Главная>Новости>Аналитика>Основные направления развития социального служения церквей протестантской традиции| ЭКСКЛЮЗИВ

Основные направления развития социального служения церквей протестантской традиции| ЭКСКЛЮЗИВ

Основные направления развития социального служения церквей протестантской традиции| ЭКСКЛЮЗИВ

Актуальность темы нашей статьи обусловлена растущим интересом к исследованию феномена социальной диаконии в области философии, социологии, психологии, права и отчасти религиоведения.

18.11.2010
 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
В ПЕРИОД С 1992-2010 гг.
(На примере зарегистрированных церквей протестантской традиции)
 
Актуальность темы нашей статьи обусловлена растущим интересомк исследованию феномена социальной диаконии в области философии, социологии, психологии, права и отчасти религиоведения.
 
Названные обстоятельства позволяет нам предположить, что социальная диакония может стать важнейшей составляющей современной архитектуры государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.
 
Понимая это, нижегородское научное сообщество в лице ведущих специалистов в области государственно-конфессиональных отношений (доц. О.К. Шиманская, проф. Ф.А. Дорофеев, проф. Г.С. Широкалова, проф. А.А. Фёдоров, доц. И.В. Симонов, доц. А.М. Аброчнов, религиовед И.И. Малин и др.) во второй раз выходит с инициативой проведения крупномасштабной мировоззренческой дискуссии посвященной осмыслению феномена социального служения религиозных организаций.
 
Объектом нашегоисследования является социальное служение зарегистрированных религиозных организаций протестантского направления в Нижнем Новгороде.
Настоящее положение дел, проблемы и перспективы развития социального служения религиозных организаций протестантского направления в контексте современных государственно-конфессиональных отношений на территории Нижегородской области составляют предмет нашей статьи.
Цель настоящей статьисостоит в ознакомлении научной общественности и государственных служащих с комплексной системой социальной диаконии апробированной нижегородским протестантским сообществом за последние восемнадцать лет (1992-2010).
 
Мы согласны с мыслью Ю.В. Васильевой, что в настоящее время в Российской Федерации «социально-обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении. Оно все больше превращается в тайную область знаний, разобраться в которой могут лишь специалисты.
 

Явный кризис законодательства о социальном обеспечении требует принятия мер не просто по упорядочению, а по существенному пересмотру всего отраслевого законодательства, результатом которого должен стать единый федеральный кодифицированный закон.

 
Необходимость кодификации российского законодательства о социальном обеспечении обосновывается юридической наукой с 70-х гг. ХХ века. Но за прошедший период происходила лишь инкорпоративная обработка нормативного материала, принимались отдельные консолидированные акты. На рубеже веков был принят ряд рамочных федеральных законов кодификационного типа, составляющих в настоящее время основу правового регулирования в данной сфере.
 
Однако для системного развития законодательства о социальном обеспечении этого явно недостаточно и подготовка отраслевого кодифицированного акта продолжает оставаться одной из насущных проблем российского права» [1, с.4].
 
С другой стороны, не дожидаясь нормативно-правовой оттепели с возможными административно-финансовыми бонусами от государства, перед российским поликонфессиональным сообществом стоит задача масштабной модернизации системы собственного социального служения. Поскольку именно институт социальной диаконии неразрывно связан с жизнью того самого общества, в котором несут свое служение пастыри и прихожане протестантских церквей.
 
Существует два классических пути модернизации – «сверху», как результат государственной вероисповедной политики поддержки наиболее перспективных (читай: традиционных) конфессий, и «снизу», как результат инициативной деятельности находящихся в правовом поле так называемых нетрадиционных конфессий.
 
Необходимость самой модернизации законодательства в части регулирования сферы социального партнерства государства и религиозных организаций, осознается российской властью на самом высоком уровне.
 
«Однако исторический опыт России показывает, - замечает  В.Н. Кипшидзе, - что «анклавная модернизация», проводимая в рамках мобилизационных усилий власти, способна продвинуть страну вперед в межстрановой конкуренции, но не является гарантом устойчивости ее развития. Устойчивая модернизация опирается на инициативу снизу и требует не только высокого уровня качественного развития человеческого потенциала, но и условий при которых большая часть населения имеет возможность реализовать заложенный в каждом человеке интеллектуальный, предпринимательский, производственный потенциал» [2, c. 3].
 

Согласно общему положению протестантского богословия именно в «развитии потенциала заложенного в человеческой личности Богом» заключается одна из основных задач социальной диаконии.

 
По этой причине, прихожане протестантских религиозных организаций не только призываются к социально-активной жизненной позиции, но и проходят соответствующее обучение, позволяющее эффективнее трудиться в сфере социального служения.
 
Мы рассмотрим основные направления развития социальной диаконии, в том числе и благотворительной деятельности протестантских религиозных организаций Нижнего Новгорода.
Данные были собранны в период с 1992-2010 гг.
Источниками для нашей статьи являются краткие, сводные отчеты религиозных организаций (за 1992-2010 гг.),  специально подготовленные официальными представителями трех основных ветвей современного протестантизма для данной конференции (В.П. Кругликов – пресвитер и руководитель отдела образования церквей ЕХБ по Нижегородской области и Республика Чувашия; В.С. Бахтин – директор отдела внешних связей ВВО АСД; В.М. Михеев – администратор церкви ХВЕ БЦ «Посольство Иисуса»).
 
К источникам мы относим и материалы-интервью, взятые автором у представителей религиозных организаций и лиц, непосредственно осуществляющих различные виды социального служения. А также печатные и видеоматериалы религиозных организаций Нижнего Новгорода.
 
В своей статье мы рассмотрим социальное служение и благотворительную деятельность Церквей евангельских христиан-баптистов (централизованное религиозное объединение РС ЕХБ), христиан адвентистов седьмого дня (централизованное религиозное объединение ВВО АСД) и христиан веры евангельской (централизованное религиозное объединение РОСХВЕ).  
Ниже мы приводим три таблицы, в которых описываем основные направления развития социального служения и благотворительной деятельности религиозных организаций протестантского направления в Нижнем Новгороде.
 
Таблица №1 Социальное служение Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нижнего Новгорода входящих в Волго-вятское объединение церкви христиан адвентистов седьмого дня
 
Направление
Социального служения
Бюджет и источник финансирования
Человеческий
ресурс задействованный в служении
Адресная помощь многодетным семьям г. Н.Новгорода
250 тонн гуманитарной помощи (одежда, продукты питания, пеномоющие средства)
Источник: Церкви АСД США и Германии
Прихожане Церкви АСД «Центральная» и
Церкви АСД №1 «Верхняя».
Тепличный комплекс при Христианском культурном центре.
Международная сельскохозяйственная программа по методу д-ра Д. Миттлайдера
Свыше 250 000 руб.
Семинары, мастер-классы, публичные лекции, полевые занятия.
Источник: Волго-вятское объединение церкви АСД
Прихожане Церкви АСД «Нижняя».
Женская ИТК, Автозаводский р-н, Н.Новгорода
Свыше 80 000 руб.
Гуманитарная помощь: одежда, детская одежда, предметы личной гигиены, памперсы, детские кроватки
Источник: Церкви АСД г. Н.Новгорода
Прихожане Церквей АСД г. Н.Новгорода.
Духовно-просветительские и социальные ТВ-программы
Телерадиокомпания «Три Ангела», филиал 3 ABN (США).
Источник: Телерадиовещательная корпорация 3 ABN (США)
Прихожане Церквей АСД г. Н.Новгорода.
Социальный отдел Администрации Ковернинского района, г. Ковернино
 
Гуманитарная помощь в виде новой одежды и обуви на общую сумму - 45 000 руб.
Источник: Волго-вятское объединение церкви АСД
Прихожане Церквей АСД г. Н.Новгорода.
Детский Санаторий «Ройка»
100 000 руб.
Новогодние подарочные наборы для детей
Источник: Волго-вятское объединение церкви АСД
Прихожане Церквей АСД г. Н.Новгорода.
 
Сбор мужской одежды для заключенных в СИЗО. Источник: прихожане Церкви АСД
Прихожане Церкви АСД «Центральная» и
Церкви АСД №1 «Верхняя».
Приют для душевнобольных в поселке Комсомольский
50 000 руб.
Стройматериалы. Постельные принадлежности.
Источник: Волго-вятское объединение церкви АСД
Прихожане Церквей АСД «Нижняя».
Открыт детский кризисный центр для социально неблагополучных детей в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода
600 000 руб.
 
Источник: Адвентистское Агентство Развития (АДРА), Общественные организации «Мир человека», «Женщины и дети прежде всего».
Прихожане Церквей АСД «Нижняя», «Автозаводская» и др.
Выксунский район Нижегородской области
Гуманитарная помощь лицам пострадавшим от стихийного бедствия (лесных пожаров). Одежда и обувь на общую сумму – 450 000 руб.
Источник:
Волго-вятское объединение церкви АСД, Адвентистское Агентство Развития (АДРА), Церкви АСД г. Н.Новгорода
Прихожане Церквей АСД г. Н.Новгорода
 
Таблица №2 Социальное служение Церквей евангельских христиан баптистов г. Нижнего Новгорода входящих в Российский союз евангельских христиан баптистов
 
Направление
Социального служения
Бюджет и источник финансирования
Человеческий
ресурс задействованный в служении
Детские исправительные колонии Арзамаса и Ардатова (2006-2010)
Свыше 700 000 руб.
Гуманитарная помощь
Источник: Церковь ЕХБ «Центральная», Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церквей ЕХБ: «Центральная», «Голгофа»
Школы-интернаты
80 000 руб.
Стиральные машины, холодильники и проч.
Источник: Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церкви ЕХБ «Голгофа»
Детские дома
90 000 руб.
Ремонт помещений
Источник: Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церкви ЕХБ «Голгофа»
1999 – открыт реабилитационный центр – «Дом Возрождения», для лиц освободившихся из мест заключения
Свыше 2 500 000 руб.
Помощь бывшим осужденным, БОМЖ (ам), малоимущим, многодетным семьям
Источник: Церковь ЕХБ «Центральная», Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церквей ЕХБ: «Центральная», «Голгофа»
2005-2010 – Детские дома Нижегородской области
Свыше 1 000 000 руб.
Гуманитарная помощь, ремонт помещений, приобретение бытовой техники и мебели, Рождественские и Пасхальные наборы для детей, одежда и проч.
Источник: Церковь ЕХБ «Центральная», Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церквей ЕХБ: «Центральная», «Голгофа»
Детские лечебные учреждения Нижнего Новгорода
350 000 руб.
Ремонт помещений, гуманитарная помощь: предметы гигиены, постельное белье, медицинское оборудование
Источник: Церковь ЕХБ «Центральная», Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церквей ЕХБ: «Центральная», «Голгофа»
Программа «Подари радость детям»
 
 
 
400 000 руб.
Гуманитарная помощь в виде подарочных наборов в количестве 2000 штук.
Источник: Церковь ЕХБ «Центральная», Церковь ЕХБ «Голгофа»
Прихожане Церквей ЕХБ: «Центральная», «Голгофа»
 
 
Таблица №3 Социальное служение Церквей христиан веры евангельской г. Нижнего Новгорода входящих в Российский объединенный союз христиан веры евангельской
 
Направление
Социального служения
Бюджет и источник финансирования
Человеческий
ресурс задействованный в служении
Организация центров по оказанию духовно-нравственной помощи лицам страдающим наркотической зависимостью с 1998-2010.
Свыше 1 400 000 руб.
За последние четыре года, в период с 2006- 2009 г. поступило на реабилитацию 1800 человек.
Успешно прошли 6-ти месячный курс реабилитации свыше 900 человек
Имеют стойкую ремиссию от 1 до 10 лет 450 человек.
На 1 сентября 2010 г. находятся на реабилитации в Нижегородских центрах 200 человек.
Источник: Церкви ХВЕ «БЦ Посольство Иисуса», «Древо жизни», «Краеугольный камень» и др.
Прихожане церквей ХВЕ: «БЦ Посольство Иисуса», «Древо жизни», «Краеугольный камень» и др.
Акция «Накорми голодного»
 
В г. Нижний Новгород еженедельно горячую пищу получают от 90-150 человек.
Источник: Церкви ХВЕ «БЦ Посольство Иисуса», «Краеугольный камень» и др.
Прихожане церквей ХВЕ: «БЦ Посольство Иисуса», «Древо жизни», «Краеугольный камень» и др.
Финансовая и гуманитарная деятельность в ремонте лечебных учреждений, домов престарелых, детских учреждений
Свыше 1 800 000 руб.
Источник: Церкви ХВЕ «БЦ Посольство Иисуса», «Древо жизни», «Краеугольный камень», «Слово жизни» и др.
Прихожане церквей ХВЕ: «БЦ Посольство Иисуса», «Древо жизни», «Краеугольный камень», «Слово Жизни» и др.
Ежегодные благотворительные концерты и подарочные наборы для детей сирот
Свыше 250 000 руб.
Источник: Церкви ХВЕ «БЦ Посольство Иисуса», «Древо жизни», «Краеугольный камень», «Слово жизни» и др.
Прихожане церквей ХВЕ: «БЦ Посольство Иисуса», «Краеугольный камень», «Слово Жизни» и др.
Установка спутникового оборудования телеканала «Улыбка ребенка» в Детских домах Нижегородской области
Свыше 170 000 руб.
Источник: Церкви ХВЕ «БЦ Посольство Иисуса», «Слово жизни» и др.
Прихожане церквей ХВЕ: «БЦ Посольство Иисуса»,«Слово Жизни» и др.
Выксунский район Нижегородской области
Помощь при тушении пожаров.
Гуманитарная помощь лицам пострадавшим от стихийного бедствия (лесных пожаров). Одежда и обувь на общую сумму – 120 000 руб.
Прихожане церквей ХВЕ: «БЦ Посольство Иисуса», «Краеугольный камень» и др.
 
Мы полагаем, что в дальнейшем органам законодательной и исполнительной ветвей власти необходимо активное привлечение религиозных организаций протестантского направления к решению социальных проблем Нижегородской области.
Поскольку на сегодняшний день, находясь далеко не на первых ролях в негласном конфессиональном табеле о рангах, протестанты, тем не менее, вносят значительный вклад в духовно-нравственное оздоровление нашего общества.
Протестантские религиозные организации могут, а точнее должны быть включены в систему социальной защиты населения Нижегородской области на межконфессиональной основе, наряду с православными, иудеями и мусульманами, учитывая различный опыт, накопленный различными духовными традициями.
 
Мы согласны с мнением В.Б. Устиненко, что в правовом поле необходимо «разграничить благотворительную деятельность вообще и благотворительную деятельность, осуществляемую религиозными организациями в силу иной мотивации их социального служения, являющегося неотъемлемой частью вероисповедания» [3, c. 23].
Более того, важно в кратчайшие сроки разработать и принять пакет нормативно-правовых актов позволяющих легализовать широкий спектр форм социального служения религиозных организаций.
В частности, речь идет о правовом регулировании деятельности так называемых «реабилитационных центров для наркозависимых». На сегодняшний день, подобные и иные формы социальной диаконии находятся вне правового поля национального законодательства.
Органам государственной власти следует не закрывать глаза на активную социальную позицию граждан Российской Федерации, являющихся протестантами по вероисповеданию, а напротив, задействовать мощный ресурс религиозных организаций по профилактики нравственно-нездорового и асоциального образа жизни.
 
Литература
1.      Васильева, Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. доктор. юрид. наук. – М., 2010. – 54 с.
2.      Кипшидзе, В.Н. Влияние института семьи на стратификацию современного российского общества: Автореф. дис. канд. социолог. наук. – Новочеркасск, 2010. – 26 c.
3.      Устиненко, В.Б. Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 2008. – 27 с.
 
Исполнительный директор НИЦ Поволжья «Нижегородское религиоведческое общество» Игорь Малин, специально для www.protestant.ru
 

 

Похожие статьи
V-й слёт христианских центров социальной помощи
С 25-го по 29-е мая2019 года состоится Пятый ежегодный слёт христианских центров социальной помощи, для людей попавших в трудные жизненные ситуации. Тема конференции: "Чтобы победить!" 1 Коринфянам 9:26. Мы будем...
Саратовских лютеран удостоили награды
В Торгово-промышленной палате Саратовской области состоялось торжественное награждение победителей шестого ежегодного областного конкурса «Успех года – 2018». Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранская община...
«Скоро в школу»
Христиане адвентисты седьмого дня, г. Луцка (Украина) помогли детям из социально незащищенных семей подготовиться к школе. Приглашать в церковь накануне нового учебного года детей из социально незащищенных семей, чтобы...
Конференция «Обновление»
На прошедшей неделе, с 1 по 3 марта в здании южного филиала московской церкви «Благая весть» прошлавосьмая конференция социальных служений «Обновление». На конференциюсобралось более 300 служителей реабилитации не только...
Администрация Нижнеилимского района наградила пастора
В Иркутской области пастора удостоили награды за активную социальную работу Пастор Василий Леонов, возглавляюший Некоммерческий благотворительный фонд помощи нуждающимся «Подари Жизнь», был торжественно награжден нагрудным...
Как стать христианином – Христиане.ру