Автор: Йоханнес Раймер автор ряда книг по практическим аспектам христианской жизни, активно выступает с лекциями и семинарами по всему миру.
Иисус обещал Своим ученикам построить церковь, которую Он назвал ekklesia, «призванные», термином древних греков, которым они называли свое собрание голосующих граждан города-государства, полиса. Таким образом, экклесия означала собрание граждан, призванных взять на себя ответственность за город. И это парламентское собрание решало буквально все, что касалось благополучия и существования общества.[2]
По замыслу Учителя, такой общиной должна была стать церковь, которую Он лично строил: собрание возрожденных людей, призванных из мира взять на себя ответственность за мир как соль земли и свет мира (Мф 5:13-15).
Церковь Иисуса Христа ни в коем случае не должна стать мирской общиной, не должна быть церковью мира, как и Он, ее Учитель, не от мира, но она послана в мир для примирения мира с Богом (2 Кор. 5:18-20). Все, чем она является и что делает, служит этой цели.
В том числе и богослужение. Ведь на богослужении члены церкви собираются вокруг своего Учителя, служат Ему, а Он служит им. Ни в каком другом месте нельзя так сильно ощутить отношения между Иисусом и Его учениками, как здесь, при условии, конечно, что эти отношения подлинные. Посторонние люди, ощутившие это общение, быстро заинтересуются и сами начнут искать отношений с Иисусом. Конечно, только в том случае, если они смогут понять и осмыслить богослужение во всех его элементах.
Возможно, именно по этой причине апостол Павел объясняет церкви в Коринфе, как неправильно, если на богослужении все будут говорить на языках, которых неверующие не понимают и поэтому считают все происходящее на богослужении сумасбродом (1 Кор. 14:1 и далее).
Богослужение в присутствии людей, которые еще не знают Бога, должно быть понятным, назидательным и привлекательным для них, а не отталкивающим. И это принципиально!
Конечно, это все равно богослужение, на котором чтят Бога и проповедуют. И иногда здесь происходят сверхъестественные действия, такие как исцеления, слова знания, откровения и тому подобное. И все это должно быть объяснено, переведено и доступно. Поклонение перед лицом мира - это, прежде всего, поклонение Богу в мире в доступном для мира формате.[3]
В результате харизматического пробуждения во многих местах и церквях утвердилась практика поклонения, которая пытается привлечь посетителя в присутствие Бога впечатляющими песнями, хвалой и молитвой, смешанными с говорением на языках и пением, мотивируясь псалмопевцем, который, согласно некоторым переводам, подчеркивает, что Бог пребывает или вознесен в хвале Израиля (Пс. 21:4, Син. перевод). Другие переводы, однако, говорят о том, что Бог возводит на престол хвалу детей Божьих, то есть определяет правильную хвалу.[4] Или «царит над Израилем и является содержанием хвалы Израиля.[5]
Помимо обоснования такого перевода, представляется сомнительным, что мистическая и экстатическая атмосфера в пении и поклонении может создать пространство, в котором безбожники действительно могут приблизиться к Богу. Возникает вопрос, оправдано ли такое стремление с библейской и богословской точки зрения.
Не приводит ли оно к прямо противоположному результату? И не следует ли нам предостеречься от этого вместе с Павлом, который предостерегает от непереведенных языков? Павел пишет коринфянам:
«Итак, если соберется вся церковь и все будут говорить на языках, и придут невежественные или неверующие люди, то не скажут ли они: «Вы с ума сошли!» /(1Кор 14:23).
Боюсь, что да. Как бы ни были похвальны усилия благочестивых людей заставить Бога предоставить платформу для встреч, они вызывают отторжение у посторонних. Общины, которые ввели такую литургическую практику, как правило, почти не привлекают неверующих, а если и привлекают, то это делают христиане из других общин, которые наслаждаются поклонением.
В эпоху глобальной эмоционализации молодые христиане находят чрезвычайно привлекательным «купаться» в хвале. И тогда несколько фраз, иногда громко, иногда тихо, но в любом случае крайне навязчиво, впечатываются в зал длинными повторяющимися циклами.
Люди же, которые не являются выходцами из благочестивого пузыря, находят это крайне манипулятивным.
Если вы поднимете эту тему в церквях практикующих экстатическое поклонение, то быстро услышите обвинение в том, что вы хотите лишить христиан возможности поклоняться. Поэтому возникает вопрос: как организовать церковное служение перед лицом мира таким ответственным и осознанным образом, чтобы не ущемлять христиан и не перегружать нехристиан?
3. Разумное богослужение.
В 1-м Послании к Коринфянам 14:26-33 мы находим единственный отрывок Нового Завета, описывающий христианское богослужение. Апостол Павел пишет здесь:
«Что же, братия, делать? Когда собираетесь вместе, каждый вносит что-нибудь: один псалом, другой учение, третий откровение; один говорит на языках, другой толкует. Пусть все делается так, чтобы это созидало. Если кто-то хочет говорить на языках, пусть это делают только двое, самое большее - трое, один за другим; затем пусть один истолкует его. Если же никто не может истолковать, пусть никто не говорит так перед общиной. Пусть он делает это для себя и перед Богом. Два или три пророка также должны говорить; остальные должны судить. Но если кто-то из присутствующих получает откровение, первый должен молчать; по очереди вы все можете говорить пророчески. Таким образом, каждый узнает что-то новое и каждый получает ободрение. Высказывание пророческого вдохновения зависит от воли пророков. Ибо Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира». О чем говорит здесь апостол?
Во-первых, он настаивает на понятном богослужении. Вклад в богослужение должен быть понятен присутствующим, потому что он предназначен для назидания. А чтобы это произошло, непонятные для посторонних части должны быть переведены. Павел прямо включает в это понятие хвалу, когда пишет:
«Если вы произносите хвалу только в Духе и при этом присутствует кто-то незнакомый, он не может сказать «аминь» на вашу молитву благодарения, потому что не понимает, о чем вы говорите. Какой бы хорошей ни была ваша молитва благодарения, она не принесет пользы другому человеку». (1Кор 14:16-17).
И в-третьих, богослужение должно быть упорядоченным. Необходимо избегать любого хаоса, любого неконтролируемого «купания в Духе и поклонения». То, что люди воспринимают как беспорядок, не способствует миру.
4. Практическое решение.
Что теперь? Должны ли миссионерские церкви, которые хотят нести Евангелие людям как свет миру, обходиться без столь любимой части служения, как хвала и поклонение? Конечно же, нет! Но они должны перестать использовать хвалу манипулятивно и сделать ее понятной для незнакомых людей. Поскольку любое пение на языках не имеет смысла для непосвященных, от него следует отказаться. Особенно если оно добавляется в пение только для эффекта. Любое громкое рычание, которое должно представлять Льва Иуды, считается небиблейским и пугающим для неверующих, непонятным и поэтому неуместным.
Организация понятного церковного служения может означать, например, предварительное объяснение песен, которые поются в честь Бога, и даже их совместное исполнение со всеми присутствующими на богослужении.
Люди, которые еще не знают Бога лично, будут охотнее подпевать, если они понимают, что делают, и могут классифицировать мелодию и текст. А если то, что они осознанно выучили, затем повторяется во время части богослужения, это уже не кажется им незнакомым, не пугает их и даже приглашает присоединиться.
И это не призыв к сухому, рационалистическому служению. Конечно, собравшаяся община может ожидать прямого вмешательства Бога в богослужение. Апостол Павел прямо приветствует пророческую речь на таком богослужении:
«Стремитесь любить! Трудитесь в дарах Духа, а более всего пророчествуйте. 2 Ибо говорящий на языках говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его; в Духе же он говорит тайны. 3 А пророчествующий говорит людям для их назидания, увещания и утешения». (1 Кор. 14:1-3).
И конкретно по отношению к незнакомцу:
«Если же все будут пророчествовать, и войдет один неверующий или невежда, то он будет осужден всеми и судим всеми; 25 и откроется, что сокрыто в сердце его, так что он падет на лице свое и поклонится Богу, исповедуя, что истинно Бог среди вас». (1Кор 14:24-25). Всем проявлениям Святого Духа есть место в миссионерском богослужении, если они направлены на сознательное обучение и назидание. Апостол пишет:
«Когда собираетесь вместе, то каждый имеет псалом, кто учение, кто откровение, кто говорение на языках, кто истолкование. Все это пусть делается для вашего назидания. 27 Если кто говорит на языках, пусть говорят двое или, самое большее, трое, один за другим, и пусть один истолковывает. 28 Если же нет толкователя, пусть молчит в собрании и говорит сам за себя и за Бога. 29 Даже из пророков пусть говорят двое или трое, а остальные пусть выносят приговор. 30 Если же откровение придет к другому, сидящему в стороне, то первый пусть молчит. 31 Все вы можете пророчествовать, но поодиночке, чтобы все научились и все получили наставление». (1 Кор. 14:26-31).
Божье говорение и действие в церкви всегда сверхъестественно, но там, где это происходит, это можно и нужно объяснить людям. И если человек понимает, что происходит, тогда сердце ищущего может быть действительно обращено через поклонение на церковном служении и произойдет встреча с Господом. А что может тронуть христианина больше, чем тот факт, что люди приблизились к Богу во время поклонения и, возможно, даже пережили Его?
В своем пасторском служении я не раз наблюдал, как люди были тронуты Богом и физически исцелены во время поклонения. Реакция присутствующих неверующих всегда была однозначной: «Я не понимаю, как такое может происходить, но этот человек был явно болен, а теперь я вижу его здоровым». Происходящее реально, объяснимо, даже если сверхъестественное действие Бога остается тем, чем оно в конечном итоге и является - сверхъестественным!
Подобные поклонники очень похоже реагируют на слова знания и откровения. «Мы с этим человеком, который мне пророчествовал, никогда раньше не встречались. Как это он может сказать мне на мою голову то, что скрыто глубоко внутри меня? Никто, кроме меня, не знает, в чем мой секрет. А теперь еще и это. Я не знаю, как такое происходит, но я могу понять этот факт».
Нет, христианское поклонение не является чисто рациональным событием. Совсем наоборот - оно пронизано Божьим словом и действиями. Однако здесь нет ничего принудительного или навязчивого, скорее, все предельно естественно. Иисус снова встречается здесь с людьми как человек, живет среди своих благодарных учеников, и они видят и наблюдают Его славу (Иоанна 1:1-14), обращаются к Его личности и вдохновляются на добрые дела. И там, где это видят посторонние, они тоже начинают славить Бога (Мф 5:16).
[1] Доктор Йоханнес Раймер - профессор миссиологии и автор нескольких книг на тему поклонения и строительства церквей.
[2] См. подробнее в моей книге: Иоганнес Раймер: Мир в объятиях Бога. Теологические принципы общественно значимого созидания общины. (Киев: ХМЛ 2011), 33-39.
[3] См. основную информацию по теме в: Johannes Reimer: Gott in der Welt feiern. (= На пути к миссионерскому поклонению.) (Neufeld Verlag 2010).
[4] Например Лютер 2017.
[5] NIV.
|
|
|
|
|