.
Сегодня в культурной антропологии предполагается, что религия является неотъемлемой частью каждой культуры. Не существует такой вещи, как культура, свободная от религии. 

Люди стремятся разобраться в вопросах, стремлениях и переживаниях, лежащих за пределами их обычного восприятия. И их общий ответ на такие трансцендентные ощущения формирует религиозную веру, которая затем находит выражение в ритуалах и этике. И однажды установившись, такие обряды и нормы вскоре становятся само собой разумеющимися установками в данной культуре. Другими словами, они становятся повседневностью, будничностью.
Таким образом, теоретику миссии рекомендуется понять религиозно-культурную повседневность, а затем установить трансформационно-миссионерские альтернативы в таких условиях. Как и в случае с мобильным телефоном, старые отношения заменяются новыми. Изменения происходят, и новое распространяется, не встречая сразу ожесточенного сопротивления со стороны общества.

Святой Дух меняет все

Как это работает, можно изучить в постпятидесятническом Иерусалиме. Для религиозных евреев было естественной частью повседневной жизни ходить в храм, приносить жертвы и ожидать, что Бог, в Которого они верят, благословит их и обогатит их жизнь. Храм как общепринятое и общепринятое место обитания Бога был религиозным обыденным явлением.
И первые христиане не отменили этот религиозный обычай иудеев. Наоборот, Петр и Иоанн, как сообщает Лука в Деяниях 3:1 и далее, по своему обыкновению шли в храм в час молитвы. И вот у красивых ворот храма они наткнулись на нищего, который сидел там. Ибо нищие подаяния также были частью обыденного храмового культа в Иерусалиме. И два апостола тоже не проходят мимо нищего. Что они и делают, то вносят в эту привычную повседневность искомое исполнение томления, которое было связано и с посещением храма, и с попрошайничеством у Красных ворот: хромой выздоравливает и теперь дозволяется самому посещать храм , и все посетители-евреи становятся свидетелями исцеляющего чуда. Результатом является обращение 5000 человек к Иисусу.
Итак, ранняя церковь в Иерусалиме знала религиозный и материальный быт своих современников. Они не обсуждали их критически, но открылись Божьему руководству, чтобы исполнить желания, скрытые за религиозными установками.

В Деяниях 2:43-47 говорится: «Всех охватил страх; и многие чудеса и знамения были совершены через апостолов. И все, кто уверовал, были в одном месте и имели все общее. 45 Они продали имение и имущество и разделили их всем, каждому, сколько ему было нужно.  День за днем ​​они единодушно оставались в храме, преломляя хлеб по домам и пируя вместе в радости и простоте сердца.  Они славили Бога и снискали расположение всего народа. И Господь ежедневно прилагал к их общению тех, кто должен был быть спасен».
Что делали первые христиане? Они ежедневно общались друг с другом, посещали храм, обедали друг с другом в своих домах, делились своим имуществом с нуждающимися и видели, как Господь ежедневно приводил людей в их общение. Они прославляли Бога, проявленного в форме Святого Духа среди них, и видели, как массы людей обращаются к своему Господу. Таким образом, работа Святого Духа стала новым обыденным явлением, а привязанность к старым повседневным религиозным стремлениям иерусалимцев вызывала благосклонность иудеев и вызывала их интерес. Таким образом, тысячи из них нашли путь к личной вере и присоединились к молодому сообществу.
Конечно, так было с ними не всегда.

Обыденность присутствия Бога в их жизни пришла только с сошествием Святого Духа. До этого они прятались от евреев из страха. Пришествие Духа Божьего дало им неожиданную силу и коренным образом изменило их повседневную жизнь. Как и обещал им воскресший Иисус. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деяния 1:8).
В Святом Духе Бог стал всегда, то есть повседневно, доступным для последователей Иисуса. Впечатляет то, что Иисус подтверждает Своим ученикам, когда Он прощается с ними в Своем Великом поручении в Мф 28:19-20: «Идите по всему миру и научите все народы Ии вот, Я с вами всегда, даже до конец века», Иисус обещает быть там вечно, даже в нашей повседневной жизни, и это через Его Святого Духа». Ничто не должно быть для христианина так самоочевидно, как присутствие их Господа в их повседневной жизни!!! Бог с нами – обычное дело. Что может быть больше этого?
По общему признанию, Его присутствие официально установлено.

Он среди нас в Своем Теле, Церкви Иисуса. Она организована как соматическая структура, состоящая из членов, каждому из которых суждено выполнять вполне определенные функции. Как есть рука, чтобы схватить и нести, и нога, чтобы двигать тело, и око, чтобы различать пути, и язык, чтобы слышать себя, так, по словам апостола Павла, один член наделен даром знания. , другой с даром мудрости, и еще один с даром евангелизации или различения духов (1 Кор. 12:1-12). Дары определяют служение. В результате можно служить всем людям (1 Кор. 12:4-6), и сама церковь начинает расти (Еф. 4:16).
Отметим, что вопрос о возможности преобразования повседневной жизни силой Евангелия, очевидно, напрямую связан с присутствием Святого Духа. Он тот, кто создает связь с повседневностью существования в соответствующем культурном и социальном пространстве, удовлетворяет визуальные желания людей и вызывает интерес к деятельности Бога.

Но исполнители — это люди, которые следуют за своим Господом Иисусом и ощущают его присутствие в повседневной жизни.

Повседневная миссионерская работа – что нужно учитывать?
Что касается теории миссии, из того, что было представлено, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, христианская миссия направлена ​​на преобразование людей через обращение людей к Иисусу, вызывающее радикальные изменения в их повседневной жизни. «Кто во Христе, — отмечает апостол Павел, — тот новая тварь. Древнее прошло, теперь новое начинает быть» (2 Кор. 5:17).

Только так люди могут «стать праведностью, имеющей значение пред Богом» (2 Кор. 5:21). И эта миссия начинается в повседневной жизни людей. Он обращается к повседневной жизни жизненного пространства своей целевой группы, понимает стремления людей и приносит удовлетворение в их жизнь. Не воскресенье, повседневная жизнь является основным полем миссии.
Во-вторых, религиозные условия культуры предлагают большие возможности для миссионерской трансформации. Это та Общая Основа человеческого поиска смысла во всем сущем, которая иногда имеет поразительные общие черты. Немецкий миссиолог Петер Бейерхаус даже говорил о теономическом и антропологическом принципе в религиях. И наряду с такими обыденностями, совершаемыми Самим Богом или также человеком, возможны и беседа о вере, и евангелизационное возвещение. Конечно, Бейерхаус также говорит о демонологическом измерении религий.

Поэтому следует различать, где можно искать миссионерского диалога, даже если он должен быть обязательным, а где его следует избегать.

В-третьих, все религии вторгаются в повседневную жизнь людей через установленные обряды и этические принципы, сформулированные сообществом верующих. Будучи повседневными аспектами построения веры, они призваны укреплять верующего в его или ее поисках смысла. Если такой поддержки не происходит, происходят кризисы веры. Наряду с такими переломными моментами христианская вера может и должна давать ответы и способствовать исполнению религиозных желаний. Такие обряды, как время молитвы, ритуалы очищения, почитание и поклонение, нацелены на результаты действия, которые, однако, остаются отсутствующими, когда традиционно превращаются в простой ритуал. Тогда встреча с христианской альтернативой может привести к повороту в жизни. Бесчисленное множество мусульман сегодня сообщают о большом удивлении, которое их преподнесла встреча с молящимися христианами. И эффективная молитва в конечном итоге убедила их искать Иисуса как своего Господа и следовать за ним.
И, наконец, именно присутствие Святого Духа приводит в движение такую ​​трансформацию. Он творит знамения и чудеса через христиан, полностью подчиняющих себя Ему. Посреди религиозного пространства, которое ищет Бога и чтит Его, но не знает ни Его истинного лица, ни Его способов работы. Как и в случае с евреями в Иерусалиме, мощные проявления его присутствия могут происходить во многих местах и ​​изменять установленную в жизни обыденность, но не преобразовывать ее. И в результате в повседневную жизнь пострадавших входит новая обыденность – Божье присутствие.

Обыденность – концепция покоряет академический мир
В последние годы академическая дискуссия в социальных науках сильно сосредоточилась на концепции обыденности человеческого существования. Под обыденностью в этом контексте понимается «обычное, обыденное явление, не характеризующееся ничем экстраординарным» или даже «повседневный процесс». представляет собой нечто особенное. Таким образом, повседневность есть то, что естественно принадлежит повседневности, жизни как таковой. Его не нужно придумывать или вызывать особыми достижениями. Каждый день — это просто часть жизни.

Таким образом, этот термин был введен в дискуссию немецким философом Мартином Хайдеггером (1889–1976). Для него повседневность означает фундаментальный способ бытия.
Можно понять, почему социальные науки интересуются повседневностью. Они в своих исследованиях заметно заинтересованы в формировании человеческого бытия, то есть именно в динамике повседневности, в центре которой повседневность лежит и может существенно ее формировать. Так, например, то, что является повседневным, легко контролировать и относительно легко формировать.
Столетие назад австрийский национальный экономист и политик Йозеф Шумпетер (1883–1950) утверждал, что повседневность не требует особого управления. Он использовал свою проницательность, чтобы побудить бизнес придать своим продуктам образ, по существу принадлежащий общественной повседневной жизни, создавая своего рода самоочевидность принадлежности к самому повседневному опыту потенциальных клиентов, что минимизировало бы дорогостоящие расходы на рекламу. То, что считается само собой разумеющимся в повседневной жизни, также покупается людьми как само собой разумеющееся. Этот принцип можно применить и к формированию политики в обществе.
Общее принятие обыденности как принадлежащей жизни делает привлекательность обыденности. Оно составляет нашу жизнь, но не требует, чтобы мы воплощали его в жизнь.
Конечно, повседневность надо узнать, увидеть и назвать. Простые примеры иллюстрируют сказанное. В большинстве культур мира это повседневное правило – воду пьют из кувшина, стакана, чашки и подобных емкостей. И именно поэтому вы можете найти их в каждом доме.

По общему признанию, питье из контейнера не всегда было таким естественным, как сегодня. А есть еще культуры, которые обходятся без контейнеров, правда, со значительной потерей воды. Точно так же обычным является наша одежда, наша потребность в крыше над головой и так далее. Все эти люди однажды впервые открыли для себя, были им захвачены, и сегодня эти предметы, процедуры и отношения абсолютно естественны, принадлежат и облегчают жизнь.
Но не только предметы являются обычными. Человеческие существа являются коллективными существами, и межличностное общение является одним из общих мест жизни. Нам нравится делиться и слушать, нам нравится играть, мы любопытны и всегда ищем последние новости. А кто не любит рассматривать фотографии из последней поездки?
Телекоммуникационные компании ловко используют эти повседневные явления, чтобы представить смартфон как инструмент для общения, игр и получения информации из Интернета, как естественную часть жизни. Он удовлетворяет потребности людей в общении, предлагает игры и является отличным источником информации. А современный смартфон может гораздо больше. Неудивительно, что большинство людей сегодня с трудом представляют себе жизнь без сотового телефона.
По общему признанию, с мобильным телефоном люди меняют не только способ общения, игры или получения последних новостей. Сегодня мобильный телефон переворачивает наше поведение с ног на голову несколькими способами.

То, что должно служить общению, делает человека все более одиноким и изолирует нас от сообщества с другими, делает зависимыми и больными. Это часть нашей повседневной жизни, но это уже давно перестало быть тем, чем было когда-то.
Как показывает пример с сотовым телефоном, повседневность жизни можно инструментализировать, чтобы существенно формировать и даже изменять человеческое существование.

Темы этой статьи
Похожие статьи
Евангельские организации должны перестать быть западными
Большинство христианских миссионерских проектов полагаются на поддержку Запада. Как только данная нация или критическая часть данного общества повернется против Запада, финансовая поддержка иссякнет или попадёт под запрет. А...
С чего начинается проповедь?
Автор: Сергей Быструшкин, христианский журналист, писатель. Нашичитатели хорошознают Сергея Быструшкина как автора серии рассказов "Шеф" публикуемых на нашем портале. Сегодня мы представляем вашему вниманию статью-размышление...
Евангельские христиане в древней Бухаре
Автор статьи:Доктор Йоханнес Раймер - руководитель отдела общественного взаимодействия Всемирного евангелического альянса и профессор миссиологии и межкультурной теологии Теологического университета Эверсбаха. Бухара, один из...
Очень!!! полезный совет адвоката
Так как стремящиеся свидетельствовать о своей вере протестанты уже не раз становились мишенью для "бдительных" сотрудников правоохранительных органов, выдвигающих обвинение в незаконной миссионерской деятельности,возникла необходимость...
В свободе и единодушии - Конгрегационалисты во время перемен
1. Конгрегационализм как возможность и проблема. Большинство свободных евангельских церквей создано по принципу конгрегационализма. Автономия каждой местной общины является ценным активом.[2] В своей поместной форме она...
Как стать христианином – Христиане.ру