Главная>Новости>Аналитика>К истокам реформации. Не только Лютер

К истокам реформации. Не только Лютер

К истокам реформации. Не только Лютер
Лютер, Кальвин, Цвингли
31.10.2024

Вступление

Формирование современного цивилизованного общества в таком виде, к которому люди привыкли: равенство граждан перед законом, демократический способ избрания власти, обеспечение прав человека и наличие свода норм нравственности, во многом обязано христианству. 

Благодаря чему сформировались эти характеристики? Христианство в Европе существует много веков, но описанные свойства гражданского общества начали образовываться в нём относительно недавно. В XI–XII веках церковь, несмотря на её великое разделение, играла ведущую роль не только в формировании образа мышления и повседневного уклада жизни простого обывателя, воплощая религиозные каноны в правовые нормы, но и являлась влиятельной политической силой вплоть до того, что к началу XIII века Европа, по существу, превратилась в теократическую монархию: возведение на престол монархов осуществлялось актом Папы Римского, и любого монарха он мог отлучить от церкви. 

При этом характеристики раннего и зрелого средневекового общества существенно отличаются от свойств современного. Религиозная традиция средневековья как на Западе, так и на Востоке считала невозможным прямой диалог мирян с Богом и убеждала людей, что они не способны самостоятельно сформировать в себе истинное мировоззрение: для этого необходимо посредничество церкви. 

К истокам реформации. Не только Лютер

Идея реформации

Реформация принесла революционную для того времени идею, заключающуюся в том, что все люди равны перед Богом и истину может принять любой человек, знакомый с Евангелием. Изначально реформаторы не могли даже представить, насколько сильно эта идея повлияет на весь уклад жизни людей и преобразует общественную жизнь в исторической перспективе человечества от культурной её сферы до экономической и политической. 

Идея Реформации истекала из убеждения, что исключительным первоисточником истины является Священное Писание и ничего более. Сделав Библию доступной для простых людей, Реформация начала массово в народах кардинально менять понимание всего, что касалось круга жизни человека, начиная от понимания, кто есть сам человек, что есть разные социальные институты, такие как брак и семья, заканчивая понимаем, что такое церковь, общество, государство и какова их роль в Божьем плане. На смену убеждения коллективного спасения человека как части церковной общины пришло осознание ответственности каждой личности перед Богом и, как следствие, важности личной веры для оправдания и спасения. 

В итоге Реформация оказалась движением в высшей степени прогрессивным. Она побудила человека к личной ответственности за развитие своей жизни. Это привело общество в целом к научной и промышленной революции, изменившей не только тип мышления человека, но и тип общественной жизни, ведения хозяйства, государственного устройства – всю картину мира. 

Возвращаясь к истокам Реформации, заново переосмысляя её тезисы, у каждого есть возможность практически воплощать её идеи в своей жизни, развивать их в современных реалиях, тем самым преобразовывать действительность так, чтобы всё лучшее, что Творец приготовил для Своих детей, приходило с Небес на землю.

Европа начала XVI века

Прежде чем говорить о тех, кто запустил процесс Реформации в Европе в начале XVI века, необходимо принять во внимание, чем была характерна эпоха позднего Средневековья, и понять, какому риску для жизни подвергались те, кто публично высказывался о неприглядных явлениях, существовавших в то время в единственной для западного мира церкви. Эпоха позднего Средневековья – это эпоха кровопролитных войн и открытой тирании по отношению к противникам политической и религиозной власти. Деспотичные пытки подозреваемых без суда и следствия, публичные казни с особой жестокостью, убийства без наказания для тех, кто злоупотреблял властью или мог откупиться – всё это являлось частью обыденной жизни европейцев.

В социуме по ряду причин к началу XVI века произошёл некий нравственный надлом, когда понятие целомудрия по большей части вызывало насмешки и презрение, былое почтение к нему терялось. Эпоха Возрождения, зародившаяся еще в XIV веке под лозунгом противостояния духовной диктатуре церкви, превозносила чувственные наслаждения выше общепринятых нравственных норм. Библейские сюжеты, которые раньше были центром произведений художников и композиторов, стали непопулярными. В круг богатой знати в моду вошла «греческая любовь» – мужеложство. Непотизм (предоставление привилегий своим родственникам и друзьям) и симония (продажа и покупка церковных должностей, духовного сана, святынь) достигли невиданных масштабов. Папа Римский Лев X, который позже отлучил Мартина Лютера от церкви, широко и почти неприкрыто практиковал продажу церковных должностей для привлечения денег с целью завершения строительства величественного Собора Святого Петра в Риме, санкционировал масштабную продажу индульгенций по всей Европе.

Исходя из этого, лидеры Реформации, при всей неоднозначности некоторых поступков и высказываний, были людьми, которые ради своих убеждений готовы были подвергнуть здоровье и жизнь величайшему риску. Известно, что Реформация привела к значительным переменам в религиозной и общественной жизни в большинстве стран сначала Европы, а затем и мира. Но когда Мартин Лютер и Ульрих Цвингли почти одновременно, не договариваясь между собой, один в Германии, а другой в Швейцарии, озвучили публично свои убеждения, они не могли знать, будут ли какие-то перемены, или машина инквизиции сотрёт их с лица земли как еретиков, как это бывало с тысячами людей до них.

Цвингли и Лютер

Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер в германском городе Виттенберге вынес на общественное обсуждение 95 тезисов с критикой принятого в католической церкви богословия и религиозной практики. Об этом реформаторе много написано и сказано, но не только он был в числе лидеров движения. Таких людей с различной степенью влияния было достаточно много. 

В этой статье фокус повествования направлен на инициатора швейцарской Реформации, возникшей в Цюрихе, Ульриха Цвингли, и на знаменитый в протестантских кругах «Великий диспут» между двумя выдающимися реформаторами, который ставил перед собой цель определения общих для обеих веток реформаторского движения принципов и возможных путей взаимодействия.

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года, Ульрих Цвингли – 1 января 1484 года. Они были практически ровесниками. Оба родились в достаточно обеспеченных крестьянских семьях. Цвингли был рукоположен в священники в возрасте 22 лет, Лютер – в 24 года. Лютер выступил с тезисами об оправдании грешника верой в искупительную жертву Иисуса Христа в октябре 1517 года. А в августе 1518 года ввиду проповедей Ульриха в главном городском Соборе, где он служил пастором, католическому монаху, прибывшему в Цюрих для торговли индульгенциями, был закрыт доступ в город.

Цвингли, получив образование в Венском и Базельском университетах, изучив древнееврейский и греческий языки, в проповедях использовал греческий оригинал Нового Завета. Он открыто и смело учил народ тому, что спасение достигается не соблюдением религиозной обрядности, а верой в искупительную жертву Иисуса Христа. 

Удивительным представляется то, что, несмотря на впечатляющую схожесть посланий Лютера и Цвингли, в начале своего реформаторского пути они не были знакомы лично и никогда не общались. Поэтому нельзя сказать, что развитие реформационных идей в Германии и Швейцарии было двумя составляющими одного процесса. Зародившись в одно время, став откровением двух незнакомых друг с другом священников, ровесников по возрасту, говоривших на одном языке, одна по своей сути реформационная идея имела две ветви, которые развивались параллельно в разных географических местах, не пересекаясь друг с другом. 

У Мартина Лютера окончательный разрыв с католической церкви произошёл в июне 1519 года после диспута в Лейпциге с известным богословом того времени, доктором теологии Экком Майером. По итогу диспута о происхождении папской власти профессор Майер назвал Лютера язычником и мытарем [1].

Разрыв с церковью у Цвингли произошёл в марте 1522 года. В начале Великого поста Ульрих с кафедры высказался о том, что Слово Божье позволяет употреблять любую пищу во всякое время, а запрет на это Папы противоречит свободе, провозглашённой Евангелием. Следовательно, нет никакой необходимости соблюдения установленного церковью поста и, соответственно, уплаты штрафа за его несоблюдение. 

«О свободе выбора кушаний»

Подобные штрафы за невыполнение церковных постановлений в действительности являлись стабильным, значительным источником доходов епископата. Для народа они считались своеобразным налогом за возможность жить вне церковных правил. Для горожан среднего и бедного сословия, то есть для большинства жителей Цюриха, когда земля ещё не давала плода, а есть можно было лишь зерно, весенний сорокадневный пост превращался в непрерывный голод. Есть мясо и яйца позволялось лишь беременным и недавно родившим женщинам. 

Многие протестовали против такой строгой формы поста. 9 марта 1522 года, в первое воскресенье Великого поста, известный книгопечатник, недавно переехавший в столицу кантона, собрал у себя знатных людей города. И, сознательно делая это публично, нарушил пост, подав гостям копчёные колбаски. Цвингли был в числе приглашённых, но от колбасы воздержался. Публичное поедание видными горожанами колбасы во время поста вызвало широкий резонанс. Городской Совет отреагировал на этот демарш арестом некоторых участников акции. 

Ульрих без промедления выступил в защиту арестованных проповедью «О свободе выбора кушаний», в которой использовал, как и Лютер в своих выступлениях, доктрину «Sola Scriptura» («Только Писание»). Из проповеди Цвингли было заметно, что он вдохновлён трудом Мартина Лютера «О свободе христианина», опубликованного в 1520 году. Ульрих Цвингли заключал: «Христиане вольны поститься или не поститься, потому что Библия не запрещает употребление мяса во время Великого поста… Если хочешь поститься, постись; если не хочешь есть мясо, не ешь его. Но позвольте мне освободить христианина» [2]. 

Диспут

Выступление Цвингли подтолкнуло Совет города к проведению диспута, на котором священник должен был доказать свои убеждения Писанием. Ещё в 1520 году городской совет, который решал все спорные вопросы как бытовые, так и духовные, разрешил в храмах города только те проповеди, которые основываются на текстах Библии. Громкий инцидент публичного нарушения канонического правила соблюдения Великого поста стал называться «Делом о сосисках» и считается началом Реформации в Швейцарии.

После этого события весь 1522 год Цюрих потрясали многочисленные акты неповиновения церковным правилам, порой переходившие в откровенные беспорядки. Жители отказывались платить различные штрафы и десятину в храм, нарушали ход и порядок богослужений. Несколько священников самостоятельно объявили об отказе от безбрачия и открыто сыграли свадьбы. В монастырях начались расколы среди послушников: некоторые из них покидали обители, другие же, следуя своим убеждениям, оставались. Споры между сторонниками и противниками Цвингли порой перерастали в потасовки. 

Ответственный за общественный порядок Городской совет стремился путём проведения диспута восстановить мир и согласие в Цюрихе. Диспут был проведен 29 января 1523 года в городской ратуше. На обсуждение раздирающих общество вопросов церковной жизни были приглашены представители епископата и других швейцарских кантонов. Условие для выступлений было одно: дискутирующие должны основывать свою аргументацию только на Писании. 

Интерес к мероприятию был велик. На него собралось около 600 слушателей. Цвингли, понимая, что от итога дискуссии во многом будет зависеть не только судьба его идей, но и судьба людей их разделяющих, подготовился к диспуту со всей серьёзностью. В виде 67 тезисов он написал программу церковной и государственной реформы, обосновав их текстами из Библии [3]. Основная идея его послания заключалась в стремлении восстановить церковь в её первоначальной чистоте. 

Наиболее важные из его тезисов:

- Библия – главный авторитет в церкви; 
- Христианин спасается только верой («sola fide»);
- Путь к спасению – в следовании только Иисусу Христу («solus Christus»);
- Как следовать Иисусу Христу, указывает Евангелие. Поэтому христиане должны приложить все силы к тому, чтобы повсюду проповедовать только Евангелие; 
- Отрицание власти папы: «Христос – единый и вечный первосвященник; поэтому те, которые выдают себя за таковых, посягают на честь и славу Христову»;
- Неприятие монашества и монашеских орденов: «Все верующие – братья во Христе. Никто не вправе считать себя, как отец, выше других. Поэтому следует упразднить все ордена, секты и сообщества»;
- Обет безбрачия духовенства несостоятелен: «Всё, что Бог позволил и не запретил, праведно; из этого следует, что брак дозволителен всем людям». «Не знаю большего зла, чем когда священникам не разрешают жениться, но ради приобретения доходов от денежных штрафов закрывают глаза на их сожительниц»; 
- Не следует молиться святым и Деве Марии: «Истинные молитвенники взывают к Богу в духе и истине, не устраивая шумихи в поклонении людям»;
- Против индульгенций: «Бог один может прощать грехи и только ради Иисуса Христа, Сына Своего, Господа нашего». «Тот, кто разрешает от грехов за деньги, есть такой же, как Симон и Валаам, настоящий апостол дьявола»;
- Отрицание чистилища: «Истинное Св. Писание не содержит никаких сведений о чистилище после смерти» [4].
Победа Цвингли в диспуте была всеобъемлющей. В результате Городской совет отказался признавать власть архиепископа и постановил всем священникам кантона держаться учения реформатора. 

Повторный диспут

Цвингли, желая довести дело до практического исполнения всех предложенных им идей, настоял на повторном диспуте, который состоялся в октябре этого же года. На нём присутствовало уже до 900 человек. В итоге Городской совет издал указ, в котором прописывалось следующее:

- Был отменён целибат и разрешён брак для священников;
- Было решено отказаться от католической мессы и ввести богослужение, в котором центральное место должна занимать проповедь; 
- Постановили, что, поскольку дорогое украшение церквей не соответствует Евангелию, его из храмов следует удалить все иконы и скульптуры, так как они могут создавать прецедент идолопоклонства.

Иконоборчество и музыка

Справедливо отметить, что сам Цвингли никогда не одобрял иконоборческого удаления религиозных изображений и не санкционировал это делать принудительно. Однако менее чем за месяц храмы Цюриха изменились: были удалены все предметы, о которых не указано в Библии как необходимые для богослужений; забелены все фрески и изображения, вынесены из храмов алтари и скульптуры. Этой участи не миновали даже распятия. 

Цвингли исключил инструментальную музыку из богослужения в церкви, доказывая, что Бог не повелевал использовать её в богослужении. На Пасху 1525 года впервые не звучал орган. Вместо пения в храмах слышались только проговариваемые вслух псалмы. В Чистый четверг 1525 года было впервые проведено причастие, совершение которого реформаторы постарались максимально приблизить к тому, как описана Вечеря Господня в Евангелии. В главном соборе Цюриха между алтарным пространством и нефом был выставлен большой стол, покрытый льняной скатертью. На нем помещались деревянные чаши с хлебом и деревянные кубки с вином. Богослужение проходило на родном немецком языке, а не на латыни. Служители общины подавали хлеб и вино сидящим верующим, которые сами передавали друг другу чашу и кубок, произнося слова причастного благословения и преломляя хлеб. 

Известно, что Мартин Лютер был категорически против иконоборчества. И он не только не убрал музыку из храма, напротив, искал различные способы делать евангельские истины как можно более доступными для людей и смело использовал для этого народный фольклор. В итоге лютеранство дало толчок для развития новых музыкальных жанров, внесло вклад в развитие творческой композиции того времени, даже придало новый импульс для органостроения.

Реформация церковной жизни

Цвингли, после изданного Советом города указа, приступил к переустройству церковной организации. Если раньше вся власть принадлежала епископу, то Реформация подразумевала, что главным в общине является сам приход (конгрегация), который избирает себе пастора. В 1528 году был созван первый Синод реформированной церкви Цюриха, в состав которого вошли как представители священства, так и представители светской власти. В вопросе управления церковью всё большую роль играли миряне из состава Городского совета, который был законным, полноправным участником всех церковных реформ. Цвингли считал, что подобное взаимодействие обеспечит развитие здорового законопослушного общества. Эта позиция в корне отличалась, например, от позиции Жана Кальвина, который последовательно выступал за независимость церкви от светской власти. 

Цвингли согласовывал с Городским советом каждую концепцию в вопросе организации жизни церковной общины. Изначально реформатор планировал ввести строгий порядок в контроле за образом жизни членов церкви. Ростовщики и уличённые в прелюбодействе, пьянстве и других грехах, негативно влияющих на жизнь общества, не должны были допускаться к причастию, и члены общины обязаны были бы прерывать с ними всякий контакт. Однако Городской совет не принял эти планы: они фактически повторяли практику церковного отлучения в Римско-католической церкви. Тем не менее, продолжая работать над сводом правил общественной жизни, Советом был разработан закон, который обрёл силу в 1530 году. Под угрозой наказания предписывалось обязательное посещение жителями города воскресного богослужения. Владельцам постоялых дворов и харчевен запрещалось продавать местным жителям алкогольные напитки перед богослужениями, горожанам запрещалось находиться в питейном заведении позже 9 часов вечера и пр. Были также прописаны статьи, устанавливающие состоятельным цюрихцам помогать беднейшим гражданам, что должно было ликвидировать нищенство и попрошайничество в городе.

Кроме того, Ульрих основал Лекторий – фактически Библейскую школу, которая практиковала так называемое «Пророческое проповедование». Пять раз в неделю в Цюрихском кафедральном соборе собирались учёные теологи, образованное духовенство города, чтобы читать библейские тексты на языках оригинала (древнееврейском и древнегреческом) и толковать их. Встречи завершались общедоступной проповедью на основании прочитанных отрывков на немецком языке, на которую приглашали всех жителей Цюриха. Из этой школы впоследствии выросла Высшая школа богословия г. Цюриха, преемником которой стал теологический факультет Цюрихского университета. Для обучения на нём в настоящее время студенту по-прежнему требуется знание языков оригиналов текстов, а также латынь. 

В свою очередь Лютер одним из первых в Европе предложил проект всеобщего образования. Он убеждал христиан отдавать своих детей в школу, иначе, по его мнению, невозможно будет вырастить образованных, мыслящих людей, а также семена свободы, подаренные обществу Реформацией, могут быть потеряны. В протестантской части Германии школьное образование для всех сословий стало обязательным.

Гражданское противостояние

Не всем в Цюрихе по нраву пришлись перемены в церковной жизни. Город и кантон по-прежнему находились в состоянии гражданского противостояния, буквально на грани вооруженного столкновения. Во многом принятию идей Реформации в общественном мнении послужило то, что руководство самого богатого монастыря «чтобы защитить город от волнений и невзгод и сделать то, что дорого и полезно Цюриху», упразднило обитель и подарило городу её собственность вместе с землей. Многие монастыри последовали этому примеру и, прекратив свою деятельность, предоставили свои помещения для служения городу. Монастырские постройки начинали функционировать как муниципальные больницы, приюты для бедных, где неимущим ежедневно раздавали зерновую кашу или наваристый суп. В монастыре августинцев была открыта благотворительная контора. Таким образом, зарождалась система благотворительности, которую современный мир знает как систему благотворительных фондов. Цвингли всячески поддерживал и неустанно в проповедях подчёркивал важность помощи бедным, о которых, по его мнению, должна заботиться истинно христианская власть.

В то время как одни цюрихцы принимали идеи Реформации, другие считали идеи Цвингли недостаточными для совершенного реформирования церковной жизни. Настало время подойти к одной из самых печальных страниц истории швейцарской Реформации, если не брать во внимание обстоятельство гибели Цвингли. 

Феликс Манц и анабаптисты

В Цюрихе был казнён лидер анабаптистов Феликс Манц. Идея, отличающая анабаптистов, состояла в том, что они призывали верующих к крещению во взрослом возрасте, ссылаясь на тексты Нового Завета, из которых следовало, что апостолы крестили взрослых людей, вначале испытав их веру. Цвингли в этом случае не отошёл от канонической католической традиции и настаивал на практике крещения младенцев. В январе 1525 года Советом Цюриха были созваны публичные дебаты. Важно понимать, что радикальное крыло этого движения не ограничивалось требованием крещения взрослых людей, способных сделать осознанный выбор относительно своей веры. Оно также требовало общности имущества всех прихожан, призывало к отказу от платы пошлин и налогов. Речь шла и о вооружённом восстании, что не могло не вызывать серьёзную тревогу у правящего городом Совета. 

По окончанию дебатов, Совет принял решение не столько против анабаптистов, сколько за безопасность Цюриха: любой, кто отказывался крестить своих детей, должен был покинуть город. Но анабаптисты проигнорировали эти меры и через несколько дней после диспута, 21 января 1525 года в доме матери Феликса Манца был совершён первый зарегистрированный случай крещения взрослого верующего в Цюрихе. Те, кто не подчинился решению Совета, был арестован и оштрафован, в том числе Манц. В ноябре была принята попытка вновь решить спорный вопрос с помощью диспута. Но дебаты переросли в словесную перепалку со взаимными угрозами и оскорблениями с обеих сторон.

Совет Цюриха решил, что компромисс с анабаптистами невозможен, и обнародовал более серьёзный указ: никто в Цюрихе не имеет право перекрещивать другого под страхом смертной казни. Феликс Манц решил, несмотря ни на что, продолжить практику крещения взрослых людей. После того, как он вновь был арестован, его судили и, в соответствии с принятым указом, казнили 5 января 1527 года: он был утоплен в реке Лиммат. И был похоронен на кладбище Святого Якобса. Имущество Манца было конфисковано правительством Цюриха. Феликс Манц стал первой жертвой эдикта, принявшей мученическую смерть. Мемориальная доска в память о Манце и других казнённых анабаптистах расположена у реки напротив дома №43 Schipfe в Цюрихе.

Библия на немецком языке

К истокам реформации. Не только Лютер

В 1525 году Цвингли приступил к следующему амбициозному проекту. Вместе с преподавателями монастырской школы и городскими священниками начал переводить на немецкий язык книги Священного Писания. Читался текст в переводе Вульгаты. Учитель иврита читал текст на иврите и формулировал его на латыни. Эта формулировка становилась основой перевода на немецкий. Цвингли читал отрывок из Септуагинты на греческом языке и представлял свой перевод греческого текста также на латыни. Затем происходило обсуждение тонкостей перевода. Наконец, самый опытный переводчик среди собравшихся определял, как рассматриваемые тексты будут выглядеть на доступном немецком. Текст записывался на том варианте немецкого, который использовался в верхних немецкоговорящих кантонах Швейцарии.

В это же время перевод Библии совершал Мартин Лютер. В процессе перевода он стремился преодолеть межрегиональные отличия немецкого языка. В итоге ему удалось систематизировать и по окончании работы утвердить нормы общенемецкого национального языка. Изначально за основу перевода командой Лютера был взят классический саксонский диалект центральной Германии. Переведённый текст был легко понятен в этом регионе, но язык юга страны имел определённые отличия и был ближе к диалекту, на котором говорили и писали в северных кантонах Швейцарии. Жители юга Германии знали о том, что перевод Священного Писания выполняется в Цюрихе, и с нетерпением ждали его завершения.

Переводчики в Цюрихе работали дисциплинированно. Они соблюдали строгий график и добились существенного прогресса в процессе перевода. Власти Цюриха выделили помещения бывшего монастыря, где были установлены печатные машины, литейный и переплетный цеха. В 1529 году была выпущена Цюрихская Библия. Это была первая Библия на немецком языке, полностью перевёденная с языков оригинала. Переводчики Цюриха обогнали переводчиков Виттенберга: только в 1534 году появилась полная Библия Лютера. 

Через два года после выхода первой партии Библии, в 1531 году в Цюрихе было выпущено новое издание с введением Цвингли и кратким изложением каждой главы. Был специально разработан и отлит печатный шрифт, который легко читался не только молодыми людьми, но и пожилыми. Буквы заголовков и самого текста были разного размера. Также был создан шрифт курсива для параллельных отрывков. Заглавные буквы печатались со свойственными для того времени красивыми завитушками. Цвингли как филолог стремился быть очень точным в оформлении окончательного перевода: «Иногда мы добавляли небольшое слово, которого нет в тексте на иврите, потому что без него немецкий язык был бы непонятен. Но мы напечатали добавленное слово меньшими буквами, чтобы вы могли видеть, какое из них было нашим добавлением». Это была первая Библия с картами. Она содержала более 200 иллюстраций и являлась, безусловно, шедевром книгопечатания того времени. Но Ульрих Цвингли так и не увидел этого великолепного издания. За несколько недель до её публикации Цвингли погиб в битве при Каппеле. Стоит отметить, что разработки, принятые при напечатании Цюрихской Библии, применяются во многих переводах вплоть до настоящего времени.

Раскол

В конце 1520-х годов ситуация внутри Швейцарии обострилась. В конфедерации произошёл раскол. Церковную реформу вслед за Цюрихом провели Берн (1528) и Базель (1529) – несколько других не столь крупных городов. Тем не менее не все кантоны разделили идеи Реформации, некоторые остались верны католической традиции. В 1529 году на их территории был схвачен и казнён один из протестантских проповедников. Цвингли отреагировал на казнь единоверца жёстко и решительно. Для правительства Цюриха предоставил написанные им «Советы о войне», в которых обосновал военное нападение на католические кантоны. Характерно, что памятник Цвингли в Цюрихе демонстрирует его держащим в правой руке Библию, поддерживающим её мечом в левой руке. Таковы были убеждения реформатора. Он не разделял духовную и политическую власть, был убежден, что только христианская власть должна управлять обществом и, если необходимо, власть мечом должна отстаивать христианские принципы. Цвингли был готов распространять дело Реформации любыми, в том числе политическими и военными средствами. В нём жил священник и политик одновременно. 

Узнав о планах Цвингли о начале войны, к нему прибыла делегация из Берна. Бернцы призывали Ульриха урегулировать противостояние с католиками мирным путем, убеждая его в том, что истинную веру невозможно распространить копьём и алебардами. Войну, которая уже была объявлена, удалось предотвратить благодаря посредничеству родственника Цвингли, который просил католиков о перемирии. Все ждали от Цвингли, как от лидера реформированной церкви, условия перемирия. Ульрих потребовал роспуска союза католических кантонов Швейцарии, беспрепятственной проповеди реформаторов на католических территориях, выплаты протестантам военных репараций и компенсации детям казнённого проповедника. Но Берн не поддержал Цвингли. Бернцы понимали, что требование беспрепятственной проповеди среди католиков не осуществимо и при таких условиях перемирие невозможно. Цюрих и Берн не смогли договориться, что стало болезненным разочарованием для Цвингли и говорило ему о том, что он начал терять влияние. 

Рейхстаг Священной Римской

Тем временем Рейхстаг Священной Римской империи, состоявшийся в апреле 1529 году в городе Шпайер, осудил решение предыдущего рейхстага, позволяющее проводить реформационные преобразования в церквях Империи, и ввёл на них запрет. Вновь вводились в действие репрессивные постановления в отношении реформаторов, вплоть до их вооруженного преследования. Большинство заседающих в рейхстаге были католиками, и возражение меньшинства из реформаторов было оставлено без внимания, несмотря на требования единогласия среди участников сейма для принятия законодательного решения.  Несколько имперских князей и свободных городов подписали протест, указывающий, что единогласное решение предыдущего рейхстага, дававшее возможность проводить реформы, не может быть отменено простым большинством голосов. В начале тех, кто подал данный протест, католики стали называть протестантами. Затем это название перешло на всех сторонников Реформации. 

В связи с возросшей вероятностью образования единого вооруженного фронта католиков во главе с императором против реформаторов, Цвингли начал искать поддержки у протестантских князей Германии для создания оборонительного союза для защиты Реформации. Для этого он обратился к ландграфу Филиппу I Гессенскому (Великодушному), который был посвящённым сторонником Лютера и сам стремился сформировать политическую коалицию протестантских сил против католиков. В его планы входило подписание соглашения между Лютером и Цвингли, а после - убеждение немецких князей принять его план всеобщего евангелического союза, основанного на соглашении, которое должно было быть достигнуто на встрече реформаторов. Ландграф Филипп известен тем, что в 1527 году основал Марбургский университет – первый в истории протестантский университет. Несмотря на то, что для ландграфа это было политическое мероприятие, в которое он вложил большую сумму личных средств, оказалось, что прежде всего оно послужило развитию реформаторской богословской мысли на столетия вперёд. Филипп взял на себя организацию встречи Цвингли и Лютера.

Диспут Цвингли и Лютера

К истокам реформации. Не только Лютер

Встреча состоялась в замке города Марбург. Лютер отправился на неё против своего желания. Он читал сочинения Цвингли о Святом Причастии и считал, что пойти с ним на компромисс в этом вопросе не мог. Кроме того, Лютер понимал, что его будут подталкивать к военному союзу против католиков, на что он писал: «Лучше десять раз умереть, чем взять на свою совесть такое невыносимое бремя и допустить, чтобы Благая Весть стала причиной кровопролития, ибо нам заповедано скорее быть овцами на бойне, чем мстить или защищать себя» [5]. Лютер был убеждён, что никакое, даже самое критичное положение церкви не может оправдать подобный альянс.

Цвингли был уверен, что Филипп сможет убедить Лютера объединиться. На диспут приехали многие богословы и светские лица. Никогда Германия не видела такого многолюдного собрания протестантских богословов. Диспут открылся 2 октября 1529 года и продолжался 3 дня. Два выдающихся реформатора, Лютер и Цвингли, пришли к консенсусу по четырнадцати богословским пунктам, но не смогли прийти к согласию по пятнадцатому пункту, касающемуся Евхаристии. Различие в понимании Святого Причастия заключалось в том, что Лютер верил, что тело Христа и Его кровь реально присутствует в хлебе и вине. Он писал: «Гоните разум, который тщетно спрашивает, как там могут быть плоть и кровь, и отказывается верить, ибо не может понять. Примите слово, сказанное Христом: «Сие есть тело Мое. Сия есть кровь Моя» [6]. Цвингли верил, что, хотя Христос был вездесущим, Его тело могло присутствовать только в одном месте – по правую руку от Отца. Лютер утверждал, что во время Причастия тело Христа буквально съедается, но не материальным способом, а таинственным образом, который находится за пределами человеческого понимания. Главным в Причащении Лютер считал именно вкушение тела Христова. Цвингли на этот взгляд утверждал: «По-моему, никто никогда не верил, что он ест Христа телесно и по существу, хотя все почти учили об этом, или, по крайней мере, притворялись, что веруют в это» [7]. Он утверждал, что тело Христа нужно принимать не буквально, но верой: «Мы едим тело Христово, когда верим в то, что оно было убито за нас. «Credere est edere» («Верить – значит есть») [8].

В заключительный день диспута ландграф Филипп, чтобы избежать провала встречи, собрал собеседников в узком кругу.  На повестке оставался один принципиальный вопрос: возможно ли между сторонами братское общение, несмотря на различия в теологии. Ландграф предложил Лютеру составить артикулы, в которых должна быть прописана та степень согласия, которая уже существует. Эти артикулы, написанные Мартином Лютером и согласованные с Ульрихом Цвингли и другими теологами (их подписало 10 человек, участвовавших в диспуте), являются жемчужинами теологии того времени. Можно только догадываться, как могли бы измениться облик протестантизма, политические и религиозные конфигурации в странах Европы, наличие и расположение государств на её карте, если бы этот документ в итоге всё же стал основанием для братского общения реформаторов.

Когда четырнадцать из пятнадцати артикулов были согласованы, пятнадцатый заканчивался следующими словами: «…И хотя в настоящий момент мы не согласны в отношении того, присутствуют ли телесно истинные тело и кровь в хлебе и вине, тем не менее, каждая сторона должна проявлять христианскую любовь к другой, насколько позволяет совесть, и обе стороны должны усердно молиться всемогущему Богу, чтобы Он Своим Духом утвердил нас в правильном понимании. Аминь» [9].

Для Ульриха Цвингли документ являлся успехом переговоров, так как он рассчитывал, что совместно подписанные артикулы будут достаточным основанием для общих с немецкими реформаторами политических действий, включая военных, а в дальнейшем и церковного общения всех протестантов. Многие верующие ожидали такого общения. Для Ландграфа Филиппа подписанный документ стал надеждой спасения уже было зашедшего в тупик общения христианских реформаторов. Убедить Лютера после явного провала собеседования составить эти артикулы и убедить Цвингли принять их было шедевром дипломатии со стороны немецкого князя Священной Римской Империи. Поскольку Лютер и Цвингли достигли согласия по четырнадцати из пятнадцати артикулов и даже выразили согласие относительно Вечери Господней по пяти из шести пунктов в артикуле 15, не только участники (даже Лютер), но и современники с каждой из сторон вдохновились убеждением, что полный союз между реформаторами возможен.

Для Мартина Лютера подписанный документ являлся предоставленной для Цвингли возможностью изменить свою позицию относительно понимания Причастия и не предполагал никаких обязательств насчёт взаимодействия. Для Лютера окончательное согласие Цвингли с пятнадцатым артикулом о Святом Причастии было настолько принципиально, что он отказался признавать Цвингли единоверцем, пока этого не произойдёт, и даже не пожал ему руку братского общения. Для Мартина церковь без таинства Святого Причастия, как таинства присутствия в хлебе и вине истинного тела и крови Христа, истинного проявления Божьей благодати, в его понимании была церковью без Христа. Именно в этом кроется причина того, почему Лютер был готов проявлять к оппоненту христианскую любовь, которую верующие призваны проявлять даже по отношению ко врагу и молиться за него, но он не мог признать Цвингли братом по вере. То, что для Цвингли и его последователей было всего лишь различием школ богословской мысли, которое можно было принять в рамках одной церкви, для Лютера было различием между Христовой церковью и ересью.

По окончании дискуссии Цвингли со слезами на глазах искренне сказал, что всем сердцем желал видеть Лютера своим другом. Но эти слова не тронули Лютера. Ответ его был кратким: «Молитесь Богу о том, чтобы прийти к правильному пониманию этого вопроса» [10]. 

Смерть Цвингли

В 1531 году альянс кантонов, последовавших за Цвингли, безуспешно пытался провести продовольственную блокаду католических кантонов. После чего католическая армия неожиданно направилась к Цюриху. В городе желающих участвовать в военных действиях было не много. В результате цюрихское ополчение выставило 3500 плохо подготовленных к сражению людей. Среди солдат было много пасторов, включая самого Цвингли. Войско католиков было примерно в четыре раза больше. Битва длилась менее часа. 11 октября 1531 года цюрихский отряд был разгромлен превосходящими силами противника. Цвингли участвовал в битве в роли священника, воодушевлял солдат и оказывал помощь раненым, пока вражеское копьё не поразило его. По легенде, его последними словами были: «Что за беда? Ведь они могут умертвить лишь тело, но не душу». На поле осталось около 80 католиков и более 500 цюрихцев, среди которых был и сам Цвингли. На следующий день его тело опознали. Тут же был организован суд, по итогам которого труп реформатора был сожжён и рассеян по ветру. Когда Лютер узнал о его гибели, он сказал: «Говорят, что Цвингли недавно умер таким образом. Если бы его ошибка объединиться ради войны восторжествовала, мы бы все погибли и наша церковь вместе с нами» [11]. С другой стороны, неспособность реформаторов прийти к согласию во многом предопределило решение Шпайерского рейхстага об отмене уже принятого положения о взаимном существовании католической и реформированной церкви. К такому состоянию Европа вернулась только после ста лет межрелигиозных войн благодаря Вестфальскому миру 1649 года, согласно которому провозглашался принцип веротерпимости, когда христианские конфессии уравнивались в правах. 

Заключение

Цвингли называют «третьим человеком Реформации», имея в виду Мартина Лютера и Джона Кальвина. Несмотря на сравнительно короткую жизнь, реформаторская деятельность Цвингли, казалось бы, ограниченная небольшим регионом и временем, имеет мировое историческое значение. За каких-нибудь 13 лет своей деятельности в Цюрихе он успел вызвать нравственное возрождение народа и своим учением о свободе человека, о безусловной ценности его жизни, независимо от его социального статуса, заложить прочное основание для процветания не только Цюриха, но и Швейцарии. 

Основанное на Евангелии понимание важности личной активной позиции человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности общества для его успешного развития берёт начало в воззрениях великого реформатора. Цюрихская Высшая школа, развившаяся из лектория 1525 года, стала образцом для многих высших учебных заведений Европы. Первоначально основанные Ульрихом учебные центры предназначались для потребностей церкви, но принципы, введённые им в преподавание, послужили свободному развитию наук. И в итоге невежественный Цюрих сделался крупным научным центром, имеющим большое значение не только для Швейцарии. Этот сравнительно небольшой город (чуть более 400 000 жителей) в настоящее время является крупным научным центром Европы. Несмотря на неоднозначную оценку, убеждения Цвингли позволили получить первый опыт попытки институциального объединения протестантской церкви и гражданской власти. 

Реформационные идеи Цвингли позволили на практике убедиться, насколько неиссякаемым является потенциал откровения безусловной ценности человека в глазах Бога и как разительно может реформироваться общество при реформации мышления людей относительно этого откровения.

Источник: cef

Темы этой статьи
Похожие статьи
История Дня Реформации
Фильм снят по заказу Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России (КСГПЦР). В фильме показана история Праздника Реформации: библейская ретроспектива, история реформации в Европе и в России, комментарии известных...
День реформации - 31 октября
31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь,а в месте с ней и большинство протестантского мира,празднует День Реформации.Некоторые полагают,что это праздник в честь основания Евангелической Церкви,но это не так. Церковь...
Протестантская этика и дух социал-демократии
Протестантская этика не сводится к кальвинистской (реформатской),есть иная, а именно лютеранская протестантская этика! Если кальвинистская этика, согласно социологу Максу Веберу, была источником «духа капитализма», то лютеранская...
Королевы Реформации
Размышляя о Реформации, 500-летие которой мы празднуем в этом году, память мгновенно переносит нас в далёкое прошлое, и перед глазами всплывают образы, лица, истории Мартина Лютера, Жана Кальвина, Яна Гуса. И совсем...
Торжественный прием в честь 500-летия Реформации
В 2017 году во всем мире отмечается 500-летний юбилей Реформации. Эта дата имеет большое значение не только для последователей протестантизма (второй по численности христианской конфессии после католицизма), но и для...
Как стать христианином – Христиане.ру