1 Просьба не беспокоить, или Вы ...
В легенде о Великом Инквизиторе из романа "Братья Карамазовы" Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) говорит Иисусу: "Ты мешаешь!". Иисус, не вписывающийся в условия институционализированной римско-католической церкви, своей преданностью всем людям нарушает установленный порядок церкви с ее властным аппаратом. Как 2000 лет назад в иудаизме, так и сегодня в каждом автократическом общественном и религиозном движении. Он отказывается жить среди нас, людей, в адаптированном виде.
Однако именно этого на протяжении веков ожидали религиозные лидеры в христианстве. От их последователей ожидается послушание без сопротивления. Их собственного мнения здесь не спрашивают. Институционализированная религия предпочитает видеть в своих последователях "картонные выкройки из катехизиса", которые просто делают то, что предписано доктриной. Для них катехизис - это окончательная истина, неповиновение которой должно быть наказано.
Или нет? Разве христианская вера не привержена истине, вечной божественной истине? И разве вера, заранее сформулированная Церковью, не является этой истиной? Можно ли людям противостоять этой истине без наказания? Скорее всего, нет, не так ли?
Верно, можно только сказать. При условии, что истина определяется так, как это делает сам Бог. Сам факт того, что христианство разделено на тысячи вероучений, каждое из которых считает свои истины абсолютными, должен заставить нейтрального наблюдателя задуматься. Действительно ли церковные догмы являются постулатами истины, как хотят заставить нас поверить соответствующие вероучения?
В Слове Божьем, Библии, истина - это не постулат, а прежде всего личность. Иисус, Бог среди нас, людей, сказал своим последователям следующее поразительное предложение: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоанна 14:6). Божья истина - это то, что Он, Сын Божий, открывает нам через Свою жизнь и слова. Поэтому эталоном является не догма, а Сам Господь. Не то, что люди придумывают на основе своего благочестия, как они толкуют Иисуса и Его учение, а то, что Он говорит и что Он есть, является истиной. Поэтому каждый, кто ищет доступ к истине, должен вступить в личные отношения с Иисусом. Истина - это не то, что мы говорим о Нем, а то, что Он говорит нам.
Неудивительно, что традиционные церкви борются с таким Иисусом. Если каждый человек приглашен к прямому личному контакту с Ним как с истиной, то нет необходимости в предписанных доктринах и, как следствие, в органах церковного контроля. Иисус, доступный для всех, делает церковные структуры власти устаревшими.
Если Иисус беспокоит нас Своим появлением, то истина беспокоит неадекватность наших утверждений об истине. Таким образом, Его нарушение оказывается абсолютно необходимым исправлением. Поэтому Иисус мог сказать иудеям своего времени: "Вы слышали, что было сказано вашим предкам, а Я говорю вам". И тогда он исправил представления иудеев о браке, клятвах и отношениях с врагами (Мф. 5:27-37). Они строили свою жизнь в соответствии со своими представлениями и следили за тем, чтобы все иудеи придерживались этих принципов. И тут появляется Он, Иисус, и всеми силами противостоит им. Это ли не нарушение!
Его вмешательство в события на празднике Кущей в Иерусалиме можно считать парадигмой. В последний день этого праздника по традиции священник брал воду из источника Силоам и торжественно нес ее в храм, где семь раз обходил с водой вокруг алтаря, а затем выливал воду на жертвенник. Тысячи людей шли за ним в надежде, что одно участие в этой процессии принесет им пользу в жизни. Так гласила традиция. И вдруг Иисус встал на пути процессии. В Евангелии от Иоанна 7, 37-39 говорится следующее:
"В последний же, высший день праздника, Иисус встал и воскликнул: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей! 38 Верующий в Меня, из тела его, как сказано в Писании, потекут реки воды живой. 39 И сие сказал Он о Духе, Которого должны были принять верующие в Него, ибо Дух еще не пришел, потому что Иисус еще не был прославлен".
Нет, не традиция, не ритуал, не верное следование доктринам, но только Он, Иисус, есть "путь, истина и жизнь". Все остальное - в конечном итоге утомительная литургия, которая не оставляет после себя ничего, кроме несбывшихся надежд.
Что же это значит, когда Иисус вмешивается в наши убеждения, которые мы так тщательно строили на тексте Слова Божьего? Значит ли это, что Слово больше не имеет силы? Можем ли мы не полагаться только на текст Библии?
Безусловно. Божье Слово надежно и не нуждается в исправлении. С другой стороны, наше слышание и понимание Слова всегда относительно. Мы, люди, слышим и понимаем лишь частично. Об этом пишет апостол Павел в послании к Коринфянам:
«Наше знание разрозненно. Но когда придет совершенное, частичное прекратится. Сейчас мы видим сквозь темный образ, но потом - лицом к лицу. Сейчас я знаю отчасти; а тогда буду знать, как я познан» (1 Кор. 13:9-12).
Нет, проверке подлежит не само Слово Божье, а наше понимание его. Опасность неправильного толкования того, что мы узнаем из Священного Писания, очень велика и неоднократно приводила к развитию ложных учений на протяжении всей истории Церкви. Иисусу приходится снова и снова поправлять нас.
2 Святой Дух ведет нас к истине.
Иисус знал, насколько относительно наше понимание Его Слова, и поэтому обещал Своим ученикам, что пошлет им Святого Духа, Который наставит их на всякую истину. В Ин. 16, 13-14 Иисус сказал:
"Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину. Ибо не от себя говорить будет, но что услышит, то скажет, и что будет, то возвестит вам. Он прославит Меня, ибо возьмет то, что принадлежит Мне, и возвестит вам".
Таким образом, правильное понимание Слова Божьего предполагает, что Святой Дух знакомит нас с истиной Слова. Наших собственных интеллектуальных и духовных способностей для этого явно недостаточно.
Как же Святой Дух вводит нас в истину? Он делает это через людей, которых Он специально одарил для этого. В 1 Кор. 12:4-11 сказано:
"Дары различны, но Дух один. 5 И разные служения, но один Господь; 6 и разные силы, но один Бог, действующий все во всем. 7 Через каждого Дух проявляет Себя на пользу всем. 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, 9 иному вера тем же Духом, иному дар исцеления тем же Духом, 10 иному сила творить чудеса, иному пророчество, иному дар различения духов, иному различные языки, иному дар истолкования. 11 Но все сие творит один Дух, разделяя каждому по отдельности, как хочет".
Итак, Дух Божий открывает истину Божью через церковь верующих. Здесь у каждого есть свое особое место и своя особая задача на благо всех. Есть люди с особой способностью слышать Слово Божье - для мудрости, у других глаз - для знания, у третьих - для откровения. Не все видят все, но вместе они распознают, что Дух Божий хочет сказать церкви через Свое Слово. Таким образом, Церковь Иисуса - это та проницательная община, у которой Дух, Который есть Господь, обострил глаза на Божью истину в Его Слове (2 Кор. 3:17), и которая может распознать, что правильно, а что нет.
И им придется снова и снова сталкиваться с этим вызовом в каждой новой жизненной ситуации. С одной стороны, потому что наше понимание приспосабливается к духу времени, и мы придаем одним и тем же словам другой смысл завтра, а с другой стороны, потому что каждое толкование включает в себя процесс перевода. Передается то, что услышано, а не то, что было на самом деле и имелось в виду изначально.
3 Но разве Отцы Церкви не поступали так же?
Именно поэтому у Церкви есть вероучения и катехизисы, скажут критики. Они гарантируют правильное понимание Слова Божьего, не так ли? И именно они являются критерием для разоблачения ложных доктрин и делают ортодоксию незыблемым фундаментом церкви на протяжении веков.
Возможно, но даже исповедания - это лишь документы очень конкретного времени, очень конкретного культурного и социального контекста. Они отвечают на вопросы своего времени и не являются чем-то вневременным и вечным. Если контекст меняется, возникают другие вопросы, и исповедания могут показаться нереалистичными и шаблонными. Их тоже нужно переосмыслить и истолковывать.
Церковь, которая обращается к Святому Духу, чтобы правильно понимать Слово, может ориентироваться на такие исповедания, но она не будет полагаться только на их язык и толкование. Напротив, она ищет прямого слова Святого Духа, конкретного указания на всю истину в контексте. Ибо только так доброе слово Божье становится истинным ориентиром для жизни.
Конечно, это неизбежно приводит их к конфликту с устоявшимися властными структурами церквей. Как в легенде Достоевского, их великие инквизиторы быстро прибывают на место, и вскоре раздается их громкое "Вы мешаете". А их сановники без колебаний благословляют любое оружие, применяемое против таких смутьянов в тесном содружестве с общественностью, чтобы всеми силами нарушить то, что Иисус с такой любовью хочет исправить в Своей церкви. И вот Его снова и снова прибивают к кресту религиозные фанатики в лице Его последователей. Сотни тысяч из них были утоплены, сожжены и иным образом зверски убиты от рук инквизиции. И все это во имя ортодоксии, которую Иисус хотел исправить. Но смерть мучеников - это семя церкви, которая на протяжении веков обеспечивала свою собственную христоподобную преемственность. Поэтому стоит с любовью вмешиваться. Давайте осмелимся сделать это!
|
|
|
|
|