«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
СВЕТОВОЕ ПЯТНО В ИЗУЧЕНИИ БИБЛИИ
Что делать учителю Воскресной Школы для детей, если ребенок отказывается читать Библию? Одна сестра во Христе рассказывает, что в ее подростковой группе девочка, уже несколько месяцев посещающая занятия, всегда находит повод не читать Библию — когда на уроке подходит к этому время, у нее то живот болит, то голова кружится, то ей надо выйти и т.п. Когда учитель заметила, что раз за разом что-то случается как раз в тот момент, когда надо библию читать, она заволновалась. Ребенок из неблагополучной семьи, родители неверующие, но в школу девочка ходит, читать умеет, а ВШ посещает с удовольствием. Дети после каждого занятия получают домашнее задание — выучить определенный стих из Библии наизусть. В следующее воскресение дети рассказывают этот стих перед церовью. Эта девочка выходит вместе со всеми, но стих не произносит, просто открывает рот, когда другие говорят. Что делать в этой ситуации? Выяснять и заставлять учителя бояться, чтобы не отбить охоту приходить в ВШ и не потерять эту овечку?
Церковь – организация добровольная и здесь невозможно заставить или «замотивировать» кого-либо делать то, что «нужно», а не заниматься, «чем ни попадя». Преподаватель Библии, особенно в детской группе, при таких условиях оказывается в затруднительном положении. В его руках остаётся только одно средство – заинтересовать. Когда детям интересно, они не нуждаются в мотивации и, тем более, дисциплинировании.
Вспомните себя: когда Вы заняты любимым делом, не то, что мотивация, дисциплина, необходимость, обязанность, обязательства, «правильность», положенность – для нас в таких случаях даже время перестаёт существовать. И только в какой-то момент начинаешь ощущать какой-то дискомфорт, источник которого непонятен до тех пор, пока не оторвёшься от любимого дела. А это наше тело, оказывается, в котором мы здесь живём, посылает нам сигналы из желудка (голод, жажда) или других частей тела, например, поясница (ломота), или глаза (резь), или голова (чугун) :-) И нам требуется какое-то время, чтобы вернуться из своей увлечённости обратно «на грешную землю». И уже здесь понять, что надо сделать ради того, чтобы наше тело не пострадало, а вместе с ним и мы. :-)
Подобным «завораживающим» действием на человека обладают компьютеры (взаимодействие с ними, компьютерные игры в том числе), телевидение, кино, театр, музыка, произведения искусства, литература, настольные игры, подвижные игры, игры на улице, ролевые игры, игры на «выживание», путешествия, новые знакомства, новые декорации (интерьеры). В целом, новое знание, новые ощущения, впечатления, передаваемые перечисленными способами и формами захватывают человека, порой, даже до такой степени, что возникает уже нездоровая зависимость от них (об этом много говорено, не будем тратить на это время сейчас).
Из практики общения с подростковой возрастной группой можно сказать, что наиболее простым способом достижения заинтересованности может быть световое пятно с движущейся картинкой. Причём не обязательно, чтобы это был какой-то фильм или телевизор. В доме-музее художника-передвижника Василия Дмитриевича Поленова, известного большой просветительской деятельностью среди крестьян и их детей, есть здание аббатства, в котором проходит показ диорамы, устроенной по очень простому принципу. И сегодня, в век компьютерной анимации, свод образов диорамы в сопровождении доброжелательного голоса ведущего показ по-прежнему «завораживающе» действует на зрителей, особенно детей. Поэтому можно призвать учителей использовать современные технологии в подготовке и проведении занятий с детьми. Да благословит вас Господь!