Главная>Новости>Аналитика>Как возникает межцерковная напряженность?

Как возникает межцерковная напряженность?

Как возникает межцерковная напряженность?
Объяснение с теологической точки зрения.
03.05.2023

 

Как возникает межцерковная напряженность?

 

 

Автор: Доктор Йоханнес Реймер является руководителем отдела по взаимодействию с общественностью Всемирного евангелического альянса (ВЕА).

 

 

Как возникает межцерковная напряженность?

Объяснение с теологической точки зрения.

Ничто не является столь очевидным для нейтральных наблюдателей, как разделения и расколы в христианской церкви по всему миру. И так было с самого зарождения христианства. К сожалению, апостол Павел писал верующим в Коринфе, что он слышал, как в церкви распространяются ссоры и расколы на фракции. В 1Кор. 1,10-13 мы читаем: "Итак увещеваю вас, братья и сестры, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили единодушно, и да не будет между вами разделений, но держались друг друга в одних мыслях и в одних мнениях. Ибо дошло до меня известие о вас, братья и сестры мои, через людей Хлои, что между вами есть раздоры. Но я имею в виду следующее: среди вас один говорит: я принадлежу Павлу, другой: я Аполлосу, третий я Кифе, четвертый: я Христу. Как? Разве Христос разделился?"

Разобщенность, напряженность, даже открытая вражда и война неоднократно отмечали отношения между различными христианскими церквями. Сложные отношения между Русской православной (РПЦ) и Украинской православной (УПЦ) церквями четко обозначают эту проблему сегодня.

Как может возникнуть такая вражда между церквями, которые все ссылаются на единого Бога мира? Что говорит об этом Священное Писание? И как этот вопрос отражен в богословии. Существует, по крайней мере, шесть причин, которые можно выявить на основании чтения Священного Писания. Я обобщаю их в шести тезисах.

Тезис 1: Единство во всемирной Церкви Иисуса Христа является необходимым условием для успешного выполнения ее Богом данной миссии на земле.  Именно поэтому она подвергается массированным атакам. Разделения являются результатом этого.

В Иоанна 13:34-35 Иисус говорит Своим ученикам: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, да и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг ко другу". И в Своей первосвященнической молитве к Отцу Иисус молится (Ин 17:18-23)"Как вы послали Меня в мир, так и Я послал их в мир. Я освящаю Себя для них, чтобы и они были освящены истиною. И не о них только молю, но и о тех, которые уверуют в Меня через слово, да будут все едино. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас, да уверует мир, что Ты послал Меня. И Я дал им славу, которую Ты дал Мне, да будут едино, как Мы едино, Я в них, и Ты во Мне, да будут едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и любишь их, как любишь Меня."

Иисус молится о единстве среди Своих последователей, чтобы мир узнал, что Он послан в мир. Единство и любовь друг к другу открывают перед христианами возможности для миссии. И как "провозглашающее существование", как однажды назвал Церковь Эмиль Бруннер, не имеет другой миссии, кроме как продолжать миссию Иисуса (Ин 20:21), миссию идти во весь мир и делать учениками народы этой земли (Мф 28:18-20). "Его миссия продолжается в миссии Церкви". В этой миссии заключен смысл всего ее существования.

А единство между посланником и отправителем экзистенциально важно. Противник Бога, сатана, пытался вбить клин между Иисусом и Его Отцом в самом начале миссионерской деятельности Иисуса, пытаясь вменить Иисусу другие миссионерские цели, которые Он получил от Отца, и даже призывал Его пасть перед Ним и поклониться (Мф. 4:1-11). Иисус отказался. Ведь успех Его миссии зависел от безусловного единства между Ним и Отцом Небесным. Он оставался послушным до самой смерти (Фил. 2,8).

Не меньше этого демонические силы пытаются сделать и с христианами. Именно с ними мы, христиане, находимся в битве (Еф. 6,12). И они знают, что царство, которое не едино, не устоит (Мр. 3:24). Единство и любовь были, как утверждает южноафриканский богослов миссии Дэвид Дж. Бош, самым сильным мотивом миссии первых христиан. В обратном случае разделение является сильнейшим тормозом.

Тезис 2: Единство в жизни Христа гарантируется тем, как Бог расположил отдельных членов Тела Христова по отношению друг к другу. Любое изменение этой структуры потенциально ведет к напряжению и разделению.

Все мы, принадлежащие к Церкви Иисуса, спасены по благодати. И все мы крещены одним Духом в одно тело (1Кор. 12,13) и теперь являемся определенными членами тела Христа, ибо "Дух распределяет по Своей воле" (1Кор. 12,14)"Мы созданы творением Его на добрые дела, которые Он предначертал нам исполнять" (Еф. 2:10).

Поэтому Церковь Воскресшего Господа - это не случайное собрание. Апостол Павел пишет коринфянам в 1Кор. 12,20-25"Итак, членов много, а тело одно.Глаз не может сказать руке: не имею нужды в тебе; или голова ногам: ты мне не нужен. Напротив, члены тела, которые кажутся нам слабыми, нужнее всех; и тех, которые кажутся нам менее почтенными, мы облекаем в особенную честь; и тех, которые менее почтенны, мы особенно почитаем; ибо что в нас почтенно, в том нет нужды. Но Бог, соединив тело, дал большую честь меньшему члену, чтобы не было разделения в теле, но чтобы члены заботились друг о друге в единстве."

Бог собрал нас вместе по воле Духа, как Тело Христово, чтобы избежать разделений. Другими словами, не каждая социальная структура церкви подходит для единства. А некоторые созвездия даже делают единство невозможным и способствуют разделению.

Но именно это было и остается под вопросом в истории христианской церкви. Вместо упорядоченного тела, довольно много церквей представляют собой стадо дрейфующих овец, которые следуют за своими пастырями, куда бы те их не повели. Их внимание сосредоточено не на своем месте в Теле Христовом, а на религиозном удовлетворении собственных потребностей. Простой опрос членов большинства христианских церквей об их конкретном месте в общении верующих на местах быстро покажет, что у подавляющего большинства христиан нет ответа на этот вопрос. Вряд ли здесь может идти речь об упорядоченном теле. Может быть, поэтому раскольникам так легко удается отделить последователей Иисуса друг от друга?

Во многих местах социальная форма церкви формируется под влиянием амбиций и рвения отдельных лидеров. Но там, где эгоизм определяет повестку дня, разделение вскоре становится порядком дня. Иаков метко пишет в послании Иакова 4,1-4"Откуда происходят раздоры, откуда война между вами? Не от похотей ли ваших, которые воцарились в членах ваших? Вы любостяжательны, и не приобретаете; вы убиваете, и завидуете, и ничего не приобретаете; вы ссоритесь, и воюете; вы ничего не имеете, потому что не просите; вы просите, и не получаете, потому что просите нехорошо, чтобы расточать на похоти ваши. Вы, прелюбодеи, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда с Богом? Кто хочет быть другом миру, тот будет врагом Богу".

Церковь Иисуса - это не место, где человек удовлетворяет свои похоти. Даже не религиозного или духовного характера. Там, где это все же пытаются делать, возникают конфликты, непримиримость, разделения, даже войны. Иуда пишет: "В последние дни появятся насмешники, живущие по своим нечестивым желаниям. Это те, которые производят разделения, люди земные, не имеющие Духа". Иуды 18-19.

 

Тезис 3: Единство в Теле Христовом гарантируется адекватным руководством. В конце концов, это не просто какая-то организация, а Божий народ. Изменение структуры руководства легко приводит к напряженности и разделениям.

Ефесянам апостол Павел писал в Еф 4:11-16:  "И Сам Он дал святым одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, чтобы святые были снаряжены на дело служения. Тело Христово должно созидаться, доколе все достигнем единства веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полноты Христовой, дабы нам уже не быть в неведении, движимым и увлекаемым всяким ветром учения, по лукавому жребию человеков, которым они обольщают нас. Но будем верны в любви и будем возрастать во всем к Тому, Кто есть глава, Христос. От Него все тело слагается и держится всяким соединением, которое питает тело силою, приличествующею каждой части. Так тело растет и укрепляется в любви".

Пятикратное руководство, описанное здесь, было назначено Самим Богом, чтобы мы могли "достигнуть единства веры". Таким образом, лидерство в Церкви Иисуса установлено Самим Богом. Оно не является произвольным. Это командное лидерство, и в этом заключается его интегрирующая сила. Конечно, такое лидерство нуждается в открытом пространстве, в котором оно может раскрыться, как я описал на примере проповеди и провозглашения в своей книге о керигматическом лидерстве. 

С самых ранних дней христианской истории споры о лидерстве и компетентности приводили к фракциям и разделениям. Достаточно вспомнить негативный пример коринфской церкви, упомянутый выше.

Классическим примером этого является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая понимает раскол как "отказ от подчинения Папе Римскому или от общения с членами Церкви, подчиняющимися ему".

Верховное руководство Церковью, осуществляемое Папой на так называемой кафедре Петра, было справедливо поставлено под сомнение и отвергнуто. За этим последовал не только раскол между Западной Римско-Католической и Восточной Православной Церквами в 1054 году, но и бесчисленные отделения от РКЦ по сей день. Их число исчисляется тысячами.

Конечно, эта проблема не ограничивается большими традиционными церквями. В свободных церквях, в частности, споры о компетентности лидеров являются одной из важнейших причин раскола. Меннонитский историк Питер М. Фризен даже говорил о "furor mennonicus", микробе раскола, который, по его мнению, поражает только руководство меннонитских общин и является причиной постоянных расколов.Однако такие бациллы на свободе не только среди меннонитов. Сегодня они бушуют в пятидесятнических и неопятидесятнических кругах почти во всех странах мира.

Тезис 4: Единство в Церкви Иисуса гарантируется приверженностью Иисусу Христу и Его учению. Оспаривание учения Иисуса как нормы, с другой стороны, приводит к разделению.

Авторы Нового Завета во многих местах предостерегают молодую христианскую общину от ложных доктрин и лжеучителей. В своем послании к Римлянам апостол Павел, в частности, пишет следующее: "Увещеваю же вас, братия, остерегаться тех, которые производят разделения и смуты, противные учению, которому вы научились, и уклоняться от них". (Рим. 16:17). Очевидно, что единство христианской общины неоднократно подвергалось опасности из-за богословских позиций, отклоняющихся от нормы. Лжеучителя вызывали разделения и гнев.

А нормативное мышление было фундаментально связано с исповеданием Иисуса и его учения. Иоанн говорит об этом так в своем 2 Иоанна: "Ибо много обольстителей вышло в мир, которые не исповедуют, что Иисус Христос пришел во плоти. Это обманщик и антихрист. Берегитесь, чтобы вам не потерять того, над чем мы трудились, но получить полную награду. Кто выходит за пределы сего и не пребывает в учении Христовом, тот не имеет Бога; а пребывающий в учении имеет Отца и Сына. Если же кто приходит к вам и не приносит сего учения, не принимайте его в дом свой и не приветствуйте его. Ибо всякий, приветствующий его, разделяет с ним злые дела его." (2Ин 1:7-11).

Однако во второстепенных богословских вопросах уже в то время могла преобладать определенная свобода. Не догматическое упрямство, а любовь друг к другу должна определять сотрудничество христиан. Павел писал разделенным коринфянам: "И если имею пророчество, и знаю все тайны, и все познание, и имею всякую веру, так что и горы переставляю, а ЛЮБВИ не имею, то я ничто". (1Кор. 13,2).

Тезис 5: Единство в Теле Христовом никогда не может означать эгалитаризм. Церковь Иисуса - это мультикультурная реальность. Любой культурный эгалитаризм, или подчеркивание превосходства одной этнической группы над другой, неизбежно ведет к разделению.

Церковь Иисуса - это церковь для всех людей на земле. Апостолы были буквально посланы ко всем народам земли (Мф 28:19). С самого начала ее члены состояли из пестрого многообразия различных этносов, языков и культур. Это, по понятным причинам, приводит к межкультурной напряженности.

Через несколько недель после основания первой христианской общины в Иерусалиме апостолам пришлось решать вопрос о справедливом обеспечении эллинистических вдов в общине. Иудеи оказались в выигрыше, и возникло разделение. С назначением диаконов ситуация была на время урегулирована (Деян. 6:1 и далее). Но вопрос остался, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания в Новом Завете. Поэтому Павел требует от разделенной церкви в Коринфе, чтобы они последовали его примеру и "сделались Иудеями для Иудеев и Греками для Еллинов... воистину, сделались всем для всех, чтобы победить некоторых" (1Кор. 9.19-21).

Этнические и культурные особенности приводили и приводят к разделениям в Церкви Иисуса. Немецкий миссиолог Тео Сундермайер ярко показывает, как такие процессы развиваются в контексте общества, отмеченного апартеидом.Здесь существуют не только церкви белых против церквей для черных, но и пестрый букет племенных черных церквей почти всех деноминационных форм.

Такие тенденции к расколу возникали и продолжают возникать особенно интенсивно во времена парадигмальных сдвигов. Согласно Томасу Куну, такие смены парадигм 

сопровождают историю человечества и существенно влияют на ее ход.Ганс Кюнг перенес свою теорию на историческое богословие, выделив важнейшие шесть эпох, а Дэвид Дж. Бош затем применил ее к развитию в богословии миссии. 

И Кюнг, и Бош считали такие парадигматические сдвиги одной из причин массовых расколов в традиционных церквях. Адаптация христианской веры к возникающей новой парадигме неизбежно приводила к искажениям и, как следствие, к основанию новых деноминаций, в то время как традиционные церкви оставались верны своим убеждениям. 

Тезис 6: Единство церкви находится под угрозой, когда церковь вступает в тесные отношения с государством.

Церковь Иисуса развивается в обществе. Да, она призвана из мира как Божья экклесия взять на себя ответственность за мир (Мф 16:18). Она - соль земли и свет миру (Мф. 5:13-15).

Но при всей своей ответственности за мир, она не просто принадлежит миру. Иисус категорически заявляет, что она не от мира (Иоан. 17,14). В мире и не от мира - это делает проблематичным смешение мира и церкви. Симфония любого рода между государством и церковью всегда приводила к появлению особых сообществ.

На самом деле, именно мир разделяет церковь, когда она сама становится мирской и, таким образом, перестает быть альтернативным сообществом в мире. Не предвестие Царства Божьего, как так метко выразилась Лесли Нойбеги, а выражение царства мира.

Резюме.

Почему же происходит раскол общин? С богословской точки зрения, именно различия в содержании, структуре и людях являются причиной напряженности, конфликтов и, в конечном итоге, разделения. Тенденции к этому существовали с самых первых дней существования церкви. Сегодня, в частности, группы и движения отделяются от своих деноминаций почти ежедневно. Ни у кого нет адекватного обзора.Одни только крупные движения насчитывают сотни направлений. А в пятидесятнических и харизматических общинах их число исчисляется десятками тысяч. Христианское единство - это чрезвычайно большая проблема в современном мире, и я рад, что мы сталкиваемся с этим вопросом здесь.

 
 
 
 
 
Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Преодоление бремени колониального прошлого
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер. В конце февраля я отправился в Камерун, расположенный в западной части Центральной...
Викинги возвращаются к своим языческим богам
Упадок христианства в Исландии. В марте этого года я побывал в Исландии и восхищался почти нетронутой и суровой природой этого острова с его многочисленными вулканами, ледниками, водопадами и завораживающими лавовыми...
Конференция РЕА в Калининграде
16-17 февраля в Калининграде прошла конференция Российского Евангельского Альянса (РЕА) посвящённая вопросам душепопечения в церкви. Тема душепопечения на протяжении многих лет остаётся одной из самых актуальных тем...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Брестский катехизис 1553 года переиздан c комментарием
1. Событие исторического значения Национальная библиотека Беларуси в Минске объявила о выходе в свет нового аннотированного издания Брестского катехизиса 1553 г. - первой книги, напечатанной в Беларуси. В работе над...
Как стать христианином – Христиане.ру