Главная>Новости>Аналитика>Примирение - место между стульями

Примирение - место между стульями

Примирение - место между стульями
... я понял, что примирение - это сама парадигма Божьей миссии в мире.
14.03.2023
Примирение - место между стульями

Автор: Доктор Йоханнес Раймер - профессор всемирной миссии и межкультурной теологии, директор департамента общественного взаимодействия Всемирного евангелического альянса (WEA), в который входит Сеть мира и примирения.

  1. Примирители сидят между стульями.

Мой уважаемый научный руководитель Дэвид Дж. Бош (1929-1992) был во всех отношениях самым важным теологом миссии 20-го века. Его opus magnum "Преобразующая миссия" был переведен на многие языки мира и, как едва ли какая-либо другая книга, повлиял на миссионерское мышление всемирной церкви. Будь то евангелисты, экуменисты, католики или православные - все они ссылаются на Боша и знают, как умело принять его как своего.

Он сам отказался быть присвоенным. Помню, однажды я спросил его, с кем бы он предпочел себя поставить - с экуменистами или евангелистами. Улыбаясь, мой учитель ответил: "Ни с кем из них. Я предпочитаю сидеть между стульями. Только так я могу их примирить. Но будьте осторожны, никто не хочет сидеть между стульями, а если кто-то и сядет, то обычно не получает ничего, кроме критики. Но если никто не хочет, то единства нет".

Дэвид Бош трагически погиб в автокатастрофе в 1992 году по дороге на похороны своего чернокожего друга. Он истек кровью рядом со своей проповедью о примирении между белыми и черными в одном из поселков. Поскольку вызов скорой помощи поступил из черного поселения, полиция и скорая помощь прибыли на место происшествия только через несколько часов. Прибывшие на место люди попытались освободить его из машины. Но, к сожалению, безуспешно. Когда полиция наконец приехала, всемирно известный профессор был мертв. Пренебрежение к человеку, оказавшемуся между стульями, не может быть выражено более четко.

После моего призвания в 2015 году через Всемирный евангелический альянс (ВЕА) создать сеть за мир и примирение, я не могу перестать думать о моем учителе и его отношении. Как сеть, мы работаем ради мира людей с Богом, с самими собой, с другими людьми и с творением. Вскоре после начала практической работы в области мира и примирения мне стало ясно, что едва ли какая-либо другая тема является столь же важной и богословски центральной для распространения Евангелия, как примирение. Вместе с другими миссиологами я понял, что примирение - это сама парадигма Божьей миссии в мире.

Люди стремятся к гармонии и миру. Однако для осуществления примирения обычно требуются примирители, посредники, которые стоят между спорящими сторонами и предлагают пути разрешения конфликта. Как только их начинают подозревать в предвзятости, процесс примирения резко прекращается.

2. Оставаться нейтральным - возможно ли это?

Предполагается, что медиаторы должны быть нейтральными. Они подвергаются критическим взглядам со стороны спорящих сторон и нередко также всеми способами рекламируют свою собственную позицию. Особенно в конфликтах, в которых жертвы и виновные легко идентифицируются извне. Так обстоит дело, например, в вооруженных конфликтах. Часто нападающий и нападаемый ясны с самого начала. Как могут примирители оставаться нейтральными? Если они это делают, их считают предателями, особенно жертвы, их нейтралитет ставится под сомнение, а служение примирения отвергается.

Примирение - место между стульями

В нынешней войне между русскими и украинцами дело обстоит именно так. Как только кто-то пытается понять, почему президент Путин начал войну против Украины, его атакуют с ног до головы, ставят под сомнение его или ее целостность и уродуют как друга Путина. "Тот, кто утверждает, что он мой друг, должен также стать врагом моего врага, иначе он - ложный друг", - сказал мне на днях один хороший знакомый из Украины. В разговоре с ним я лишь мягко намекнул, что ни одна военная ситуация не может быть интерпретирована только в черно-белых тонах. Моего замечания было достаточно, чтобы подтвердить подозрение собеседника, что я тоже так называемый "путинский переводчик" и что продолжать разговор со мной бессмысленно. "Вы можете помочь нам, Йоханнес, только если полностью встанете на нашу сторону", - сказал он.

Но как можно примирить людей, если они принимают посредников только как представителей своего собственного мнения? Как можно создать мир, если выслушивается только одна сторона и верится только одной стороне? Как правило, это позиция жертв. Таким образом, можно выразить солидарность с одной страдающей стороной, но нельзя вдохновить на мир.

Конечно, нельзя быть нейтральным перед лицом жестоких нарушений прав человека, убийств и изнасилований. Особенно мы, христиане. Ведь мы посланы в мир так, как был послан наш Учитель Иисус (Ин 20:21). Призваны "взыскать и исцелить погибшее" (Лк. 19:10). Как и Он, мы на стороне обиженных, заключенных и бедных (Лк. 4:18). Мы никогда не можем быть нейтральными к несправедливости.

Исключает ли это нас, христиан, как посредников и примирителей? Да и как это может быть, ведь мы посланы в мир как послы вместо Христа, чтобы говорить миру слово примирения (2 Кор. 5:18-20). Что же должно отличать нас, чтобы враждующие между собой стороны принимали нас как посредников, даже когда мы не всегда представляем их мнение и даже часто, по праву, противостоим этому мнению? Как нам преодолеть ожидание, что настоящим другом жертвы можно стать только тогда, когда мы объявляем себя врагом преступника? Как стать примирителем, если о сохранении нейтралитета не может быть и речи?

Ответ таков - мы, примирители, должны быть в первую очередь друзьями Бога. Как Иисус. Он отказался присоединиться к ненависти евреев, оккупированных римлянами, и стать зилотом, борцом за независимый Израиль. Но при этом он отказался соглашаться на любой компромисс с Римом. Вместо этого он предложил и евреям, и римлянам Божье Царство и возможности Его правления. Так, он принял просьбу римского сотника исцелить его слугу и даже похвалил его веру (Лк. 7:1-10). С другой стороны, он позвал известного зилота, Иуду Искариота, во внутренний круг своих 12 апостолов (Марк. 3:19), зная, что тот предаст его римлянам. Иисус не позволил ни одной партии Своего времени навязать Ему свою схему. Он противостоял любому искушению встать на сторону тех, кто взял в руки меч.

3. Примирители - что же их отличает?

Христианские примирители - это примирители "вместо Христа" (2Кор. 5,18-20). Они трудятся ради мира и примирения, как это делал Иисус. И, как Иисус, они опираются на ценности, которые явно не внешние по отношению к ним самим силы им диктуют и, тем более, не люди, которых они стремятся примирить. Они в первую очередь преданы Богу. Они посланы Им, они подотчетны Ему и только Ему. Апостол Павел подводит итог, когда пишет о себе и своих соработниках верующим в Коринфе:

"Вот что все думают о нас: мы слуги Христовы и хранители тайн Божиих. 2 От управителей же не требуется иного, как только чтобы они были верны. 3 Но для меня не имеет никакого значения, чтобы меня судили вы или какой-либо человеческий суд; да я и сам себя не сужу. 4 Хотя я и не сознаю за собой никакой вины, но в этом не оправдываюсь; а судит меня Господь". (1 Кор. 4:1-4).

Павел не подотчетен никому, кроме одного Бога. Он Его слуга и распорядитель Божьих тайн. Ему он должен быть верен. То, что говорят люди, не имеет значения. И в своем служении он хочет быть похожим на Христа. Для него "Христос в нас - упование славы" (Кол. 1,27).

Какие черты характера отличали Иисуса как примирителя? Особенно выделяются три.

  1. Иисус любил всех людей, причем задолго до того, как они доказали свою любовь. 

Апостол Павел писал к римлянам, что Христос возлюбил нас, "когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8). Включало ли это также преступников? Конечно! Врагов? Да, безусловно. Иисус даже учил своих учеников любить своих врагов и молиться за тех, кто преследует нас несправедливо (Мф. 5:44).

Последователи Иисуса в служении примирения отказываются признать, что на этой земле есть люди, которых им не суждено любить. Их борьба не против плоти и крови, а против демонических сил и властей зла (Еф. 6:12). Они понимают боль жертв, но не разделяют их гнев и даже ненависть. Они страдают вместе со страдающими, осуждают несправедливость, но оставляют месть Богу и только Богу.

  1. Иисус показал Свою любовь к нам, людям, тем, что был милостив к нам.

Как Иисус примирил нас, грешных людей, живущих в гневе друг на друга, с Богом и друг с другом? Апостол Павел пишет к Ефесянам:

"Бог, богатый милосердием, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по грехам, оживотворил Христом - благодатью вы спасены; 6 и воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы в веках грядущих показать преизобильное богатство благодати Своей благоволением к нам во Христе Иисусе" (Еф. 2:4-7).

Именно Божья милость, Его благодать преодолевает границы ненависти и гнева, обиды и ярости. И именно этому Иисус учит своих учеников. Когда однажды Петр спросил его, как часто он должен прощать своего брата, который поступил с ним неверно, Иисус ответил словами, которые описывают культуру постоянного прощения. В Мф. 18, 21-22 мы читаем:

 "Тогда Петр пришел и сказал Ему: Господи, как часто должен я прощать согрешающего против меня брата моего? Достаточно ли семи раз? 22 Иисус сказал ему: говорю тебе: не семь раз, но семьдесят раз по семь".

Семь раз по семьдесят раз, что на языке того времени означало "всегда". Действительно, люди, которые всегда могут простить живут культурой прощения и поэтому способны примириться со своими врагами и простить друг друга.

  1. Иисус проявил Свою милость к нам, людям, взяв нашу вину на Себя.

Иисус не оставляет грешников с их виной. Он берет ее на Себя. Он берет на Себя ответственность за преступление обидчика и платит за него Своей жизнью. Он понес нашу вину на кресте. Апостол Петр пишет:

"Ибо и Христос однажды пострадал за грехи, праведник за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти по плоти, но оживотворен по Духу". (1 Петра 2:21).

Нет, мы, христиане, не должны брать на себя наказание за грехи преступников, которых мы пытаемся примирить, но мы можем помочь им разгрузить их вину на кресте Иисуса. Мы можем, потому что мы сами принесли туда свою вину. И мы можем поддержать преступников, когда они столкнутся со справедливыми последствиями своих поступков. Именно свобода Божьих детей от вины и греха позволяет им быть примирителями. Во Христе они становятся новым творением. "Старое прошло - новое пришло" (2Кор. 5:17).

Апостол Павел подводит прекрасный итог всему сказанному, когда пишет к ефесянам о том, кем они теперь являются по благодати Божьей. В Еф. 1,3-8 мы читаем: 

"Слава Богу, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, благословившему нас всяким духовным благословением на небесах через Христа! 4 Ибо в Нем Он избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви; 5 предопределил нас быть Его детьми через Иисуса Христа по благоволению воли Своей, 6 к похвале славной благодати Его, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном. 7 В Нем мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 которою Он изобиловал для нас во всякой премудрости и разумении".

Христиане совершаются в любви Христом по Его благодати, когда им прощаются грехи, и теперь они становятся богатыми в мудрости и благоразумии. Они - примирители, которые могут сидеть между стульями. Они приходят без предрассудков, приносят Божью перспективу и стремятся, прежде всего, к тому, чтобы конфликтующие стороны признали Божью истину и познали любящего, милостивого и прощающего Бога, у которого есть решение в любой ситуации.

4. Примирение под руководством Святого Духа.

Конечно, мы, христиане, тоже люди и не застрахованы от потери обзора в сложных ситуациях. Именно поэтому Иисус дал нам Святого Духа, Который наставляет нас на всякую истину (Ин 16:13) и является Господом нашей миссии (2Кор 4:17). Апостол Павел с воодушевлением пишет церкви в Ефесе:

"Итак, слыша о вере вашей в Господа Иисуса и о любви вашей ко всем святым, 16 не перестаю благодарить за вас и поминать вас в молитве моей, 17 да даст вам Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, духа премудрости и откровения к познанию Его. 18 и даст вам просветить очи сердца, дабы вы познали, к какой надежде вы призваны Им, как богато славою наследие Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его к нам, верующим, действием могущественной силы Его". (Еф. 1:15-19).

Именно Святой Дух помогает нам, христианам, преодолевать наши недостатки. Он творит среди нас Свои плоды, которые побеждают всякую распрю, раздор, разделение, ненависть и вражду (Гал. 5:16-25).

Да, мы, христиане, призваны действовать как примирители в непримиренном мире, посреди запутанных позиций врагов, между табуретками, так сказать. Но мы здесь не одни, нас держит Бог, Сам Святой Дух. Через него мы можем любить, быть милосердными и свободно давать надежду там, где ее нет.

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Преодоление бремени колониального прошлого
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер. В конце февраля я отправился в Камерун, расположенный в западной части Центральной...
Викинги возвращаются к своим языческим богам
Упадок христианства в Исландии. В марте этого года я побывал в Исландии и восхищался почти нетронутой и суровой природой этого острова с его многочисленными вулканами, ледниками, водопадами и завораживающими лавовыми...
Конференция РЕА в Калининграде
16-17 февраля в Калининграде прошла конференция Российского Евангельского Альянса (РЕА) посвящённая вопросам душепопечения в церкви. Тема душепопечения на протяжении многих лет остаётся одной из самых актуальных тем...
К миссионерскому богословию примирения
Необходимость четкого определения Термин "примирение" стал модным словом нашего времени. Merriam Webster определяет этот термин в широком смысле как "процесс поиска способа сделать так, чтобы две разные идеи, факты...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Как стать христианином – Христиане.ру