1. Почему важно говорить о пятигранном служении?
В различных церковных организациях меня снова и снова спрашивают, почему я продолжаю говорить о важности пятигранного служения. „Церковь обходилась без него две тысячи лет - почему вдруг сейчас?“ Мой ответ обычно дифференцирован. С одной стороны, я спрашиваю, действительно ли мой собеседник уверен, что церковь обходилась без пятигранного служения в течение двух тысяч лет своей истории. Ведь все движения пробуждения в церкви неоднократно указывали на оживление служений из Еф. 4.
А во-вторых, я спрашиваю своих критиков, знают ли они, что подразумевается под пятигранным служением и для чего оно полезно. На оба вопроса я обычно получаю лишь молчаливое покачивание головой.
В этой лекции я попытаюсь ответить на второй вопрос. Церковная история знает бесчисленное множество примеров, когда служение апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей возрождалось. Церковные историки неоднократно отмечали, насколько решающее значение имело такое посвящение для соответствующего духовного пробуждения. Пятигранное служение в очередной раз доказало, что оно является сильной рукой Божьей, как назвал его швейцарский богослов Йенс Кальдевей.[1] В чем же заключается особая задача служения в созидании церкви и Царства Божьего?
2. Бог поместил в Свою церковь ...
Упоминание о пятигранном служении можно найти в Ефесянам 4:11. Вряд ли кто-то из апостолов был так озабочен церковью Иисуса и ее миссией в мире, как апостол Павел. Несколько посланий апостола посвящены церкви, ее структуре и миссии. Послание к Ефесянам, вероятно, является самым важным. Здесь апостол пишет о лидерстве в церкви:
«И Сам Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 дабы святые были снаряжены на дело служения. Сим созидается Тело Христово, 13 доколе все достигнем единства веры и познания Сына Божия, совершенного человека, в меру полного возраста полноты Христовой, 14 чтобы нам не быть уже незрелыми и не носиться под всяким ветром учения, колеблемыми лукавыми метаниями человеков, которыми они хитро обольщают нас. 15 Но да будем истинны в любви и да возрастаем во всем в Того, Кто есть глава, во Христа. 16 От Него все тело скрепляется и удерживается всякими узами, питающими тело силою, которая дается каждой части. Так тело растет и созидается в любви». (Еф. 4:11-16).
Сам Бог возложил на Свою церковь определенные функции - одного этого должно быть достаточно, чтобы ответить на наш вопрос, почему пятигранное служение так важно для церкви. Бог хочет этого, значит, это важно в Его глазах. Конечно, критически мыслящие люди не могут так просто отмахнуться от такого предложения. Они хотят знать, почему Бог установил это служение.
И наш текст дает ответ. Апостол Павел приводит следующие 7 причин необходимости служения:
(1) Чтобы святые были снаряжены на дело своего служения. Последователи Иисуса - это Его «творения, созданные на добрые дела, которые Он уготовал им наперед, чтобы они поступали по ним» (Еф. 2:10). Поэтому выяснение того, какое служение предназначено для меня, имеет решающее значение для моей жизни. В конце концов, Господь однажды спросит Своих, что они сделали с талантами, которые Он им дал (Мф. 25:14-30). Христиане призваны жить в соответствии со своим призванием, и в этом им должны помогать люди, которых назначил Бог, - люди в пятигранном служении.
(2) Через пятигранное служение церковь должна созидаться как Тело Христово. Поэтому рост церкви предполагает это служение.
(3) Служение способствует единству веры. Единство необходимо только там, где есть разнообразие. Например, в теле. Единство между глазами и руками жизненно важно, или ногами и ушами. Вы быстро столкнетесь с трудностями, если отдельные члены тела будут действовать несогласованно. Так и с телом Христа, Церковью, дело обстоит не иначе. Пятигранное служение гарантирует единство тела. Если его нет, то быстро возникают разделения.
(4) Служение гарантирует совершенное знание того, что хочет Бог. Ибо оно позволяет каждому члену Тела Христова использовать свой личный дар Духа, будь то дар милосердия или слово знания или откровения. Таким образом, и только таким образом, христиане познают Христа во всем Его совершенстве.
(5) Служение защищает христиан от незрелости и предохраняет их от ложных учений. Пророческая проницательность и учение здесь гармонично сочетаются. Человек не просто следует за каждым буйком духовного ветра, но ориентируется на Слово Божье из уст пророков и учителей.
(6) Служение способствует любви между христианами и, таким образом, крепким узам единства.
(7) Таким образом, служение способствует численному росту тела, то есть эффективному благовестию и миссии.
3. По мере дара и действия.
Если посмотреть на последствия служения, то остается только удивляться, почему так много общин выступают против введения этого служения. Очевидно, что их страх имеет теологическую и деноминационную основу. В конце концов, то, чего никогда не было в нашей церкви, не может быть правильным. Принцип, который может быть проблематичным во всех отношениях, особенно если он явно нарушает Священное Писание.
А в нашем случае он явно противоречит Писанию. Если мы стремимся к духовной полноте и церковному росту, мы должны задуматься. В конце концов, ни одна церковная традиция в мире не может объявить вне закона то, что Священное Писание устанавливает в качестве основы для индивидуального и церковного роста. В конце концов, слово Божье имеет значение! Другими словами, нет никакого способа обойти пятигранное служение, если ожидаются новые начинания и рост. Так установил Бог, и так церковь вырастает в полный рост Христов.
Апостол Павел описывает жизнь в церкви в 1 Коринфянам 12:4-11 следующим образом:
«Дары различны, но Дух один и тот же. 5 И разные служения, но один Господь; 6 и разная сила действия, но один Бог, действующий все во всем. 7 Через каждого Дух проявляет Себя на пользу всем. 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, 9 иному вера тем же Духом, иному дар исцеления тем же Духом, 10 иному сила творить чудеса, иному пророчество, иному дар различения духов, иному различные виды языков, иному дар истолкования. 11 Но все сие творит один и тот же единый Дух, разделяя каждому по отдельности, как хочет».
Церковь - это органическая структура, в которой каждый член служит другим на благо всех. И как? Каждый получает свой дар от Духа Божьего, в соответствии с которым Господь распределяет служение, и если служение соответствует дару, то возникает сила.[2] Благо - это общее, или, скорее, всеохватывающее благо. Она включает в себя миссионерскую эффективность, пророческую ясность, евангелизационную убежденность, личный духовный рост и укоренение в Слове Божьем.
Таким образом, святые будут совершать свое служение и возрастать в полноте Божьей. Они становятся твердыми в своей вере и вооруженными против всякого лжеучения, а их общение становится крепким, что приводит к росту церкви (Еф. 4:12-16).
И эта ориентация возможна потому, что они поддерживаются в своем ученичестве пятигранным служением. Апостолы обостряют миссионерское видение и фокус, пророки помогают понять руководство Господа, евангелисты учат, как жить и говорить так, чтобы их современники поняли и открылись для жизни с Богом. Пастыри сопровождают святых в процессе освящения, а учителя закладывают библейские основы. В результате получается миссионерская церковь, которая существует для Бога, слушает Бога, провозглашает Бога людям и при этом становится все более похожей на своего Господа и опирается на Писание.
4. Великая ошибка церковной истории.
Уже во втором веке апостолы и пророки все больше исчезали из жизни церквей. Им быстро отвели ограниченную роль в истории церкви. О них говорили, что они были людьми, избранными Богом, чтобы заложить фундамент, ссылаясь на апостолов. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что в данном тексте речь идет о руководителе поместной церкви, а не об апостолах Христа. В Новом Завете упоминается гораздо больше апостольских служителей, чем 12 учеников Иисуса, а Павел и вовсе считается заменой Иуде-предателю.[3]
С исчезновением апостольского и пророческого служения миссионерская инерция вскоре усилилась, и ересь распространилась по всей империи. Казалось бы, решение было найдено быстро - епископы взяли на себя управление, а во главе церкви поставили Папу Римского и Патриарха Константинопольского. Конечно, такая централизованная структура, которая должна была регулировать духовную жизнь, была принята не везде. В результате вскоре возникли расколы, которые затем жестоко и яростно подавлялись из центра. Началась фрагментация церкви, которая продолжается и сегодня.
Ответом на этот вопрос может стать последовательное возвращение к библейской модели пятигранного служения. Таким образом можно восстановить утраченное.
Конечно, попытки сделать это предпринимались на протяжении всей истории. Уже во втором-третьем веке монтанисты выступали за возвращение к библейским служениям. Но епископальная церковь подавила это движение силой. Затем были катары, вальденсы и многие другие. Сегодня харизматическое движение снова берется за пятигранное служения. Я очень надеюсь, что оно одержит победу.
5. Пятигранное служение - сотрудничество, основанное на принципах.
1.1. Одна команда, но не все одинаковые.
Церковное руководство в миссионерских церквях пятигранно. Оно состоит из апостолов, пророков, евангелистов и учителей. Апостол Павел описывает состав, функции и динамику команды в Ефесянам 4:11-16.
«И Сам Он поставил святых, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 дабы святые были снаряжены на дело служения. Сим созидается Тело Христово, 13 доколе все достигнем единства веры и познания Сына Божия, совершенного человека, в меру полного возраста полноты Христовой, 14 чтобы нам не быть уже незрелыми и не носиться под всяким ветром учения, колеблемыми лукавыми метаниями человеков, которыми они хитро обольщают нас. 15 Но да будем истинны в любви и да возрастаем во всем в Того, Кто есть глава, во Христа. 16 От Него все тело скрепляется и удерживается всякими узами, питающими тело силою, которая дается каждой части. Так тело растет и созидается в любви». (Еф 4:11-16).
Мы обсудили необходимость и функцию этого в первой части. Теперь речь пойдет о динамике в команде. Как эти пять органов работают в организме? Как они функционируют как команда?
Даже при беглом прочтении текста становится ясно, что члены команды призваны в нее в соответствии с их особыми духовными дарами и, соответственно, компетенцией. Они не должны сначала стать апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и учителями - они уже ими являются. Дары и компетенции здесь - это не описание задач, а, прежде всего, дары Святого Духа.
Во-вторых, именно Бог призывает и помещает этих одаренных людей в Свою церковь. Церковь может лишь констатировать тот факт, но агентом является не кто иной, как Сам Бог. Церковь признает, называет и исполняет назначение.
В-третьих, одаренные должны выполнять задания в соответствии со своими особыми дарами. Для апостола это апостольское, то есть миссионерское видение и руководство, для пророка – слышание конкретной воли Божьей, для евангелиста - донесение Евангелия до неверующих, для пастыря - личный духовный рост, а для учителя - основание в Священном Писании.
И наконец, апостол Павел устанавливает определенный порядок в команде. Сначала действуют апостолы и пророки, затем остальные. Означает ли это что-то вроде субординации в команде?
5.2. Во-первых апостолы.
Апостол Павел называет апостолов первыми, и это не значит, что они важнее остальных, но, по-видимому, их приоритет в руководстве церковью является чем-то вроде расстановки приоритетов.
На апостолах и пророках лежит особая задача заложить здоровое основание. Павел пишет Eфесянам:
«Итак вы уже не странники и пришельцы, но сограждане святым и члены дома Божия, 20 построенные на основании Апостолов и пророков, Иисус Христос есть краеугольный камень, 21 на котором все здание, слагаемое вместе, возрастает в святой храм в Господе. 22 Через Него и вы созидаетесь в жилище Божие в Духе». (Еф. 2:19-22).
Обратите внимание на настоящее время в этом тексте. Церковь не была построена в прошлом, она строится здесь и сейчас, в случае с Eфесянами в Ефесе. Речь идет, прежде всего, о поместной церкви, которая строится на основании, заложенном апостолами и пророками. Это значит, что они задают направление. Не традиция, не отцы церкви, а современные апостолы и пророки. Таким образом, церковь становится миссионерской и чрезвычайно адекватной и современной. Она находится в нужном месте в нужное время.
На практике это может выглядеть так. Мы открыли новую церковь в нашем районе. Сразу же встал вопрос о том, где, с кем и в какой форме должна быть эта церковь. И подобно апостолу Павлу во время его второго миссионерского путешествия, который со своей командой пробовал то тут, то там, пока наконец не получил видение македонянина, который сказал ему: «Приди и помоги нам», мы не хотели действовать. Нам нужно было апостольское слово, которое сразу же дало бы нам направление. И вот это случилось. Бог указал нам на поселок, где еще не было церкви. Когда христиане из окрестностей узнали о наших планах, они только раскритиковали нас. В этой деревне никогда не было успеха, наш проект по насаждению церкви скоро провалится и так далее. Но мы держались апостольского видения и слушали слово пророков с широко открытыми ушами. И вскоре Господь заговорил и показал нам плавательный бассейн, который мы должны были получить даром, восстановить его вместе с жителями деревни и затем наблюдать, как Бог приводит людей к вере. Но мэр почти смеялся над нами и требовал от нас 2 миллиона евро. Но мы поверили пророку и в итоге получили здание бесплатно, как и говорил Бог.
Здесь, в этой деревне и на этом месте, мы должны были евангелизировать, пасти людей и обучать их Слову Божьему. Теперь настала очередь евангелистов, пастырей и учителей. За 8 лет мы крестили в этой церкви более 1000 человек, и церковь стала успешной для Иисуса во всех отношениях.
Апостолы и пророки вели за собой, евангелисты несли Евангелие, пастыри наставляли, а учителя пускали глубокие корни в Слове Божьем. И таким образом люди завоевывались для Царства Божьего, освящались, а святые были снаряжены для работы своего служения. И Бог дал Свое благословение.
Было бы немыслимо, если бы мы евангелизировали где-нибудь без апостольского руководства в надежде обрести несколько желающих учеников. Что бы получилось: новая трансферная церковь, состоящая из христиан, которые были недовольны своими прежними церквями и постоянно искали что-то новое. Вместо того чтобы охватить тысячу людей, мы, возможно, крестили бы несколько детей верующих родителей. Но последовательное применение пятигранного служения спасло нас от этой ошибки. И таких примеров можно привести множество.
6. От команды пятигранных лидеров к пятигранной церковной жизни.
Пятигранное служение осуществляется командой одаренных людей. Все их дары используются, но не беспорядочно и несогласованно, а целенаправленно и последовательно.
Все дары Святого Духа можно отнести к одному из пяти направлений в церкви. В миссионерской церкви будут миссионерско-апостольские, пророческие, евангелизационные, пасторские и учительские направления. Соответствующие члены пятигранной команды лидеров отвечают за свой собственный фокус. Таким образом, дары, необходимые для созидания церкви, открыты и видны всем. А снаряжение святых для служения вскоре будет хорошо организовано.
Чтобы сделать идею общине осознанной и доступной, воскресные служения, в частности, должны быть организованы по пятигранной схеме. Я описал эту схему в своей книге «Проповедь в руководстве церковной общиной».[4]
Наш опыт подсказывает, что она лучше всего работает, если выстраивать ее циклами по 2-3 месяца. Есть апостольский цикл, в котором на первый план выходят миссионерский характер и мандат, или пастырский цикл, в котором основное внимание уделяется пасторскому служению со всеми его аспектами. И так далее.
В более развитых церквях проводятся тренинги или даже регулярные школы по соответствующим темам пятигранного служения. Например, наша Школа пророчества стала ядром пророческого служения не только в церкви, но и на местах. Школа евангелизма сделала евангелизацию повседневным опытом в церкви. А школа пастырей сделала ученичество и пасторское служение значимыми. И во всех этих тренингах мы нуждались в здоровом обучении.
Все пять духовных служений имеют свою особую задачу в созидании Церкви Иисуса Христа. Утрата того или иного служения пагубно сказывается на церкви и ее развитии. Поэтому возвращение их церкви более чем разумно.
|
|
|
|
|