Главная>Новости>Аналитика>Ищите прежде Царства Божьего

Ищите прежде Царства Божьего

Ищите прежде Царства Божьего
Нельзя отделить Иисуса и жизнь по Его воле от Царства Божьего и Божьего правления.
21.12.2024
Ищите прежде Царства Божьего

Автор: Йоханнес Раймер автор ряда книг по практическим аспектам христианской жизни, активно выступает с лекциями и семинарами по всему миру.

1. Царство Божье - всеобъемлющее, абсолютное, бескомпромиссное правление Бога.

Иисус, Сын Божий, пришел в мир и возвестил своим современникам благую весть - царствование Бога приблизилось (Мк. 1:14). Его ученики не должны были искать ничего другого, ни к чему так сильно стремиться, как к Царству Божьему. Его слова звучат бескомпромиссно, когда он говорит: «Ищите прежде всего Царства Божьего, и все остальное приложится вам» (Мф 6:33). И их ежедневная молитва должна начинаться со слов: «Отче наш, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе» и заканчиваться словами: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков». Аминь». (Мф. 6,

В этих словах Евангелия нетрудно увидеть абсолютный приоритет Царства Божьего для богословия, миссии и практики Иисуса.[1] И Царство Божье, о котором здесь говорит Иисус, абсолютно во всех отношениях. Basilea to Theou выражает всеобъемлющее, абсолютное царствование Бога на небе и на земле. Имеется в виду Его воля и только Его воля в любой жизненной ситуации. Бог ни в коем случае не допускает, чтобы власть вышла из Его рук. Примирение людей с Богом - это, следовательно, полное подчинение Его воле. Апостол Павел подводит итог, когда говорит:

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:19-20).

Центральное место Царства Божьего в провозглашении Иисуса делает необходимым срочное изучение библейской доктрины о Царстве Божьем. Если Евангелие берет свое начало здесь, в царствовании Бога, то церковь Иисуса сегодня должна спросить себя, в какой степени ее повседневная жизнь, ее структура и ее миссия построены так, чтобы в центре было Царство Божье. Иначе это было бы равносильно предательству учения Иисуса.

Итак что сказано в Библии о Царстве Бога?

В Ветхом Завете Бог назван «царь» (иврит: מלך мелех). Не человек – Бог ЯХВЕ царь Израиля (Исх. 15:17 и сл.; Числ. 23:21; Втор. 33:5.26).[2] Термин «царствование» (ивр. малкут) встречается в Ветхом Завете всего шесть раз (Пс. 102:19; Пс. 144:11-13; 1 Пар. 17:14; 1 Пар. 28:5). Гораздо чаще встречаются высказывания, визуализирующие ЯХВЕ как царя и его царское правление (см. Пс. 92, Пс. 95-99). Пс. 94:1 и сл., например, гласит:

«Придите, возрадуемся пред Господом и воззовем к скале спасения нашего! Приблизимся к Его присутствию с хвалой, воскликнем пред Ним с песнями. Ибо Господь есть Бог великий, Царь великий над всеми богами».

Более подробно это объясняется в связи с творением:

«В руке Его - глубины земли, в руке Его - вершины гор. Его - море, которое Он создал, и суша, которую образовали руки Его. Придите, падем ниц, склонимся перед ним, преклоним колени перед Господом, Творцом нашим!»

Всеобщее царствование Бога обосновывается здесь особым избранием Израиля. Пс. 98:1 и далее заявляет:

«Господь - царь: трепещут народы. Он восседает на херувимах: земля трепещет. Велик Господь на Сионе, превознесен над всеми народами. Пусть восхваляют великое и величественное имя Твое. Ибо он свят. Силен царь, он любит справедливость. Ты прочно установил мировой порядок, Ты утвердил справедливость и праведность в Иакове. Славьте Господа, Бога нашего; преклонитесь к подножию ног Его. Ибо Он свят. Моисей и Аарон - священники Его, Самуил - призывающие имя Его; они возопили к Господу, и Он услышал их. Он говорил с ними из облачного столпа; они соблюдали Его заповеди и уставы, которые Он дал им. Господь, Бог наш, Ты услышал их; Ты был для них прощающим Богом, Ты воздал им за их обиды. Славьте Господа Бога нашего, поклонитесь святой горе Его. Ибо свят Господь, Бог наш».

Царское достоинство Бога и поклонение народа Божия образуют здесь мотивирующее единство (ср. Пс. 22:7, 29:9 и сл., 66:25). Утверждение, что ЯХВЕ - царь всей земли, подразумевает его власть над всеми народами (например, Пс. 46:8 и сл., Пс. 95:5).

В Новом Завете термин встречается в 122 местах, в том числе 99 раз в Синоптических Евангелиях и один раз в Евангелии от Иоанна (Ин. 3:3.5). В Евангелии от Матфея он часто заменяется синонимом basileia ton ouranon 'Царство Небесное'). На фоне еврейского и арамейского языков здесь имеется в виду не столько географическая область владычества, сколько динамическое осуществление «правления Бога» или «царствования Бога».[3]

В Новом Завете Иисус начинает свою публичную деятельность со слов (Мк 1:14): «Исполнилось время, приблизилось Царство Божие. Покайтесь и веруйте в Евангелие!».

Речь о Царстве присутствует повсеместно в служении Христа. В ЕГО обещаниях Царства для бедных и страдающих от насилия (Мф. 5:3-9) и в служении Иисуса по исцелению (Лк. 11:20), Царство Бога начинало реализовываться на земле. Согласно Лк. 17:20-21, оно «посреди вас», но его нельзя распознать «здесь» или «там», или по «внешним признакам». Царство Бога там, где Иисус.

Тот, кто спрашивает об Иисусе, должен будет спросить и о Царстве Божьем. Нельзя отделить Иисуса и жизнь по Его воле от Царства Божьего и Божьего правления. И это царствование является всеобъемлющим. Оно включает в себя все аспекты жизни на земле.

В ходе своей истории христианское сообщество либо утратило представление о Царстве Божьем, либо, как в православной и римско-католической церквях, просто отождествило его с Церковью. И то, и другое сегодня оказывается фатальным. Необходимо вновь сделать Царство Божье приоритетным и молиться о его наступлении на земле и на небе. Только в этом случае можно ожидать существенных изменений в печальных событиях, происходящих в христианстве в Северной Америке и Европе, например.

2 Ориентированность на Царство - какие последствия это имеет для веры христиан?

Если христиане стремятся прежде всего к царствованию Бога, как этого требует Иисус (Мф 6:33), то последнее слово в каждом вопросе их жизни остается за Богом, Царем. Тогда их жизнь характеризуется не удовлетворением собственных интересов, а исключительно сознательным послушанием. Они будут жить тем, что им предназначено Богом, совершая дела, «которые Он прежде заповедал им исполнять» (Еф. 2:10). Они будут радоваться исполнению повеления Господа и будут солью земли и светом мира (Мф. 5:13-15), твердо находясь под руководством Святого Духа, Который является Господом миссии Нового Завета (2 Кор. 3:17).

Не они - Господь определяет их жизнь. А это начинается с их призвания, дара и миссии. Как свидетели Иисуса, они исполняются Святым Духом (Деян. 1:8) и идут ко всем народам мира, чтобы сделать их учениками своего Учителя (Мф. 28:19).

Те, кто ищет Царства Божьего, в первую очередь заинтересованы в его распространении и поэтому считают себя и своих собратьев по вере миссионерами.

3. Ориентация на Царство Божье - последствия для церковного строительства.

Стремление «прежде всего к Царству Божьему», как заповедует Иисус своим последователям (Мф 6:33), имеет последствия не только для жизни веры отдельного христианина, но, прежде всего, для конкретного строительства церкви. Ведь Иисус обещал построить Свою церковь Сам (Мф 16:18). И Он строит ее как экклесию, как сообщество людей, призванных из мира, которые должны взять на себя ответственность за этот мир. Именно это означало греческое слово ekklesia - парламентское сообщество граждан греческого города, которые время от времени созывались из своей повседневной жизни, чтобы регулировать важнейшие вопросы совместной жизни в городе.[4]

Таким образом, Иисус строит Свою церковь как решающий социальный институт. Она должна освещать людей в городе и давать наставления во всех сферах жизни (Мф. 5:14-15). Речь идет не о чем ином, как о том, чтобы привести общество, этнос, под власть Бога и научить людей всему тому, чему Он учил Своих учеников (Мф 28:19).

В книге «Открытая тайна» британский теолог Лессли Ньюбигин формулирует важный тезис о том, что Триединый Бог участвует в миссии и посылает церковь, наделенную силой Духа, для ее полноценного участия в ЕГО миссии. Эта миссия неоднократно выражается в таких словах: «Церковь живет посреди истории как знак, инструмент и предвкушение царствования Божьего».[5] Это царствование, или Царство Божье, является «тайной», которая теперь «открыта», поскольку Бог открывает Себя через церковь, которую Он послал в мир. Ньюбегин подчеркивает три понятия:

«Знак» того, что Божье искупительное правление (Царство) присутствует в истории. Бог царствует в реальном мире.

«Предвкушение» эсхатологического исполнения Божьего искупительного плана, которое уже началось. Царство Бога в процессе реализации и церковь тому пример!

«Инструмент» под руководством Духа, чтобы принести это искупительное царствование в каждое измерение жизни. У церкви нет другого призвания на земле, как только реализация воли Бога-Царя во всех аспектах жизни.

Эта перспектива Царства Божьего имеет ряд конкретных последствий для церковного строительства сегодня.

Во-первых, церковь Иисуса Христа - это прежде всего, не организация со своими особыми убеждениями, а народ Царства Божьего. У этого народа могут быть свои кланы и роды, но в конечном итоге речь идет о его единстве во Христе. В этот народ приходят не на основании членства в ассоциации, а через Святого Духа, который объединяет возрожденных людей в Тело Христово (1 Кор. 12:13).

В этом смысле Евангелический Альянс с его стремлением к христианскому единству является лучшим выражением того, какой должна быть церковь Иисуса. Ни одна церковная структура не может адекватно заменить это базовое единство.

Во-вторых, у церкви есть четкий миссионерский мандат - распространить границы Царства Божьего на все народы земли (Мф 28:19). В принципе, она должна рассматриваться как многокультурный и многонациональный народ Божий. Любое сужение церкви к национальным форматам неуместно. В истории церкви национализация церкви и ее миссии неоднократно приводила к кровавым конфликтам, разрушению и уничтожению свидетельства церкви Иисуса. В результате она неоднократно становилась государственной религией, но при этом нарушала свою истинную природу - божественного агента примирения (2 Кор. 5:18), народа Божьего на земле.

В-третьих, церковь Царства Божьего должна взять в фокус своей ответственности не только человечество, но и все творение, потому что оно «стонет и ожидает откровения детей Божиих» (Рим. 8:18-21). Она должна заново сосредоточиться на культурном мандате, некогда данном человечеству (Быт. 1:26-28), и стать Божьим управителем в этом мире.[6]

И в-четвертых, в церкви Царства Божьего нет человеческих иерархий, осуществляющих владычество. Христианские лидеры, представляющие себя в качестве правителей, в корне неуместны. В церкви правит Сам Бог. Глава - Христос (Еф. 1:23), а командующий армией на миссионерском поле - Святой Дух (2 Кор. 3:17). И Бог использует Своих слуг, которых Он Сам поставил в церкви: Апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей, чтобы они снаряжали святых на служение (Еф. 4:11-12).[7] С точки зрения Царства Божьего, все иерархии в церкви, сложившиеся за всю ее историю, должны быть упразднены.

Ничто так не вредило единству и миссионерскому свидетельству Церкви за все века ее истории, как стремление к почестям со стороны пап, патриархов, митрополитов и епископов. Конечно, для того чтобы вступить в жаркий спор, не обязательно иметь громкие титулы - всегда достаточно простого вопроса о том, за кем последнее слово в организации. Согласно Священному Писанию, это должны быть не люди, а Бог, Царь!

 

[1] Wolfgang Stegemann: Jesus und seine Zeit. Stuttgart 2010, 299-300, 309-310.

[2] См.:  Werner H. Schmidt: Königtum Gottes in Ugarit und Israel: Zur Herkunft der Königsprädikation Jahwes. Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft, A. Töpelmann, 1961.

[3] Wolfgang Stegemann: Jesus und seine Zeit. Stuttgart 2010, 312–314.

[4] См. И. Раймер: Мир в объятиях Бога. Теологические принципы общественно значимого созидания общины. (Киев: ХМЛ 2011), 33-38.

[5] Lesslie Newbeginn: Open Secret: An Introduction to the Theology of Mission. (Grand Rapids, MI: Eerdmans 1995), 110, 113, 150.

[6] В связи с этим см. мою книгу об экологической ответственности христиан: Johannes Reimer: Churches for Future. Почему христиане должны выступать за сохранение творения. PRN Training т.4 (Mittenahr-Buchen: Werdewelt Verlag 2021).

[7] См. И. Раймер: Пятигранное служение - почему оно важно для церкви? В: Protestant.ru, 19.11.2024, https://www.protestant.ru/news/analitics/review/article/1803435.

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Поклонение перед лицом мира
Автор: Йоханнес Раймер автор ряда книг по практическим аспектам христианской жизни, активно выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Церковь для мира. Иисус обещал Своим ученикам построить церковь, которую...
Книги Ивана Раймера
На сайте Litres.ru стали доступны книги Ивана Ивановича Раймера - известного проповедника и миссионера, профессора миссиологии Южно-Африканского университета, руководителя общества Просвещения и исследования в Европе, преподователя...
Песнь Песней - Христос и Церковь или муж и жена - о чем здесь речь?
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер. Вместо предисловия. Я вырос в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве, в семье...
Смело доверяйте
Восстановление доверия - должен ли это делать ИИ? В эти дни влиятельные люди мира, представляющие политику, бизнес и общество, вновь собрались в Давосе (Швейцария) с 15 по 19 января на 54-й Всемирный экономический...
К миссионерскому богословию примирения
Необходимость четкого определения Термин "примирение" стал модным словом нашего времени. Merriam Webster определяет этот термин в широком смысле как "процесс поиска способа сделать так, чтобы две разные идеи, факты...
Как стать христианином – Христиане.ру