И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Дочка моей знакомой перестала ходить в церковь; поговорив с ней по душам, выяснила, что девушка расстроена, что в собрании её не замечают, ей не удаётся быть на первых ролях, никто ей не восхищается, не хвалит, а она привыкла, что ей говорят, что она самая лучшая, самая красивая и т.п.
Конечно, можно сказать, что в церковь ходят не за этим, Бога надо искать, но девушка ещё не покаялась, поэтому ожидать от неё стремления к Богу не стоит, но поощрить и поддержать желание быть в общении христиан надо. Что же, для этого теперь её нахваливать?
К сожалению, не только с этой девушкой происходят трудности, если родители в детстве переусердствовали с похвалой. В последствии подросших детей раздражает и огорчает, если их не хвалят за любую деятельность, да и важен им не столько результат, сколько похвала.
Важно понять разницу между похвалой и поощрением, похвалой и одобрением. В похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец! Ты просто гений!», «Ты у меня просто красавица! Лучше всех!», «Ну, ты ж у нас самый умный, мы от тебя другого и не ждали!» и т.п.
Чем плоха подобная оценка? Во-первых, ребёнок становится зависимым от похвалы, он ждёт её, ищет: «А почему ты меня сегодня не похвалил?» Во-вторых, довольно быстро ребёнок понимает, что если хвалить не за что, его будут ругать. И в-третьих, постоянное не заслуженное нахваливание может привести к завышенной самооценке у детей. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами (похоже на наш случай, с которого начали разбор ситуации).
Может быть и противоположность - ребёнок может заподозрить хвалящего во лжи:
Оля: - Не могу я нарисовать этого зайца!
Мама: - Что ты! У тебя прекрасно получается!
Оля: - Ты специально так говоришь! Чтобы я дальше продолжала!
Как же реагировать в таких ситуациях? Вообще не хвалить ребёнка? Лучше выражать свои чувства. Используйте местоимения «я» вместо «ты».
Например:
Дочь: - Мама, как я пела?
Мама: - Мне очень понравилось! (вместо «Ты молодец!»)
или:
Сын: - Папа, я собрал эту модель!
Папа: - Сынок, я верил, что всё получится! Особенно вот здесь аккуратно и здесь удачно (вместо: «Как ты талантлив!»).
В целом, хвалить детей надо, ведь так мы им показываем своё доброе отношение, свою любовь, но лучше хвалить за конкретные действия, а в других ситуациях просто говорить о любви. Как и Бог нас любит всегда и во всех ситуациях, но не всегда хвалит :)
Конкретно можно дать такие советы:
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Просто любите своего ребёнка. Он будет спокойно воспринимать критику, если будет уверен, что вы его любите в любом состоянии и в любой ситуации.