Главная>Новости>Аналитика>Викинги возвращаются к своим языческим богам

Викинги возвращаются к своим языческим богам

Викинги возвращаются к своим языческим богам
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер.
18.03.2024

Упадок христианства в Исландии.

В марте этого года я побывал в Исландии и восхищался почти нетронутой и суровой природой этого острова с его многочисленными вулканами, ледниками, водопадами и завораживающими лавовыми образованиями.

В Исландии, независимой республике с 1944 года, проживает чуть менее 400 000 человек. В основном это потомки викингов, которые поселились здесь в 870-х годах. По традиции, первым поселенцем был Ингольфур Арнарсон, убежденный последователь северогерманской религии. [1]

Согласно Íslendingabók, ирландские монахи, называемые papar, находились в Исландии во время прихода викингов. Если это правда, то монахи быстро покинули остров или были изгнаны.[2] Однако среди первых поселенцев были и христиане, и люди, примирившиеся с обеими религиями, а также объявленные безрелигиозными люди, которых называли "безбожниками" (goðlauss). [3]

Исландия оставалась языческой до конца X века. Только под политическим давлением крещеного норвежского короля Олава I Трюггвасона, правившего с 995 по 1000 год, и угрозой насильственной христианизации страны парламент викингов, альтинг, принял решение ввести христианство в качестве официальной религии на острове.[4]

Реформация в Исландии также была политически навязана исландцам под давлением лютеранского датского короля Кристиана III в 1550-х годах.[5] Исландцы стали лютеранами, а лютеранская церковь - государственной церковью под полным покровительством государства.

Сегодня все больше людей покидают лютеранскую государственную церковь. Если в 1994 году 96 % жителей Исландии были прихожанами, то на 1 января 2017 года этот показатель составлял 67,2 %.[6] На 1 января 2023 года 58,6 % населения принадлежали к государственной церкви, 5,3 % - к различным лютеранским свободным церквям, а также пятидесятникам (0,3 %) и баптистам. В мировом масштабе Исландия уже находится на 10-м месте по доле атеистов среди населения. Только 57 % исландцев по-прежнему называют себя религиозными, а 31 % - нерелигиозными. Еще в 2005 году 74 % говорили, что они религиозны.[7]

  1. Неоязычество на подъеме.

Исландцы покидают свою церковь, и многие из них отворачиваются не только от лютеранства, но и от самого христианства.  Все больше и больше их обращается к древнегерманскому язычеству. С 1972 года в стране официально зарегистрирована неоязыческая религия Асатро под названием Ásatrúarfélagið. Асатро - это датско-шведский неологизм, состоящий из аса, родительного падежа множественного числа датского æser или шведского äser.Ase", и tro "вера". Скандинавское слово tro этимологически родственно, но не идентично по значению английскому слову truth. Термин "асатро" впервые появился в начале XIX века в трудах скандинавских национальных романтиков. В то время они придумали целый ряд терминов для обозначения старой религии викингов, таких как Asalære, Asareligion, Asadyrkan, Asakult и Asatro.[8] 

Сегодня к ней официально принадлежат 1,5% населения. Но признание языческих культур можно увидеть в Исландии на каждом шагу.

Во время своей поездки я познакомился, в частности, с Кристианом, успешным исландским фермером, который недавно покинул лютеранскую государственную церковь и больше не интересуется христианской религией. Кристиан критикует решения церкви о принятии гомосексуальной практики и гендеризма в целом. Его раздражают очень тесные связи церкви с государством и ее наивное и некритичное отношение к общественно-политическим событиям. "На самом деле она должна быть моральной совестью страны, но вместо этого она выглядит прямо противоположным образом со своими педофильскими и гомосексуальными скандалами", - говорит он.

Кристиан оставил церковь и присоединился к неоязыческой общине. "В отличие от христианства, здесь люди живут в гармонии с природой", - говорит он. "Здесь мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной. И боги, в которых вы верите и которым вы воздаете почести, гораздо ближе к вам, чем Бог церкви, который даже не заботится о своей церкви в каком-либо значимом смысле".

Слова Кристиана свидетельствуют о глубоком разочаровании в христианской вере в том виде, в котором она предстает перед ним в церковной форме. Конечно, в его словах можно услышать и далеко идущее отсутствие личных отношений с Иисусом Христом и Богом, и тоску по подлинности и близости к природе. И это после многих лет членства в церкви и воспитания в традиционной христианской протестантско-лютеранской семье.

По словам Кристиана, многие традиционные христиане в Исландии чувствуют то же самое. Как бы то ни было, круг его неоязыческой религиозной общины растет. "Это снова дает мне стабильность и идентичность", - говорит дружелюбный исландец. "Как во времена первых викингов".

Тогда христианские правители навязывали им христианство, но теперь они добровольно отказываются от веры своих отцов, потому что она мало чем их привлекает, и обращаются к древним силам Асатру. На протяжении десятилетий в Скандинавии их идеализировали и превозносили их духовную силу. Конечно, ни Кристиан, ни его многочисленные единомышленники не представляют, во что они ввязываются, когда сталкиваются с щупальцами оккультных сил.[9]

 

  1. Пора высказаться.

Мой опыт в Исландии еще раз наглядно показывает, насколько саморазрушительной стала позиция значительной части европейского протестантизма в вопросах гендерной философии и широкого принятия альтернативных сексуальных практик. Мне бесконечно жаль таких людей, как Кристиан.

Настало время, чтобы истинные последователи Иисуса услышали свой голос в этих церквях. Как мы можем мириться с тем, что люди отворачиваются от церкви и своей веры из чистого разочарования, не услышав хотя бы о христианско-библейских альтернативах? В конце концов, не все христиане идут по пути этой церкви, которая стала по сути нехристианской. Ведь сначала она скрывала от своих членов библейские истины или даже герменевтически переиначивала их на противоположные, а теперь навязывает им жизненную философию гендеризма, которая ни в малейшей степени не является христианской. Какой ужас.

И Исландия отнюдь не является исключением. Запад в целом следует этим тенденциям. И кто, если не евангельские христиане на Западе, ответственны за то, чтобы наконец-то показать флаг и указать людям путь к свободе и жизни в вере в Иисуса Христа. Давайте же наберемся мужества и сделаем это.

 

 

 

 

[1]  Йон Р. Хьялмарссон: История Исландии. Рейкьявик: Iceland Review 1994, 14.

[2] Там же, 10.

[3] Дженни Йохенс: Поздно и мирно: Преобразование Исландии через арбитраж в 1000 году, в: Speculum 74,3 (1999), 639.

[4] Hjálmarsson: The History of Iceland, 31-32.

[5] Гуннар Карлссон: 1100 лет Исландии. История маргинального общества. London: Hurst, 130-133.

[6] Hjálmarsson: The History of Iceland, 197.

[9] Об опасностях современных оккультных движений см. среди прочего мою книгу: Johannes Reimer: Die Gefangenen freisetzen. (Hammerbrücke: jOTA Publikationen GmbH 2022).

Темы этой статьи
Похожие статьи
Вмешивайтесь и будьте ведомы
1 Просьба не беспокоить, или Вы ... В легенде о Великом Инквизиторе из романа "Братья Карамазовы" Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) говорит Иисусу: "Ты мешаешь!". Иисус, не вписывающийся в условия институционализированной...
Преодоление бремени колониального прошлого
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер. В конце февраля я отправился в Камерун, расположенный в западной части Центральной...
Конференция РЕА в Калининграде
16-17 февраля в Калининграде прошла конференция Российского Евангельского Альянса (РЕА) посвящённая вопросам душепопечения в церкви. Тема душепопечения на протяжении многих лет остаётся одной из самых актуальных тем...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Брестский катехизис 1553 года переиздан c комментарием
1. Событие исторического значения Национальная библиотека Беларуси в Минске объявила о выходе в свет нового аннотированного издания Брестского катехизиса 1553 г. - первой книги, напечатанной в Беларуси. В работе над...
Как стать христианином – Христиане.ру