Главная>Новости>Аналитика>НЕВРОЗ, ПРАЗДНОСТЬ И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА | ЭКСКЛЮЗИВ

НЕВРОЗ, ПРАЗДНОСТЬ И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА | ЭКСКЛЮЗИВ

НЕВРОЗ, ПРАЗДНОСТЬ И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА | ЭКСКЛЮЗИВ

"В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться".

 Виктор Франкл (1905-1997)

21.01.2011

Новогодние каникулы уже далеко позади, а мы еще никак не войдем в рабочую колею. Вроде бы отдохнули и даже уже успели подустать, а работоспособность к нам так и не спешит возвращаться. Тяжелова то заново отыскивать смысл в том, отчего уже успели отвыкнуть. И отдых уже не отдых, и работа не работа, да и поиздержались мы порядком на все эти праздники. И зачем придумали такие долгие выходные?! 

Поработав январь, мы чувствуем, что опять начинаем выдыхаться. Отсрочка неразрешенных вопросов снова на повестке дня, а мы в силу различных обстоятельств не можем найти нужных слов и необходимых средств, для того чтобы разрешить психологически или экономически значимую для нас ситуацию. Да и болевые точки минувшего года, затаившись на время, отчетливее начинают о себе заявлять именно сейчас.
Так не далеко и до невроза.
 
НЕВРОЗ
 
Невроз - штука неприятная. Причем, по мнению светских исследователей, невроз может возникать как от избытка информации (М.М. Хананашвили, 1978), так и от её недостатка (П.В. Симонов, 1968).
 
Врач-психотерапевт Д.А. Андреев считает, что "невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Невроз чаще возникает в результате внутренних личностных процессов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная способность нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживания (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие, и недуг возобновляется".
Что вы хотите этим сказать?! Ведь мы все срываемся, раздражаемся, сердимся, хамим, бесконечно жалуемся, обижаемся и обижаем, категорично судим о мире и человеке, причем чаще всего в черно-белом цвете. Мы что все невротики?! Конечно же нет. "Если говорить о тенденциях современного общества, - пишет проф. Б.С. Братусь, - то надо признать, что для всё большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен".
Церковь настаивает на том, что каждый человек - духовно нездоров, а по церковному - грешен. ""Здоровым человеком" в науке считается тот, - замечает Вадим Леонов, - кто в христианском понимании является "больным" человеком, то есть расстроенным грехом, несовершенным, и именно такой человек является типичным".
 
С христианской точки зрения, человек, его внутренний мир, поражен греховными страстями: зависть, гнев, блуд, сребролюбие, гордость, ложь и т.п. Названные недуги, лишают нас внутренней устойчивости и цельности, лишают нас мира.
Митр. Иерофей (Влахос) приводит в подтверждение этой мысли слова проф. Иоанна Романидиса: "Люди не разделяются на нравственных и безнравственных или добрых и злых исходя из нравственных правил. Это различие кажущееся. По существу, человечество делится на больных душою, лечащихся и излечившихся".
 
И хорошо если человек уже обрел веру в Бога, переступил порог храма и начал врастать в церковную жизнь. А если пока еще нет? Что тогда?
 
В таком случае не понимая причину внутреннего раздрая, человек тяготится своим состоянием, но ничего не может поделать с собой и своим настроением: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Римл. 7,19-20).
 
И в таком состоянии душевной раздвоенности и  психологической разбитости человек неминуемо скатывается в пространство тревоги. А поскольку "у страха глаза велики", он начинает додумывать то, чего на самом деле и не было вовсе.
Американский психолог Карен Хорни в своем бестселлере "Невротическая личность нашего времени" указывает на тот факт, что попытка убедить страдающего неврозом человека, в необоснованности его тревоги является бесполезной, поскольку "его тревога связана не с той ситуацией, которая имеет место в реальности, а с тем, как она ему представляется".
Успокаивать человека в ситуации внутреннего разлада дело бесперспективное, неблагодарное да к тому же еще и не безопасное. Может быть, ему сейчас хочется быть обиженным и отвергнутым, а мы со своими словами ободрения только разозлим его.
 
Если у человека невроз ему нужен специалист. И еще ему нужен Бог. Поскольку подлинный мир и покой человек обретает именно в присутствии Божьем: "Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое  Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище" (Пс. 61,2-9).
 
Именно человеку пораженному неврозом, тревогой, страхом, обидой, пораженному грехом Сам Господь говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас  и найдете покой душам вашим" (Мф. 11,28-29).
Но кое-что может нам в этом помешать.
 
ПРАЗДНОСТЬ
 
"Лень-матушка раньше нас родилась", - эти слова мы слышим с детства. И многие из нас наверняка слышали что лень - это праздность, а праздность - это лень. Человек, подружившийся с ленью, с завидным постоянством "жалуется на слабость и быструю утомляемость. Такие люди как бы "плетутся" за жизнью. "Я устал" - это, пожалуй, их излюбленное слово" (Д.А.Авдеев, 2010).
 
Подвижник V века преп. Нил Синайский, описал нам образ человека пораженного унынием и праздностью: "читая книгу, он часто зевает, и клонится ко сну, потирает лице, тянется, поднимая руки, и отворотив глаза от книги, пристально смотрит на стену; обратившись опять к книге, почитает немного, переворачивая листы, любопытствует видит слова, считает страницы, делает выкладку о числе целых листов, рассматривает почерк и украшения, - и, наконец, согнув книгу, кладет под голову и засыпает сном не очень глубоким, потому что голод начинает уже тревожить его душу, и заставляет позаботиться о себе".
Вот уж действительно: "леность погружает в сонливость" (Прит. 19,15). А "сон разума" как известно "рождает чудовищ" (вспомните одноименную картину испанского художника Франсиска Гойя).
 
Но праздность - это не только лишь лень. В церковном понимании праздность является грехом. А грех как мы с вами помним - это болезнь. Каковы ее симптомы?
 
Первая беда праздности - это бессмыслица. "В "обществе изобилия" - пишет австрийский философ и психолог Виктор Франкл, - у людей вдоволь свободного времени, которое они могли бы использовать для того, чтобы вести осмысленную жизнь, но на деле избыток свободного времени лишь явственнее оттеняет экзистенциальный вакуум, как это видно на примере известных психиатрам "неврозов выходного дня"".
 
Прот. Александр Шмеман (1921-1983) комментируя великопостную молитву св. Ефрема Сирина говорит: "Слово "праздный" означает, прежде всего, пустой+ Нам указана самая страшная болезнь человеческого духа: пустота". 
 
И действительно слово "праздный" может быть переведено как - ленивый, пустой, бесполезный, не занимающийся делом. "Человек теряет уверенность в том, что его жизнь имеет смысл. Речь идет не о том смысле, который ему предлагают прагматики рыночной экономики (делай карьеру, зарабатывай деньги, приобретай вещи и т.д.), и не о том, который навязывает ему поп-культура (больше секса, больше удовольствий, больше приключений). Речь идет о том высшем личностном смысле, к которому всегда стремился человек, видевший звезды над собой и ощущавший присутствие нравственного закона в себе" (Вахромов Е.Е., Ашер Т., 2006).
 
А поскольку обрести смысл в ситуации ничего неделания довольно таки сложно, горний мир посещает человека в кризисный контекст, с одной единственной целью, чтобы человек начал действовать, чтобы он начал жить...
Вероятно, именно это и имеет ввиду, проф. Владета Еротич (род 1924), когда пишет что "невроз - это шанс на созревание".
Интересно, что и светская психологическая мысль разделяет церковное понимания кризисной ситуации: "Человек должен всегда быть готов извлечь уроки из заложенного в его жизненной ситуации не путем ухода от нее в суицид, депрессию и наркотики, а путем заключения мира с самим собою. Ведь каждый кризис таит в себе семена роста, шанс пересмотреть свое поведение, остановиться и выяснить, что в напряженной жизни является источником страдания. Кризис может помочь самоочищению, помочь лучше и глубже постичь собственную природу, понять значение высших ценностей в жизни и попытаться изменить свою жизнь, гармонизировать её" (Е.Е. Вахромов, Т. Ашер, 2006).
Вторая беда праздности - это активность во зле.
 
В пространстве праздности человек поражается недовольством, страстью зависти, неудержимым желанием посплетничать, обсудить и осудить. Это и есть та самая активность во зле, которая не показывает выход, а только лишь рушит отношения с другими и нашу жизнь.
 
Вот почему из своего многовекового опыта церковная традиция в великопостной молитве призывает человека просить об избавлении "духа праздности". "Это предупреждение - говорит митр. Антоний Сурожский, - если душа наша пустая, если сердце пустое, ум пустой, если в наших словах нет духа и жизни, принадлежащих Тому, Кого мы исповедуем Господом и Владыкой, тогда в них войдет, их охватит, наполнит другое присутствие. Поэтому первое, о чем мы взываем к Господу, это чтобы Он спас, избавил нас от духа праздности, сонливости, пустоты - там много слов означают одно это понятие, которое в основе всякой разрушительности".
 
Журналист и телеведущий Андрей Максимов справедливо замечает: "Бороться с ленью не означает заставлять себя или кого-то заниматься чем-нибудь вместо того, чтобы лежать на диване. Бороться с ленью - значит пытаться отыскать в деле смысл".
 
Каждому из нас жизненно необходим смысл, но как его найти?
 
ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА
Кажется, французский философ Жан-Поль Сартр (1905-1980) однажды написал великолепную мысль: "У каждого человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может".
 
Так уже было однажды с младшим, из евангельской притчи о блудном сыне. Сын разрывает отношения с отцом, устремляясь к материальному имению, думая, что теперь он станет хозяином. И далее мы видим, как усложняется жизнь человека, избравшего собственный, казалось бы независимый путь: "когда же он прожил все, настал великий голод+ и он начал нуждаться" (Лк 15,14).
 
Выражение "прожив все" лучше перевести "разрушив в себе все". Он уничтожил в себе все самое доброе, на что еще был способен. Так бывает и в нашей жизни. Незаметно, начиная с малого, мы разрушаем себя и жизнь вокруг себя.
Неожиданно подцепляем невроз, оказавшись в глубоком духовном или материальном кризисе. И уже на что-то доброе у нас просто нет ни сил, ни желания. Нам кажется, что мы все уже знаем, все попробовали, через все прошли. И в таком состоянии мнимой житейской опытности мы становимся закрытыми и для человека, и для Бога.
 
Блудный сын начинает испытывать нужду (Лк. 15,14). Нужда, согласно церковной традиции, есть образ греха. Именно нужда заставляет сына сделаться рабом. В доме своего отца он себя рабом чувствовал (домысливал, додумывал) - сейчас он на самом деле им стал. "Что имеем, не ценим, потеряем плачем".
 
Младший сын дошел как говорится до ручки. Дошел, а дальше тупик, одиночество, депрессия, смерть+
 По верной мысли Н.В. Гоголя: "Человек такая скотина, что он тогда только примется серьезно за дело, когда узнает, что завтра приходится умирать".
 
Блудный сын с ужасом увидел себя, кем он был и в кого превратился. Он "пришел в себя" (Лк. 15,17). И главное, он не отчаялся, потому что вспомнил, что у него есть дом и есть отец.
 
И далее мы видим в сыне окрепшее решение: "встану, пойду" (Лк. 15,18). От глагола "встану" происходит греческое слово анастасис "воскресение". Сын желает воскресения, он устремляется к жизни. До сих пор вся его жизнь была непрерывным умиранием, но теперь - все изменилось. Он нащупал смысл в своей разрушенной жизни и пошел за этим смыслом+
Как только сын обрел смысл, отец увидел его, когда "он еще был далеко" (Лк. 15,20). Потому что для родительской любви не существует расстояния. А увидев сына, отец первым делает шаг навстречу сыну. Сжалившись, он бежит к своему сыну. Бежит, к тому, кто когда-то отказался от него и жестоко обидел, бежит к своему сыну.
 
Церковная традиция в евангельском образе отца земного узнает Небесного Отца. Господь бежит навстречу оступившемуся человеку, бежит навстречу каждому из нас. Он и есть Тот самый Смысл, Который каждый из нас, порою мучительно и слишком долго ищет в своей жизни.
 
Увидев свое уродство, сын вспомнил еще и о том, каким видит его отец. И вера отца помогла обрести ему новый смысл в своей жизни...
"Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе, как в наичистейшем зеркале, каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен стать" (свт. Сербский Николай (Велимирович)).
 
Игорь Малин (юрист, религиовед), специально для www.protestant.ru

 

 

Похожие статьи
Социально значимая церковь
1. Теологические основы. Иисус однажды сказал Своему ученику Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и крепость ада не одолеет ее" (Мф. 16:18). Из этих слов Господа мы можем увидеть, что Он понимал...
V-й слёт христианских центров социальной помощи
С 25-го по 29-е мая2019 года состоится Пятый ежегодный слёт христианских центров социальной помощи, для людей попавших в трудные жизненные ситуации. Тема конференции: "Чтобы победить!" 1 Коринфянам 9:26. Мы будем...
Саратовских лютеран удостоили награды
В Торгово-промышленной палате Саратовской области состоялось торжественное награждение победителей шестого ежегодного областного конкурса «Успех года – 2018». Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранская община...
«Скоро в школу»
Христиане адвентисты седьмого дня, г. Луцка (Украина) помогли детям из социально незащищенных семей подготовиться к школе. Приглашать в церковь накануне нового учебного года детей из социально незащищенных семей, чтобы...
Конференция «Обновление»
На прошедшей неделе, с 1 по 3 марта в здании южного филиала московской церкви «Благая весть» прошлавосьмая конференция социальных служений «Обновление». На конференциюсобралось более 300 служителей реабилитации не только...
Как стать христианином – Христиане.ру