Главная>Новости>Аналитика>К миссионерскому богословию примирения

К миссионерскому богословию примирения

К миссионерскому богословию примирения
Автор: Доктор Йоханнес Раймер - руководитель отдела общественного взаимодействия Всемирного евангелического альянса и профессор миссиологии и межкультурной теологии Теологического университета Эверсбаха.
19.01.2024
  • Необходимость четкого определения

Термин "примирение" стал модным словом нашего времени. Merriam Webster определяет этот термин в широком смысле как "процесс поиска способа сделать так, чтобы две разные идеи, факты и т. д. существовали или были правдой в одно и то же время".[2] Он широко используется в коммуникации, науке, медицине, психологии и даже в бизнесе и финансах. [3]

Примирение, с точки зрения теологии - а я говорю с вами как теолог, - это процесс привнесения единства и гармонии в жизнь, нарушенную конфликтами. Это может происходить между отдельными людьми, семьями, кланами, этносами, обществами или даже в творении в целом.

Но как доказать, что такое определение верно? Как ответственно подойти к богословию примирения?

Позвольте мне начать с более общего вопроса о том, как мы, богословы, работаем над определением наших важных вопросов. В христианском богословии мы определяем наш подход к знанию в категориях: а) размышления о Божьем откровении вечной истины и б) рационализации откровения в контексте человеческого существования со всеми его пределами понимания и передачи полученного знания.

Давайте рассмотрим это более подробно.

Во-первых, для христианского богословия текст откровения - это, прежде всего, Священное Писание, Библия. Здесь христианский теолог попросит дать правильные определения всем вопросам, связанным с жизнью. В своем 2nd послании к Тимофею апостол Павел пишет: ""Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления и наставления в праведности, дабы раб Божий[a] был приготовлен ко всякому доброму делу" (2Тим 3:16-17). Поэтому мы обращаемся к Писанию за правильным определением того, что такое примирение.

Но христианское богословие будет не только изучать Слово Божье, но и слушать Самого Бога. Иисус обещал ученикам послать Своего Духа, который приведет людей к пониманию всей истины (Иоанна 16:13). Богословы формируют свое понимание в беседе с Богом.

Это наша первая и самая важная отправная точка в определении вопросов.

Но богословы, как и все люди, ограничены в своем понимании. Они понимают Священное Писание частично, поскольку все они древние, написаны тысячелетия назад на языках, которые к настоящему времени в значительной степени исчезли, а культурный контекст нам понятен лишь отчасти. Несомненно, ошибки в наших интерпретациях - это часть науки.

Это справедливо и для нашего духовного общения с Богом. Пропасть между человеческим и божественным может быть просто слишком велика. Другими словами, "наше понимание в принципе частично". Мы видим вещи "несовершенно, как в мутном зеркале", как справедливо утверждает апостол Павел (1 Кор. 13:9.12). Божье знание и понимание, однако, не имеет границ (Пс. 147:5). Мы все видим лишь часть целого. Поэтому богословие обращено к общине, спрашивая и определяя в общении с другими. Все религиозное знание - это продукт совместного размышления людей над вопросами, выходящими за пределы их понимания.[4] Поэтому христианское богословие - это и молитва, и размышление, и наука, провозглашающая на основе исследований.

Богословы определяют вопросы в диалоге с другими людьми.

Применительно к нашему конкретному предмету богословие попросит раскрыть определение того, каким должно быть примирение с библейской точки зрения, а затем осмыслит этот вопрос в контексте. Как христианский теолог я начну с Бога. Это не означает, что я возвращаюсь в Средние века, когда теология считалась царицей всех наук,[5] , но я все же думаю, что мета-перспектива жизненных вопросов может быть полезна для всех академических размышлений. Как Бог в своем откровении описывает примирение? Какова его метафизическая перспектива в этом вопросе?

Для нас, христиан, примирение определяет сердце Евангелия, поскольку Иисус пришел в мир с миссией примирить мир с Богом и передал слово примирения Своим ученикам в качестве их основной миссии. В 2Кор. 5:18-20 мы читаем:

"Все это от Бога, Который примирил нас с Собою через Христа и дал нам служение примирения: Бог примирил мир с Собою во Христе, не считая грехов людей за них. И Он передал нам весть о примирении.  Поэтому мы являемся послами Христа, как будто Бог обращается к вам через нас. Мы умоляем вас от имени Христа: Примиритесь с Богом".

Именно эта центральная роль термина для нашего христианского богословия и миссии требует от нас тщательного библейского определения примирения. Широкое использование этого термина в современном обществе с многочисленными специфическими нюансами несет в себе потенциальную опасность неправильного понимания.

Что же говорит Библия о примирении?

    1. Понимание Божьей миссии

Давайте начнем с того, с чего начинается любое откровение - с Бога и Его миссионерского намерения.

Христианское существование - это Божья миссия, missio Dei. Он является источником, инициатором и исполнителем миссии в мире.[6] Триединый Бог разработал правила жизни и поддерживает мир. В Своей миссии Бог, следовательно, говорит миру "да". Он берет на себя ответственность за мир. По словам Дэвида Дж. Боша, "христианская миссия выражает динамические отношения между Богом и миром...".[7]

Что такое Божья миссия с практической точки зрения? Что включает в себя и как Он осуществляет миссию? Чтобы понять это, мы должны взглянуть на Божественную природу Бога. Бог - это три в одном: Отец, Сын и Святой Дух - совершенное единство любви. Отец церкви Иоанн Дамаскин (675-749) использовал образ хоровода, по-гречески перихорезис, чтобы передать это единство[8] , а Мирослав Вольф говорит о взаимной внутренности (reciprocal interiority), подразумевая, что что бы ни делала одна личность Троицы, две другие имманентно участвуют в этом.[9] Иисус доводит эту мысль до конца, когда отвечает Филиппу, желающему увидеть Бога-отца: "Кто видел Меня, тот видел Отца" (Иоанна 14:9). Сын выражает Отца в совершенной любви и послушании, как и Дух по отношению к Сыну (Иоанна 16:15).

Бог - Бог-миссионер, и эта миссия идеально взаимосвязана в Его тринитарной природе. То, что задумал Отец, Сын воплощает в жизнь, а Дух приводит все в действие, чтобы исполнить Его замысел. Так выстраивается совершенный тринитарный цикл миссии.[10]

В миссии отца (missio patri) Он закладывает основу, смысл и цель созданного Им мира. Конечная цель Божьего замысла - мир, созданный как Его Царство, в котором Он правит Своим творением в совершенном единстве между Творцом и Его творением (Ис 65:17-25). Примирение мира с Ним находится в центре этой миссии (2Кор 5:18).

И Сын, Иисус Христос, в Своей миссии, missio Christi, задает путь действия. В Нем Бог предлагает стандарт миссии, метод, которому нужно следовать. Тот, кто включается в Божью миссию, будет делать это, следуя модели Иисуса.

И, наконец, Бог действует в мире через Святого Духа. Миссия Духа, missio Spiritus, заключается в управлении миссионерскими действиями Бога на земле. Он - Господь служения нового Божьего завета (2Кор 3:17).

Взаимная внутренность характеризует Бога как в Его бытии, так и в Его миссии. Основа, методология и практика абсолютно взаимозависимы. Все, что задумано Богом, остается Его волей. Его слова всегда найдут свое исполнение (Ис 55:11; Евр 4:12).

Перихорезис Божьей миссии, missio Dei

Поэтому невозможно отделить творение во всем его благочестивом миссионерском видении как выражении любви от спасения. Культурный мандат в Бытие 1:26-28, где Бог называет роль людей в Своем видении мира, поручая им размножаться, возделывать и цивилизовать Землю, и Великое поручение принадлежат друг другу. Послание учеников Иисуса в народы мира, чтобы сделать их учениками для Своего Царства (Мф. 28:19-20), обозначает полюса одного и того же миссионерского намерения - установить мир, в котором правит Бог.

Все, что делает Бог, отражает Его сущность и миссию. Такое широкое определение, понятно, может вызвать некоторое раздражение. Если все является миссией, можно спросить, что же тогда миссия? Термин становится неконкретным. Бог, однако, всегда реален, никогда не бывает спорным. Его миссия не может быть меньше, чем то, кем Он является, поскольку бытие и миссия составляют одно целое.

Каково же богословское решение? Давайте исследуем этот вопрос более глубоко.

    1. Намерение Божьей миссии

В богословии миссии мы различаем измерение и намерение Божьей миссии.[11] Хотя missio Dei затрагивает многие аспекты того, что Бог делает в мире, ее намерение уникально. Оно заключено в основном послании Иисуса Христа. Никто и ничто другое не открыло нам Божье сердце глубже, чем Его Сын, Иисус Мессия. Его миссия полностью соответствовала Божьему сердцу. Тот, кто видел Его, видел и Его Отца. Глядя на Иисуса и Его миссию, мы сможем точно определить Божье миссионерское сердце, Его намерение.

Почему же Бог послал Своего единородного Сына? Каково Божье намерение послать Иисуса? Апостол Павел отвечает на этот вопрос в своем послании к Колоссянам (1:15-20):

"Сын есть образ Бога невидимого, первородный над всем творением. Ибо Им создано все: небесное и земное, видимое и невидимое, престолы, или власти, или силы, или начальства, или властители; все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и в Нем все держится. И Он есть глава тела, Церкви; Он есть начало и первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо Богу угодно было, чтобы вся полнота Его обитала в Нем,  и через Него примирить с Собою все, как земное, так и небесное, заключив мир Кровию Своею, пролитою на кресте. "

Иисус - это Божий ответ миру, попавшему в беду, миру, который Он любит и которому говорит "Да". В то же время Он должен отвергнуть грех и разложение, бунт и саморазрушение людей в этом мире. Бог принимает мир, но Он никогда не примет и даже не потерпит грехов этого мира. Грех - это корень беспорядка в нашем мире. Там, где грех берет верх, результатом будет смерть. "Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). Бог не хочет смерти. Он стремится к жизни. Он - источник всякой жизни (Иоанна 1:1). В Своей миссии Он устанавливает завет жизни и мира (Мал 2:5). И из-за Своей любви к миру Бог-Отец послал Иисуса, Бога-Сына, в мир, чтобы примирить людей с Собой.

Иисус послан, чтобы примирить мир с Богом и принести мир всему творению. Бог есть Бог мира (Рим 15:33; 1Кор 14:33 и др.), и Он посылает Иисуса как Своего князя мира (Ис 9:6), чтобы принести мир ближним и дальним (Еф 2:17). Это то, что Новый Завет называет Евангелием. Примирение и мир - это и естьсамое сердце Евангелия. Евангелие - это Евангелие мира (Еф 6:15), представляющее "Божье Царство праведности и мира и радости во Святом Духе" (Рим 14:17). Божья миссия ориентирована на мир. Где бы Он ни осуществлял Свою миссию - Его мир выходит за рамки Его действий и направлен на примирение.

Что это значит на практике? Какова Божья миссия мира?

    1. Божья миссия мира

Бог - Господь мира, как называет Его Гедеон (Суд. 6:24), а Его Царство - это Царство мира (Рим. 14:17-18). Его миссия - это миссия мира (Зах 9:10), и Царство, в котором Он правит, будет отмечено миром. Ветхий и Новый Заветы восхваляют Бога как Бога мира (см., например, Рим 15:33; 16:20; 1Кор 14:33; 2Кор 13:11; Евр 13:20; Фил 4:9; и др.)

Ветхий Завет в Библии использует термин "шалом" для описания примиренного пространства. Согласно Вальтеру Айзенбайсу, древнееврейский термин "шалом" означает "состояние целостности".[12] Йоханнес Педерсен определяет шалом "как состояние дружбы и гармонии в семье, родстве и нации".[13] Там, где есть шалом, справедливость и отношения будут восстановлены,[14] плюс гармония и здоровье во всех отношениях будут представлены и реализованы.[15] Шалом - это изначально подразумеваемое видение сотворенной жизни в гармонии с ее Творцом. Как справедливо отмечает Герхард фон Рад, шалом в Ветхом Завете требует присутствия Бога.[16] Целостное примирение стремится к шалому, культуре мира на всех уровнях индивидуальной и общественной жизни.

Ветхий Завет всегда связывает шалом с Богом.[17] Шалом - это потому, что Бог дарует Своему народу завет мира (Числ 25:12; Иос 9:15; Ис 54:10 Иез 34:25 и 37:26). Он - источник и милостивый даритель шалома. В "Богословском словаре ВЗ" говорится следующее: "Шалом - это результат деятельности Бога в завете (be rît) и результат праведности (Ис 32:17). Почти в двух третях случаев shālōm описывает состояние исполнения, которое является результатом Божьего присутствия".[18]

Ветхозаветные пророки, особенно Исаия, представляют себе грядущее царство шалома, где правит Бог (Ис. 52:7; 54:10-15; 55:3-5; 57:19). Фактически, мир для всех народов - это цель Его действий в мире (Зах 9:10).

В Новом Завете также говорится о мире, по-гречески eirene. Павел пишет об Иисусе в Кол 1:19-20, когда говорит:

"Ибо в Нем благоволила обитать вся полнота, и через Него примирить все ради Него, устрояя мир Кровию креста Своего [через Него], как земным, так и небесным".

Он, Иисус, - Божий мир, посланный Богом, чтобы примирить мир в состояние первозданного творения (2Кор 5:18).

Из Писания мы видим, что примирение и мир - это сердце того, что Бог делает в мире.

    1. Примирение - сердце Божьей миссии

Крейг Отт определяет миссию как "...посылающую деятельность Бога с целью примирить с Собой и привести в Свое Царство падших мужчин и женщин из всех народов и наций к Своей славе".[19] Он основывает свое убеждение вместе с другими авторами на богословии Павла.[20] Апостол Павел утверждает в 2Кор. 5:18-21:

"Все это от Бога, Который примирил нас с Собой через Христа и дал нам служение примирения: Бог примиряет мир с Собой во Христе, не считая грехов людей. И Он передал нам весть о примирении. Поэтому мы являемся послами Христа, как будто Бог обращается к вам через нас. Мы умоляем вас от имени Христа: Примиритесь с Богом. Бог поставил не имеющего греха быть грехом за нас, чтобы мы в Нем сделались праведностью Божией".

В тексте подчеркиваются три основных положения: (а) примирение - это дело Бога во Христе; (б) примирение направлено на восстановление отношений Бога с миром; (в) примирение - это основное служение церкви.

Именно нынешнее состояние мира в отношениях с Богом заставляет задуматься о примирении.[21] Мир стал безбожным, оставив и забыв о том, каким изначально был Божий план для этого мира. Оскорбив Бога, люди впали в саморазрушительный образ жизни. В результате, говорит Павел, "они исполнились всякой неправды, зла, любостяжания, злобы. Они полны зависти, убийств, распрей, лукавства, злобы. Они сплетники, клеветники, ненавистники Бога, наглые, надменные, хвастливые, изобретающие зло, непокорные родителям, глупые, неверные, бессердечные, безжалостные" (Рим. 1:29-31). Все это порождено испорченным разумом, тщетностью безбожного мышления. Апостол предупреждает церковь в Ефесе:

"Поэтому я говорю вам это и настаиваю на этом в Господе, чтобы вы больше не жили, как язычники, в тщетности их мышления. Они помрачены в разумении своем и отлучены от жизни Божией по неведению, которое в них от ожесточения сердец их". (Еф. 4:17-18).

Невежество - вот в чем проблема. Люди потеряли зрение. Они ослепли и ходят во тьме. Их лидеры - слепые, ведущие слепых (Матф. 15:14). Следуя своим собственным мыслям и желаниям, они делают то, что неправильно в глазах Бога, и тем самым вызывают Его гнев (Еф. 2:1-3).

Однако любящее сердце Бога стремится к обновлению и восстановлению. Бог не хочет, чтобы грешники погибли (Иез 33:11), и поэтому Он послал Своего единородного Сына, чтобы спасти и примирить с Собой мир (2Кор 5:18). Примирить - значит вернуть Божий план в память людей, зажечь первоначальное видение. В этом заключается послание Божьего откровения в Писании. От Бытия до Откровения Писание свидетельствует о Божьей миссии "примирить с Собою все, что на земле и что на небе" (Кол 1:15-20). Полнота примирения - это дружба с Богом в Иисусе Христе..." [22]

Примиренные - новые во Христе (2Кор 5:17) и следуют разуму Христа (Фил 2:5). Примирение - это восстановление памяти, обновление разума и способность понять, какова воля Божья для нашей жизни (Рим 12:1-3). Оставить наше безбожное прошлое позади и устремиться в будущее, предназначенное Богом для тех, кто принимает Христа как своего Господа и Спасителя, - вот что делает с людьми примирение. Бог желает мира со своим творением, и поэтому мир лежит в основе Его миссии.[23] Папа Бенедикт XVI пишет: "Примирение, таким образом, не ограничивается планом Бога привлечь отчужденное и грешное человечество к Себе во Христе через прощение грехов и по любви. Это также восстановление отношений между людьми через урегулирование разногласий и устранение препятствий для их взаимоотношений в их опыте Божьей любви".[24] А Роберт Шрайтер подводит правильный итог:

"В этих Павловых отрывках мы видим, как примирение является центральным способом объяснения работы Бога в мире. Через Сына и Духа Бог устанавливает мир - между Богом и миром, а значит, и внутри самого творения. Когда это понимание объединяется с концепцией missio Dei, разработанной несколькими десятилетиями ранее в миссиологии, мы видим библейские основания для примирения как парадигмы миссии, парадигмы, которая начала приобретать особую остроту и актуальность в последнее десятилетие двадцатого века".[25]

    1. Божья миссия и миссия Божьего народа

Божий народ приглашен и послан для участия в Его миссии. Церковь - это "народ в Божьем царствовании", - говорит немецкий теолог Леонард Гоппельт.[26] Значит ли это, что вся миссионерская деятельность Божьего народа должна намеренно следовать духу мира и примирения? Да, говорит апостол Павел христианам в Коринфе. В 2Кор 5:18-19 мы читаем:

"Все это от Бога, Который примирил нас с Собою через Христа и дал нам служение примирения: Бог примирил мир с Собою во Христе, не считаясь с грехами людей. Он передал нам весть о примирении".

На Божий народ возложена миссия примирения и мира. Они посланы так же, как был послан их Господь, с точно таким же намерением. Церковь призвана к миссии примирения, чтобы принести мир всем племенам мира. И ей поручено делать это по пути Иисуса.

Как же Иисус принес мир ближним и дальним (Еф. 2:17)? Он - "лучший миссионер Бога",[27] послание и модель миссии как таковой. В Иисусе Церковь находит то, что Самуэль Эскобар называет "христологическим образцом" миссии.[28] Божий метод осуществления миссии выражается в Его послании.[29] Что такое миростроительство на пути Иисуса?

  1. Как Иисус строил мир?

Новый Завет рассказывает нам историю Иисуса, его жизнь и дела, в Евангелиях. Эту историю можно изложить в шести основных шагах.

Во-первых, миссия Иисуса началась с Его прихода в мир. В Евангелии от Иоанна 1:1-4.14 говорится: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Он был с Богом в начале. Через Него все было создано; без Него ничто не было создано из того, что создано. В Нем была жизнь, и эта жизнь была светом для всего человечества.  Свет во тьме светит, и тьма не победила его.... Слово стало плотью и обитало среди нас. Мы видели славу Его, славу Единородного Сына, пришедшего от Отца, полного благодати и истины".[30] Иисус приходит в мир как человек, чтобы открыть Бога нам, людям. Евангелист Лука отмечает в Евангелии от Луки 1:76-79 пророчество Захарии о его сыне, Иоанне Крестителе, и грядущем Мессии:

"И ты, дитя, наречешься пророком Всевышнего, ибо ты пойдешь пред Господом, чтобы приготовить пути Его, дать познание спасения народу Его в прощении грехов их, по нежной милости Бога нашего, когда восход солнца посетит нас свыше, чтобы дать свет сидящим во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

Мессия приходит, чтобы принести мир. В день Его рождения ангелы прославляют Его за то, что Он принес мир на землю (Лк. 2:14). Иисус, Сын Божий, приходит как один из нас, во всем подобный человеку, но без греха (Евр. 4:15). Он понимает, через что мы проходим. Воплощение, воплощение во плоти, знаменует собой начало служения примирения. Иисус, будучи человеком, примиряет людей с Богом. Евангелие - это человеческая история во всех отношениях.

Во-вторых, первые публичные действия Иисуса среди окружающих его людей были восхитительны. Иисус начал свое публичное служение со служения людям. Больные, израненные или голодные люди, отвергнутые обществом сборщики налогов и отчаявшиеся распорядители свадьбы, столкнувшиеся с тем, что у них закончилось вино: Всем им Иисус служил. Он превращал воду в вино, возлагал руки на больных и исцелял их, умножал хлеб и рыбу для голодных, чтобы накормить их. Он заботился о вдовах и отверженных, таких как сборщики налогов, прокаженные и бесноватые. Служа людям, Иисус укреплял свою репутацию. За Ним шли массы людей, доверяя Ему помочь им и изменить их жизнь. Доверие определило точку входа в служение нашего Господа, которое было построено на служении. Служение примирения предполагает служение. Примиритель заботится о нуждающихся. Фактически, мы видим Его собственное самопонимание, представленное нам в Евангелии от Луки 4:18-19, когда Иисус говорит:

 "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня возвещать благую весть бедным. Он послал меня возвестить свободу узникам и прозрение слепым, освободить угнетенных, провозгласить год благоволения Господня".

Он приходит как слуга, чтобы стать примирителем!

В-третьих, служа людям, Иисус был приглашен в дома людей. Он ел и пил с ними. А многие из них были пренебрегаемы и даже отвержены религиозной элитой. Книжники и фарисеи критиковали Иисуса, насмехаясь: "Он ест и пьет с грешниками" (Марка 2:16/Матф. 9:11). Среди них были сборщики налогов, проститутки и другие. Служение им открывало возможности для бесед и общения. Общение за столом было признаком доверительных отношений в иудейской культуре Его времени. Это было место, где люди делились своими нуждами и переживаниями. Здесь происходили разговоры о жизни и завязывались дружеские отношения. Примирение в том виде, в котором его практиковал Иисус, предполагало такие беседы, творческий и способствующий жизни диалог.

В-четвертых, Иисус не только служил и общался с людьми. То, как Он жил и служил, также провоцировало некоторых. Особенно религиозная элита чувствовала себя под угрозой из-за того, что делал этот человек. Массы, следовавшие за Ним, указывали на движение, которое, очевидно, имело определенный потенциал, чтобы бросить вызов их авторитету и положению власти. Вскоре они стали вступать с Иисусом во всевозможные дискуссии, ставя под сомнение Его авторитет. И Иисус не избежал таких дискуссий. Напротив, Он раз за разом использовал их, чтобы разоблачить лицемерие, неправильные учения, ересь и неправедные поступки Своих оппонентов. Как в случае с молодой женщиной, пойманной в прелюбодеянии (Иоанна 8:1-11): Фарисеи используют ее, чтобы оспорить богословие Иисуса, и готовы убить женщину за ее поступок. В ответ Иисус показывает их собственное греховное состояние, говоря: "Пусть всякий из вас, кто без греха, первый бросит в нее камень". Но никто из них этого не сделал. Устыдившись, все они ушли, а Иисус, спасший женщину от побивания камнями, призвал ее идти и больше не грешить. Иисус жил по правде, открывая реальное положение, в котором находились его соотечественники-иудеи. Примирение, осуществленное Иисусом, никогда не скрывало грех, но скорее открывало его. Истина предшествует свободе и миру.

В пятых Иисус простил грех, освободил людей от рабства и вернул им мир. Некоторые из них не могли даже пошевелиться. Приведенные к Иисусу, они обрели свободу. Подумайте о такой женщине, как Мария из Магдалы, известной в городе грешнице, которая омыла ноги Иисуса своими слезами и возлила на них благовония (Луки 7:36-59). Иисус простил ее грехи и отправил домой с миром.

И наконец, Иисус примиряет людей с определенной целью. Апостол Павел размышляет о Его примиряющем действии и говорит в Еф. 2:4-10:

"4  Но по Своей великой любви к нам, Бог, богатый милостью,5  оживил нас со Христом, даже когда мы были мертвы в преступлениях - благодатью вы спасены. 6 И Бог воскресил нас со Христом и посадил с Ним на небесах во Христе Иисусе,7  чтобы в грядущих веках явить несравненное богатство благодати Своей, выразившееся в благости Его к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены, через веру - и это не от вас, а дар Божий -9  не по делам, чтобы никто не мог хвалиться. 10 Ибо мы - дело рук Божиих, созданные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог заранее приготовил для нас".

Примирение через Иисуса ведет к миссии, "к совершению добрых дел, которые Бог заранее приготовил для нас".

Вкратце: Иисус применил шесть основных шагов для примирения людей с собой, Богом и друг с другом. Проще говоря, Иисус

  • Присоединился к людям,
  • Служил им, завоевывая их доверие,
    • Поговорил с ними об их жизни,
      • Противопоставил им их греховную жизнь,
        • Исцелил их,
          • Призвал их следовать Его миссии.
  1. Церковь - агент примирения и мира

3.1. Посланники примирения

Церковь призвана стать частью миссии Христа. У нее нет другого призвания, нет другого видения, нет другой методологии. Церковь призвана присоединиться к людям, воплотиться в данной культуре, служить и общаться с ними, противостоять их греху, вести их к Божественному исцелению и примирению и приглашать их присоединиться к Божьей миссии в мире. Миссия - это прежде всего Божья миссия, missio Dei.[31] Что бы мы ни думали и ни говорили о миссии Церкви, она должна быть укоренена в Божьей миссии, "сердцевине всякой миссии"[32] . Церковь существует для Божьей миссии, она, по выражению Эмиля Бруннера, "провозглашающее существование".[33] И она провозглашает Божье искупительное сердце и действие. Крейг Отт, соответственно, определяет миссию как "...посылающую деятельность Бога с целью примирить с Собой и привести в Свое Царство падших мужчин и женщин из всех народов и наций к Своей славе".[34]  Миссия Церкви, таким образом, должна определяться примирением. И она отмечена Иисусовостью, следованием Его шагам в (1) жизни в примирении, (2) служении проблемным людям, (3) диалоге за мир (4) назывании трудных вопросов, (5) исцелении раненых, (6) участии в Божьей миссии.

3.2. Примирение как парадигма миссии

Удивительно, что с начала 1990-х годов проблема примирения стала одной из центральных тем в миссионерских кругах[35] и быстро превратилась в ярко обсуждаемую модель миссии.[36] Некоторые авторы даже постулируют, что решение тревожных факторов и устранение источников социальных конфликтов в обществе, особенно нацеливание на значимое примирение, будет определять будущее христианской миссии.[37] А Роберт Шрайтер говорит о примирении как парадигме миссии.[38] Лозаннское движение[39] и основные церкви,[40] Экуменическое движение[41] и Римско-католическая церковь (РКЦ)[42] - все они провозглашают миссию как примирение для своей будущей деятельности.

Изменения, происходящие после миллениума в отношении примирения как миссии, лучше всего представить, рассмотрев фундаментальные различия во взглядах Лозаннского движения на примирение. В 1974 году Лозанна подчеркнула, что "примирение с Богом - это не примирение с другими людьми". Здесь примирение рассматривалось как плод евангелизма. В 2010 году зазвучала другая струна: "Примирение с Богом неотделимо от примирения друг с другом", и теперь это модель миссии.[43] Миссия Церкви в перспективе всех основных христианских традиций - это миссия примирения.

Миссия как примирение, однако, не заменяет все остальные служения миссии Церкви. Роберт Шрайтер хорошо выразил это, сказав:

"Примирение как парадигма миссии не заменяет другие парадигмы, но может привести их в более тесную связь друг с другом в рамках более широких намерений Бога в отношении мира". Таким образом, этот двойной вклад - в более широкие вопросы примирения в современном мире и в диалог между парадигмами миссии внутри церквей - гарантирует, что парадигма примирения будет играть постоянную роль в миссионерском мышлении в ближайшие десятилетия." [44]

  1. На пути к праксис-циклу целостного примирения

 Правильное богословие исходит из практики и возвращается к ней. Ее лучше всего понимать как "Handlungstheorie", как теорию действия, по справедливому выражению немецкого теолога Норберта Метте.[45] А такая теория требует циклического подхода. [46]

По всем практическим соображениям, принятие цикла "Праксис" для целостного подхода к примирению является наиболее полезным. Миссионерский цикл, разработанный на миссиологическом факультете Южно-Африканского университета (UNISA), определяет повестку дня. Согласно Дж. Н. Дж. Критцингеру, такой цикл включает в себя пять этапов: (1) вовлечение, (2) анализ контекста, (3) богословская рефлексия, (4) духовность и (5) планирование действий.[47] В других вариантах цикла порядок может быть несколько изменен.[48] На самом деле, этот цикл легко адаптировать к циклу миростроительства, который в таком случае будет включать в себя (а) вовлечение, (б) поиск истины, (в) восстановление на кресте, (г) прощение, (д) планирование мирного и справедливого будущего, (е) действие, (ж) оценку.

Христианские миротворцы начинают внедрять мир и примирение, воплощаясь в социальном пространстве, где живут раненые. Они становятся иудеем для иудеев и греком для греков (1 Кор. 9,22), живя примиренной жизнью среди них и служа вместе на благо всех. Доверие будет расти, и потенциально раненые, жертвы и угнетатели или обидчики станут открытыми для общения. Доверие не вырастает в одночасье. Требуется время и усилия, чтобы привлечь людей к процессу исцеления. Церковь, объединившаяся с ранеными, становится известной на местном уровне как агент преобразования, ее видят и ценят как свет для города. Вовлечение здесь предшествует провозглашению, служение заменяет любые конфронтационные советы. Примиренная жизнь миротворцев указывает на место, где конфликты разрешаются, а раны исцеляются. Миротворчество, как и любое другое миссионерское дело, начинается с участия, направленного на доверие.

Цикл миростроительства

Установленное доверие открывает двери для разговора, и сам конфликт становится предметом обсуждения. Миротворцы должны прежде всего понимать - поэтому во всех рассказанных историях они будут продолжать слушать. Различные стороны в данной конфликтной ситуации могут придерживаться совершенно разных точек зрения на произошедшее. Поэтому важно пролить свет на прошлое, восстановить воспоминания, назвать раны в контексте того, что произошло на самом деле. Это можно сделать в стиле восстановительных практик, а именно кругов слушания, где все имеют одинаковый доступ к соответствующим ресурсам (время, общение и т. д.). Примирение требует справедливости, а справедливость называет проблемы. Это, конечно, требует методологии анализа контекста, как справедливо предполагает миссионерский цикл, разработанный в Южной Африке. [49]

Ряд подходов к анализу исторического контекста был предложен социологами. Некоторые из них используют методы устной истории.[50] Другие применяют интегративный миссиологический подход, заимствуя идеи из социальных наук и эмпирического богословия.[51] Какой бы путь ни выбрал миротворец, первостепенное значение имеет поиск общей картины. Конфликты будут разрешены, а люди примирены только после того, как стороны поймут позицию друг друга.[52] Сама концепция примирения предполагает "обмен мнениями, которых может придерживаться другая сторона". Греческий термин catalasso/catalagge/catalagein = примирение обозначает обмен с иностранцем с декларируемой заинтересованностью в установлении рабочих и мирных отношений.[53] Примирение неизбежно связано с установлением истины.

Назвав истории такими, какими они были, и отбросив искаженные предположения, предрассудки и интерпретации, вы становитесь на путь богословского размышления о грехе, несправедливости и вреде. Это, в свою очередь, приведет конфликтующие стороны к кресту, где Иисус взял на Себя весь грех, весь вред, всю боль, чтобы заложить основу для справедливости и прощения. Здесь, на кресте, жертвы получают от Бога исцеление и прощение обидчиков - вертикальные отношения снова восстанавливаются. А это открывает путь по горизонтали, чтобы простить друг друга - возможно, даже самого себя за какие-то проступки - и примириться друг с другом.

Прощение, однако, не решает проблему правосудия. Обида, вред и увековечение должны быть завершены карательным правосудием, которое может включать реституцию и возмещение ущерба. Правонарушитель должен признать потенциальные последствия своего преступления и принять наказание, открывая тем самым шанс на возрождение общего будущего в мире, как предлагает Роберт Шрайтер. Прощение и правосудие идут рука об руку, но в этом случае оно может быть реализовано как восстановительное правосудие.

Примирение восстанавливает сообщество, восстанавливая нарушенные отношения и контекст, в котором это сообщество существует. Примирение - это необходимый опыт для построения культуры мира. Планирование и действия во имя общего будущего требуют примиренных людей.

Цикл миростроительства завершается оценкой. Пересмотр восстановленных отношений в мирном сообществе крайне важен. Люди ежедневно сталкиваются с проблемами. Могут возникнуть новые обиды, старые раны могут снова начать болеть. Оценка позволяет завершить процесс мира.

Подведем итоги: Библейское богословие примирения коренится в миссии Бога по отношению к миру. Она по определению целостна и направлена на практику восстановления, включающую всю жизнь.

 


[1] Доктор Йоханнес Реймер - профессор миссионерских исследований и межкультурного богословия в Университете прикладных искусств Эверсбаха (Германия) и Университете Южной Африки (UNISA). Он возглавляет отдел по взаимодействию с общественностью WEA и Сеть мира и примирения (PRN) WEA.

[2] Мерриам-Вебстер: Примирение. В: https://www.merriam-webster.com/dictionary/reconciliation (12.02.2022).

[3] Алисия Туовила: Примирение. In: https://www.investopedia.com/terms/r/reconciliation.asp (12.02.2022).

[4] Тео Сундермайр: Was ist Religion? Religionswissenschaft im theologischen Kontext. (München: Kaiser, 1999), 27.

[5] См. например, работы Фомы Аквинского. Leo J. Elders: The Metaphysics of Being of St. Thomas Aquinas in a Historical Perspective, (Loewen: Brill, 1992).

[6] Георг Вицедом: Missio Dei - Actio Dei. Издание afem - mission classics 4. (Nürnberg: VTR, 2002), 32.

[7] Дэвид Дж. Бош: Трансформирующая миссия. Смена парадигм в богословии миссии. (Maryknoll, NY: Orbis, 1991), 9.

[8] См. мои рассуждения на эту тему в: Johannes Reimer: Die Welt umarmen. Theologie des gesellschaftsrelevanten Gemeindebaus. Transformationsstudien Bd. 1. 2-е издание. (Marburg: Francke Verlag, 2013), 153-154.

[9] Мирослав Вольф: По подобию нашему. Церковь как образ Троицы. (Grand Rapids: Eerdmans, 1998), 209.

[10] См. подробное обсуждение в: Reimer, Die Welt umarmen, 160-191.

[11] Ганс-Вернер Гензихен: Glaube für die Welt. Theologische Aspekte der Mission. (Gütersloh: Gütersloher Verlag, 1971), 85.

[12] Айзенбайс использует немецкий термин "Ganzheit", Walter Eisenbeis: Die Wurzel שלם im Alten Testament, (Berlin: de Gruyter, 1969), 50.

[13] Йоханнес Педерсен: Израиль. Его жизнь и культура. Репринт первого издания 1926 года, (Лондон: Geoffrey Cumberlege (I-II), 1946), 285, 311.

[14] Р. Харрис, Арчер Лэрд, Л. Глисон и Брюс Кеннет Уолтке, ред: Theological Wordbook of the Old Testament. 2 тома, (Чикаго: Муди Пресс, 1980), 930-931.

[15] Райнер Альбертц: Shalom und Versöhnung. Alttestamentliche Kriegs- und Friedenstraditionen. Theologia Practica 18 (1/2), 16-29.1983, 17, Fn 6.

[16] Герхард фон Рад: שָׁלוֺם im AT, in Gerhard Kittel (ed): Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Zweiter Band: Δ-Η, vol 2. Репринт первого издания 1935 года, (Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht,1950), 400-405.

[17] Герхард фон Рад: שָׁלוֺם im AT. In: Gerhard Kittel (Hg.): Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Bd. 2. (Stuttgart: Kohlhammer, 1950), 401.

[18] Harris, Theological Wordbook, 931.

[19] Крейг Отт: Встреча с богословием миссии. Библейские основания, исторические события и современные проблемы. (Grand Rapids, MI: Baker, 2010), 155.

[20] См. в этой связи: Cilliers Breytenbach: Versöhnung. Eine Studie zur paulinischen Soteriologie. Wissenschaftliche Monographien zum Alten und Neuen Testament, 60. (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag. 1989).

[21] Р. Бирингер: 2.Kor. 5,19a und die Versöhnung der Welt. In: EthL 63 (1987), 295-326.

[22] Крис Райс: Примирение как миссия Бога. Христианское свидетельство в мире разрушительных конфликтов. (Durham, NC: Duke Divinity School, 2005), 11.

[23] Йоханнес Реймер: Missio Politica. Миссия Церкви и политика. (Carlisle: Langham, 2017), 69.

[24] Папа Бенедикт: Постсинодальное апостольское увещевание Africae Munus, получено по адресу: http://w2.vatican.va/content/benedictxvi/en/apost_exhortations/documents/hf_benxvi_exh_20111119_africae- munus.html (1.12.2), 8.

[25] Роберт Шрайтер 2013, 14.

[26] Леонард Гоппельт: Theologie des Neuen Testaments. (Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1978), 254.

[27] Самуэль Эскобар: "Евангельская миссиология. Взгляд в будущее на рубеже веков". In: Глобальная миссиология для 21st века. Диалог в Игуасу, под ред. Уильяма Д. Тейлора. (Гранд-Рапидс: Бейкер, 2006), 97.

[28] Самуэль Эскобар: Евангельская миссиология, 106.

[29] Смотрите подробное обсуждение в: Johannes Reimer: Die Welt umarmen. 172-181.

[30] Все ссылки на текст Библии в NIV.

[31] Георг Вицедом: Missio Dei - Actio Dei. Neu herausgegeben von Klaus W. Müller. Mit Beiträgen von Bernd Brandl und Herwig Wagner. Издание AfeM. Mission Classics, Bd. 4. (Nürnberg: VTR, 2002), 32.

[32] Самуэль Эскобар: La Palabra - Vida de la Iglesia. (Атланта: Editorial Mundo Hispano, 2006), 86.

[33] Эмиль Бруннер: Vom Missverständnis der Kirche. (Stuttgart: Evangelisches Verlagshaus, 1951), 17).

[34] Крейг Отт: Встреча с богословием миссии. Библейские основания, исторические события и современные проблемы. (Grand Rapids, MI: Baker, 2010), 155.

[35] Роберт Шрайтер и Кнуд Йоргенсен (ред.): Миссия как служение примирения. Столетняя серия Regnum Edinburgh, том 16. (Оксфорд: Regnum Books International, 2013), 13.

[36] См., например, обзор дебатов в Jacques Matthey: Versöhnung im ökumenischen missionstheologischen Dialog, in: ZfM 3, 2005, 174-191.

[37] Тео Зундермайр: Konvivenz als Grundstruktur ökumenischer Existenz heute. In: Ökumenische Existenz Heute 1/1986, 86-90; Johannes Reimer: Der Dienst der Versöhnung - bei der Kernkompetenz ansetzen. Zur Korrelation von Gemeinwesenmediation und multikulturellem Gemeindebau. In: Theologisches Gespräch. Heft 1/2011, 19-35.

[38] Роберт Шрайтер: Примирение и исцеление как парадигма для миссии, в Международном обозрении миссии, январь 2005. Том 94, выпуск 372, 74-83.

[39] LOP 51. В:

[40] Крис Эд Райс: Примирение как миссия Бога. Христианское свидетельство в мире разрушительных конфликтов. Durham. (NC: Duke Divinity School, 2005), 18-19.

[41] ВСЦ: Участие в Божьей миссии примирения - ресурс для церквей, находящихся в ситуации конфликта. Документ "Вера и порядок" 201. (Женева: ВСЦ, 2005). В: https://www.oikoumene.org/en/resources/documents/commissions/faith-and-order/vi-church-and-world/Faith-and-Order-201?set_language=en (1.12.2017).

[42] Папа Бенедикт XVI: Постсинодальное апостольское увещевание Africae Munus, получено с сайта: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/apost_exhortations/documents/hf_ben-xvi_exh_20111119_africae- munus.html (1.12.2017).

[43] Крис Эд Райс: Кейптаун 2010: Примирение, ученичество, миссия и обновление церкви в 21st веке, в Роберте Шрайтере и Кнуде Йоргенсене, редакторах, Миссия как служение примирения. (Оксфорд: Regnum Books, 2013), 2.

[44] Шрайтер, Миссия как служение примирения, 29.

[45] Норберт Метте: Zwischen Handlungs- und Wahrnehmungswissenschaft. Zum handlungstheoretischen Ansatz der Praktischen Theologie. In: Pastoraltheologische Informationen 22/2002,145.

[46] См. например: Tobias Faix: "Эмпирико-теологический цикл праксиса (ЭТП) как методологическая основа для миссиологии", в Missionalia Vol 35 1/2007; H.-G. Ziebertz: Religion, Christentum und Moderne. Religionspräsenz als Herausforderung. (Stuttgart: Kohlhammer, 1999I), 11-12.

[47] J.N.J (Klippies) Kritzinger: "За кого меня принимают?" In: An African Person in Making. Festschrift for Prof William A. Saayman. (Претория: UNISA Press, 2001), 147-149.

[48] См. например: Мардж Кареки: "Преподавание миссиологии в контексте: Адаптация пасторского цикла". In: The Pastoral Cycle Revisited: A Critical Quest for Truth and Transformation, ed. by F. Wijsen and R. Mejia. (Найроби: Paulines, 2005), 159-173; Reimer, Missio Politica, 86-88.

[49] Критцингер, За кого меня выдают, 147.

[50] См. например: Пол Томпсон: Голос прошлого: Устная история. 3-е издание. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000).

[51] См. например, методы, предложенные и отраженные в: Tobias Faix, Johannes Reimer: Die Welt verstehen. Kontextanalyse als Sehhilfe für die Gemeinde. Transformationsstudien Bd. 3. (Marburg: Francke Verlag, 2012).

[52] RSEE 2017.

 
Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Песнь Песней - Христос и Церковь или муж и жена - о чем здесь речь?
Автор: Глобальныйдиректормеждународного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор,д-р Йоханнес Раймер. Вместо предисловия. Я вырос в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве, в семье секуляризованных...
Смело доверяйте
Восстановление доверия - должен ли это делать ИИ? В эти дни влиятельные люди мира, представляющие политику, бизнес и общество, вновь собрались в Давосе (Швейцария) с 15 по 19 января на 54-й Всемирный экономический...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Брестский катехизис 1553 года переиздан c комментарием
1. Событие исторического значения Национальная библиотека Беларуси в Минске объявила о выходе в свет нового аннотированного издания Брестского катехизиса 1553 г. - первой книги, напечатанной в Беларуси. В работе над...
Социально значимая церковь
1. Теологические основы. Иисус однажды сказал Своему ученику Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и крепость ада не одолеет ее" (Мф. 16:18). Из этих слов Господа мы можем увидеть, что Он понимал...
Как стать христианином – Христиане.ру