Главная>Новости>Аналитика>ПАПАМ И МАМАМ/ РУБРИКА ПО СРЕДАМ

ПАПАМ И МАМАМ/ РУБРИКА ПО СРЕДАМ

ПАПАМ И МАМАМ/ РУБРИКА ПО СРЕДАМ
К нам приходит много писем с вопросами и рассказами о трудностях, которые возникают перед верующими родителями при воспитании детей. Каждую среду мы будем поднимать один из наиболее острых вопросов. Приглашаем вас к дискуссии.

Тема : Я ПЛОХОЙ ?

19.08.2010

 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

 Вы когда-нибудь вели занятия с детьми? Попадались ли вам ребята, которые при обращении к ним вжимают голову в плечи, испуганно смотрят на вас и не могут выдавить из себя связного ответа? К сожалению, такое поведение среди детей вовсе не редкость. И дело не в том, что они пережили какую-то трагедию или же их кто-то терроризирует дома.

Такой неуверенности в себе, постоянного ожидания окрика, наказания со стороны взрослых, родителей, учителей некоторые воспитатели добиваются неожиданно для самих себя. Они просто постоянно проявляют недовольство всем, что бы ребенок ни делал. Такие окрики, как «Опять ты все испортил! У тебя что, руки не оттуда растут? Растяпа! Неряха!», не говоря уже о более грубых высказываниях, можно услышать от воспитывающих ребенка людей в самых обычных житейских ситуациях: уронил чашку, испачкал рубашку, написал контрольную не на 5...

И формируется у ребенка заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, тревожны, неуверенны в себе, скованны в движениях. Они не способны постоять за себя, очень чувствительны, чуть что – готовы расплакаться, не стремятся к контактам, трудно включаются в общую деятельность. Таким детям свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, а неуспех в каком-либо деле тут же приводит к полному отказу от него. Они заранее отказываются от задач, которые кажутся им сложными, хотя если взрослый их сочувственно поддержит, то с такой задачей они легко справятся. Эмоциональная поддержка мамы, папы, воспитателя для них особенно важна: она помогает победить неуверенность и тревожность. Напротив, порицание и окрики ухудшают положение, и ребенок вообще отказывается что-либо делать, становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, чего от него хотят.

Взрослым надо учитывать, что такой ребенок медлителен в начале любого дела не из-за лени, а потому, что опасается собственной непонятливости, боится, что выполнит все неправильно. Он всегда старается угадать, довольна ли им мама или воспитательница, и вообще – в одиночестве, без контроля, он зачастую лучше справляется с заданием.
Эти дети, как правило, в группе сверстников попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Надо сказать, что заниженная самооценка в 6–7-летнем возрасте встречается нечасто, и основана она не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах.

Иногда причиной заниженной самооценки становится низкая успеваемость в школе. Ребенок не справляется с какими-либо заданиями и комплексует. Иногда виноваты сами родители: они предъявляют к своему ребенку завышенные требования, никогда не похвалят его, зато ругают часто.

Не стоит забывать, что самооценка формируется и под влиянием наблюдений за взрослыми, играющими значащую роль в жизни ребенка. Наши дети растут, учась на нашем опыте, перенимая многие вещи из нашего поведения, манеры общения и т.п. Родители как бы служат для детей некими образцами для подражания. Если в вашей семье все ее члены относятся друг к другу по-христиански, с уважением и любовью, открытостью и честностью, то дети, конечно же, тоже научатся быть добрыми, уважать мнение других. Все это положительно отразится на их самооценке.

Но что же делать, если самооценка Вашего ребенка занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Педагог-психолог Ольга Анисимович дает

советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки:

• Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

• Поощряйте в ребенку инициативу.

• Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

 Юлия Вдовина, специально для www.protestant.ru


 

Темы этой статьи
Похожие статьи
IV-я Всероссийская медиаконференция РС ЕХБ
18-20 апреля 2024 г. в Москве состоялась IV Всероссийской медиаконференция с участием руководителей Российского Союза Евангельских Христиан-баптистов В.В. Игнатенкова и П.В. Мицкевича Виктор Владимирович Игнатенков,...
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Как стать христианином – Христиане.ру