Главная>Новости>Аналитика>Социально значимая церковь

Социально значимая церковь

Социально значимая церковь
Автор: Доктор Йоханнес Реймер является руководителем отдела по взаимодействию с общественностью Всемирного евангелического альянса (ВЕА).
16.09.2023
Социально значимая церковь

1. Теологические основы.

Иисус однажды сказал Своему ученику Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и крепость ада не одолеет ее" (Мф. 16:18). Из этих слов Господа мы можем увидеть, что Он понимал под церковью, какое назначение она должна иметь, как она строится и как может существовать в буреломе истории.

Давайте внимательно рассмотрим эти высказывания.

Во-первых, Иисус использует греческое слово ekklesia для описания Церкви как института общества. Ekklesia - это хорошо известное в Древней Греции слово, состоящее из двух слов ek = out и kaleo = to call, и его следует переводить как "призванные".

Этим словом обозначалось парламентское собрание граждан города-государства, которое время от времени отрывалось от повседневной жизни и собиралось на свои заседания, а затем принимало все важные решения, касающиеся благополучия и безопасности граждан. Насколько мы знаем сегодня, этот термин использовался только в политических целях. Он никогда не относился к религиозным собраниям. Даже в греческом переводе Ветхого Завета "экклесия" используется только для обозначения народа Божьего = на иврите "хахаль Яхве", как политического образования. Религиозное собрание отождествлялось с синагогой.

Иисус понимает Свою Церковь как ekklesia, как собрание Его последователей, призванных из мира взять на себя ответственность за этот мир. Они - соль земли и свет мира (Мф. 5:13-15). Они должны объединиться, чтобы обеспечить благосостояние людей в обществе. Нет, они не являются некой заменой правительства в государстве. Власть в государстве учреждена Богом (Рим. 13:1), и это НЕ церковь. Это также не политическая партия, конкурирующая с другими партиями в стране за господство. Церковь есть церковь!

Во-вторых, цель церкви - не претендовать на политическую власть, а совсем наоборот - служить, светить и продвигать людей в обществе. Она всегда является пророческим голосом во имя блага народа. Там, где Церковь действует в духе своего Господа, поддерживается и строится благополучное общество, благополучная экономика, общество, в котором люди не властвуют друг над другом, а тянутся друг к другу, чтобы создать социальное пространство, достойное жизни. Поэтому оно всегда будет на стороне тех, кто находится в неблагоприятном положении, на стороне вдов и сирот, бедных и угнетенных. Это социальная совесть государства и общества, служение, проповедующее и предлагающее примирение (1 Кор. 5,18). В нем люди примиряются с Богом, с собой, друг с другом и даже с окружающей средой.

В-третьих, как по мнению Христа строится церковь в условиях ее социальной миссии? Иисус говорит Петру, что Петр - камень, на котором Он строит. Действительно, Церковь должна быть построена из таких живых камней, каким был Петр. Спустя годы в Первом послании к Петру апостол говорит об этом следующим образом:

"Итак, отложите всякую злобу, и всякое лукавство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 и жаждут разумного, чистого молока, как для новорожденных младенцев, чтобы им возрастать ко спасению, 3 уже вкусив, что благ Господь. 4 Придите к Нему, как к камню живому, отверженному людьми, но избранному и драгоценному у Бога. 5 И вы, как живые камни, созидайте себя в дом духовный и священство святое, для принесения духовных жертв, благоугодных Богу, через Иисуса Христа. 6 Посему и написано: вот, Я положу на Сионе камень избранный и драгоценный, и верующий в Него не постыдится. 7 Для вас, верующих, это драгоценно. А для неверующих он "камень, который отвергли строители, и он сделался краеугольным" 8 и "камень преткновения и камень обиды" Они претыкаются о него, потому что не верят слову, к которому и они были предназначены. 9 Вы же - род избранный, царственное священство, народ святой, люди для хранения, дабы возвещать благодеяния Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, 10 которые прежде не были Его народом, а теперь народ Божий, и прежде не были в благодати, а теперь в благодати". (1Петр 2:1-10).

Экклесия создается из людей, которые отказались от всякого рода нечестия, зависти, лицемерия, эгоизма, обратились к Иисусу Христу и теперь включены Им как живые камни в общину священников. Священники - это люди, которые встают на защиту других, перед Богом и перед людьми.

Эгоистам, заботящимся только о своих интересах, нет места в экклесии. Апостол Павел недвусмысленно заявляет:

"Не знаете ли, что неправедные не наследуют Царствия Божия? Не обманывайтесь! Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни развратники, ни сквернословы, ни воры, ни любостяжатели, ни пьяницы, ни богохульники, ни разбойники Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9-10). (1Кор 6:9-10).

И да, он подчеркивает: "И таковы были некоторые из вас. Но вы омылись, освятились, оправдались именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего". (1 Кор. 6.11).

Божья церковь строится посреди общества, для общества, из людей, которые были призваны выйти из своей прежней жизни, из своей эгоистической природы, омыты от эгоизма Иисусом Христом и теперь оправданы.

И, в-четвертых, Иисус обещает, что Его экклесия не будет побеждена силами ада. Этим Он четко называет настоящего врага церкви. Нет, это не люди, не правительства, а прежде всего демонические силы, которые делают все, чтобы лишить людей мира и благополучия.

Апостол Павел подчеркивает это в Еф. 6:12, когда пишет "Ибо наша брань не против существ из плоти и крови, но против сил и властей тьмы, господствующих на земле, против сонма духов невидимого мира, которые замышляют всякое зло".

Люди и их жизненное пространство, общество, никогда не могут быть врагами Церкви. Враг - это сатанинские силы, демоны, власти и силы тьмы которые овладевают людьми и затем творят свои страшные злодеяния. Против злых людей из плоти и крови власть, государство, несет меч. Апостол Павел пишет:

"Всякий человек да будет покорен начальству, имеющему власть над ним. Ибо нет власти не от Бога; а где есть власть, там она от Бога. 2 Итак, кто противится властям, тот противится Божию постановлению; а кто противится им, тот получит суд их. 3 Ибо власть имущих нужно бояться не за добрые дела, а за злые. Если же не хочешь бояться властей, делай добро, и получишь от них похвалу. 4 Ибо она раба Божия, для вашего блага. Если же делаешь зло, бойся; ибо она не напрасно носит меч. Она - служительница Божия и исполняет наказание делающему зло. 5 Поэтому нужно покоряться не только ради наказания, но и ради совести. 6 По этой причине и вы платите подати, ибо они - слуги Божии, постоянно помнящие об этой службе. 7 Итак отдавайте каждый то, что должен: подати - кому подати; повинности - кому повинности; страх - кому страх; честь - кому честь" (Рим. 13:1-7). (Рим. 13:1-7).

Церковь же борется с демоническими силами. Ни одно государство в мире не может этого сделать. Ни одна армия. Для этого нужна духовная сила и меч, который выкован не из стали, а из Духа Божьего. И Иисус обещает, что силы ада не одолеют Церковь. Конечно, тот, кто идет на этот фронт, должен облачиться в доспехи Божьи и пройти обучение тому, как нужно вести такую битву. Я подробно описал это в своей книге о служении освобождения.

Подведем итог: Церковь, какой ее видит Иисус, - это святой народ, священство, призванное из мира и несущее ответственность за мир. Это, как справедливо заметил британский богослов и епископ Лесли Ньюбегин, "знак и предвкушение Царства Божьего», мира, в котором Бог царствует без ограничений.

Социально значимая церковь

2. Практика социально значимой церкви.

Что такое и что делает церковь, которая стремится быть рядом с обществом Беглый обзор новозаветных текстов позволяет понять следующее.

Во-первых, экклесия - это всегда и везде творение Иисуса. Он строит Свою церковь (Мф. 16:18). Или в новозаветной терминологии - это "тело Христово, полнота, наполняющая все во всем" (Еф 1:23). Тело же Христово созидается, когда люди вселяются в него Святым Духом в день своего возрождения (1 Кор. 12,13).

Дух Божий не делает этого произвольно. Напротив, Он определяет каждому человеку его место в теле, наделяя его соответствующими дарами и задачами (1 Кор. 12,4-6). И там, где эти люди признают свои дары, где они берут на себя свою задачу, Бог творит силу и энергию. Апостол Павел пишет:

"Различны дарования, но Дух один. 5 И разные служения, но один Господь; 6 и разные власти, но один Бог, действующий все во всем. 7 Через каждого из них Дух проявляется на пользу всем" (1 Кор. 12:4-7).

В обществе Дух Божий проявляется на благо всех людей, в котором члены церкви берут на себя задачи в соответствии со своими дарами и в котором Бог действует в Своей силе. Конечно, это предполагает, что члены церкви знают свои дары и могут распределять их по задачам в мире. И тому, и другому можно научиться в кружках ученичества в церкви.

Таким образом, социально значимые церкви знают свой миссионерский потенциал. А соответствующий анализ потенциала является абсолютной предпосылкой для эффективного служения обществу. Тот, кто не знает, что дать людям, не даст им ничего. Первым шагом на пути к социально значимой церкви является детальный анализ потенциала. Шаги для этого я описал в своей книге.

Во-вторых, если вы хотите служить в обществе, вы должны знать его, его вызовы, нужды, проблемы, но также сильные стороны и возможности. Вы можете эффективно светить только там, где темно. Если вы хотите быть светом мира, вы должны знать его темные уголки. Эффективно сражаться можно только на реальном фронте, где враг уже определен, иначе вы занимаетесь глупым боксом с тенью. Поэтому церковь должна посмотреть на общество, в котором она живет, изучить место, проанализировать контекст и только потом планировать действия. Опять же, интересующиеся могут найти помощь в моей публикации о гостеприимной церкви.

В-третьих, служение обществу предполагает соотнесение реальных потребностей с реальными решениями. Когда церковь знает, что она имеет в материальном, социальном и духовном плане, т.е. знает свой потенциал, знает проблемы, нужды и желания общества, тогда она может планировать действия, которые принесут благополучие и благословение людям, находящимся рядом с ней. Мы рекомендуем обязательно обсуждать такие действия с местными социальными властями. В конце концов, это делается для всеобщего блага.

В-четвертых, во время служения обществу вскоре становится ясно, где находится настоящий враг народа, в котором собрались силы тьмы. Теперь необходимо вступать в борьбу, но не в эффектных экзорцизмах, а в тихой и интенсивной ходатайственной молитве. Только тогда, когда пострадавшие люди обращаются непосредственно к Церкви с просьбой об избавлении, помощь должна быть оказана. Иисус в своей практике нигде не искал бесов. Но как только он сталкивался с ними, он действовал властно.

И, наконец, в-пятых, хорошее служение церкви людям рано или поздно положит начало преображению людей. Сам Иисус сказал об этом так: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5.16). (Мф. 5.16). Социально значимая церковная работа всегда доносит до людей Евангелие Иисуса Христа. И те, кто испытал на себе столько добра, захотят следовать этому добру.

Подведем итог: В практике социально значимой церковной работы мы следуем циклу социально значимой работы, который включает в себя: Анализ потенциала, Анализ контекста, Целевое планирование проекта, Духовную борьбу и Преобразование жизни человека.

 

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Песнь Песней - Христос и Церковь или муж и жена - о чем здесь речь?
Автор: Глобальныйдиректормеждународного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор,д-р Йоханнес Раймер. Вместо предисловия. Я вырос в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве, в семье секуляризованных...
Смело доверяйте
Восстановление доверия - должен ли это делать ИИ? В эти дни влиятельные люди мира, представляющие политику, бизнес и общество, вновь собрались в Давосе (Швейцария) с 15 по 19 января на 54-й Всемирный экономический...
К миссионерскому богословию примирения
Необходимость четкого определения Термин "примирение" стал модным словом нашего времени. Merriam Webster определяет этот термин в широком смысле как "процесс поиска способа сделать так, чтобы две разные идеи, факты...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Брестский катехизис 1553 года переиздан c комментарием
1. Событие исторического значения Национальная библиотека Беларуси в Минске объявила о выходе в свет нового аннотированного издания Брестского катехизиса 1553 г. - первой книги, напечатанной в Беларуси. В работе над...
Как стать христианином – Христиане.ру