Главная>Новости>Аналитика>Смело доверяйте

Смело доверяйте

Смело доверяйте
Автор: Доктор Йоханнес Раймер - руководитель отдела общественного взаимодействия Всемирного евангелического альянса и профессор миссиологии и межкультурной теологии Теологического университета Эверсбаха.
24.01.2024
  1. Восстановление доверия - должен ли это делать ИИ?
Смело доверяйте

В эти дни влиятельные люди мира, представляющие политику, бизнес и общество, вновь собрались в Давосе (Швейцария) с 15 по 19 января на 54-й Всемирный экономический форум (ВЭФ).[1] В этом году в центре внимания будет доверие. Тема форума - "Восстановление доверия". Зарегистрировались представители более 100 стран и всех крупнейших транснациональных компаний, а также ведущие общественные деятели.[2] Очевидно, что наш мир страдает от масштабной потери доверия между народами, культурами, социальными структурами, экономическими системами и просто между людьми.

В очередной раз я осознаю, насколько актуальны проблемы и насколько устарели предлагаемые решения. И снова ничего нового под солнцем? Да, ведущие лидеры мира решили поговорить об искусственном интеллекте (ИИ). Он должен повести наш родной корабль Земля по сложным водам в непростом будущем.

А также новая, по мнению немецкого новостного журнала "Фокус", армия проституток, которая активно работает в Давосе. По данным Focus, в этом году проституткам предстоит сделать больше, чем когда-либо прежде. Эскорт-услуги для влиятельных участников ВЭФ полностью заказаны.[3]

Проблемы мира не кажутся леди и джентльменам столь насущными, если у них еще есть деньги и время на интрижки. Однако насколько такие удовольствия укрепляют доверие - это уже другой вопрос.

  1. Неужели потеря доверия и потеря веры идут рука об руку?

Однако новое в этом мире заключается в том, что столь оплакиваемая утрата доверия буквально идет рука об руку с растущим безбожием таких собраний. Оживленный спрос на проституток - лишь одна из многих проблем. Нельзя не упомянуть и о языческих богослужениях во время конференции. Хотя в работе форума принимают участие более 100 представителей 10 крупнейших религиозных общин,[4] , их влияние едва заметно, и приходится долго искать в интернете, чтобы описать их присутствие.

Доверие - это духовное понятие в любом смысле этого слова, которое в Новом Завете постоянно переводится как "вера". И если мы хотим восстановить доверие в мире, то вера не должна быть отодвинута на периферию. Потеря доверия - это всегда и потеря веры. Политически влиятельным людям в Давосе не мешало бы посоветоваться с людьми, которые понимают и могут объяснить веру, когда задают вопросы. Но у религиозных общин нет ни выделенного места за столом переговоров, ни серьезного отношения к их советам. Самые главные движущие силы в Давосе - выходцы с богатого Запада, они давно отказались от отношений с Богом и предпочитают играть собственными мускулами, а не задавать духовные вопросы о причинах сошедшего с рельсов мира.

  1. Церковь бросается в глаза своим отсутствием.

Конечно, церковь также мало делает для того, чтобы ее голос был услышан. Ее почти никогда не спрашивают, но должно ли это оправдывать ее молчание? Конечно же, нет. В конце концов, она была послана в мир как пророческий голос Бога. Она является посланником примирения вместо Христа (2 Кор. 5:18-20). И она послана ко всем народам земли, чтобы сделать учеников, или, другими словами, к людям, которые хотят обрести веру и научиться доверять (Мф. 28:19). Как Божьему пророку, ей не нужно ждать, когда ее поведут к столу. Пророки никогда не ждали, пока народ-отступник пригласит их высказаться. Не люди, а Бог решал, когда и где они должны говорить.

Почему же сегодня мировая церковь не говорит ясно? Неужели она потеряла свой пророческий голос? Неужели ей больше нечего сказать в связи с утратой доверия во всем мире? Неужели ничто не может быть более прискорбным, чем это? Ведь доверие - это самая важная концепция христианской веры и жизни. Доверие к Богу и друг другу - это то, ради чего мы, христиане, в конечном итоге и живем, не так ли?

И если церковь не может говорить об этом, то только потому, что во многих западных странах она переживает величайшую за всю свою историю потерю значимости. Миллионы людей сегодня покидают церковь, потому что больше не ждут от нее актуального руководства для своей жизни.

Представители церкви, конечно, приняли участие в конференции и даже обратились к миру с призывом сделать больше для страдающего населения.[5] Но вряд ли их голоса были услышаны больше, чем голоса их прихожан. Церковь, может быть, и хотела бы видеть себя мировым игроком в решении насущных проблем современности, но ее почти никогда не слышат.

  1. Восстановление социальной значимости.

Давос в очередной раз дал понять, что всемирная церковь Иисуса должна обновить свое собственное доверие к Богу, если она хочет помочь миру научиться доверять.

Это Божья экклесия, сообщество людей, призванных из мира, чтобы взять на себя ответственность за мир (Мф 16:18). И как таковая, она имеет подлинную политическую миссию, которая не должна потерять себя в партийно-политических разборках этого мира, но скорее проводит политику Иисуса, как однажды так метко выразился Джон Говард Йодер.[6] И в ходе такой политики она строит Царство Божье и провозглашает ценности Царства Божьего миру. А доверяя этому, доверие снова становится возможным в мире. Если церковь живет такой культурой доверия посреди мира, то и ваш голос будет вновь услышан.


[1] Смотрите темы, программы в: https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2024/.

[2] https://www.weforum.org/agenda/2023/12/davos-2024-what-to-expect-and-whos-coming/

[4]https://www.weforum.org/projects/faith-in-action/

[5] https://www.vaticannews.va/en/church/news/2022-05/davos-world-economic-forum-the-church-global-actor-of-solidarity.html

[6] Джон Говард Йодер: Политика Иисуса. (Grand Rapids, MI: Eerdmans 1994).

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Песнь Песней - Христос и Церковь или муж и жена - о чем здесь речь?
Автор: Глобальныйдиректормеждународного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор,д-р Йоханнес Раймер. Вместо предисловия. Я вырос в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве, в семье секуляризованных...
К миссионерскому богословию примирения
Необходимость четкого определения Термин "примирение" стал модным словом нашего времени. Merriam Webster определяет этот термин в широком смысле как "процесс поиска способа сделать так, чтобы две разные идеи, факты...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Брестский катехизис 1553 года переиздан c комментарием
1. Событие исторического значения Национальная библиотека Беларуси в Минске объявила о выходе в свет нового аннотированного издания Брестского катехизиса 1553 г. - первой книги, напечатанной в Беларуси. В работе над...
Социально значимая церковь
1. Теологические основы. Иисус однажды сказал Своему ученику Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и крепость ада не одолеет ее" (Мф. 16:18). Из этих слов Господа мы можем увидеть, что Он понимал...
Как стать христианином – Христиане.ру