Главная>Новости>Аналитика>Реформатор до Реформации
эксклюзив

Реформатор до Реформации

Реформатор до Реформации
Трактата средневекового мыслителя Марсилия Падуанского
09.06.2014

Московское издательство «Дашков и К.» выпустила в свет необычную книгу – русскоязычную версию трактата средневекового мыслителя Марсилия Падуанского «Защитник мира». 

Трактат был написан 1324 г. в разгар яростной борьбы папы римского Иоанна XXII с главой «священной римской империи» Людовиком IVБаварским. Его автор – магистр Парижского университета – в этом противоборстве решительно встал на сторону Людовика. Считая претензии папства на верховную власть в Европе главной причиной войн и разных социальных бед, Марсилий разработал свою концепцию политического переустройства общества.

По его мнению, христианская церковь должна отказаться от идеи непогрешимости «святого престола» и жесткой иерархии клира. Главную роль во внутрицерковной жизни должен играть всеобщий Собор верующих – церковнослужителей и мирян. Папу римского необходимо рассматривать только в качестве первого среди равных ему епископов. Задача понтифика – осуществление в христианском сообществе исключительно координационной и миротворческой функциями. Обладать принудительной властью даже в вопросах веры и церковного ритуала он не вправе. В общественной жизни церковь должна подчиняться государству и действовать в соответствии с его законами.

Настаивая на строгом соблюдении церковью мирских законов, Марсилий одновременно заложил теоретические основы свободы вероисповедания. Касаясь еретиков, он считал, что отношение к ним должно быть определено государством, и если последнее допускает существование разных религий на своей территории, то католическая церковь не может осуждать и наказывать носителей иных верований.

По утверждению историков западной философской мысли, такие взгляды Марсилия позже использовали Жан Герсон, Николай Кузанский, Ян Гус и другие церковно-политические фигуры. Недаром на Западе автора трактата «Защитник мира» относят к числу «реформаторов до Реформации». По словам американского исследователя К. Эрла, если бы воззрения Марсилия Падуанского в свое время одержали победу, то католическая церковь трансформировалась бы в конституционную монархию во главе с папой римским, которого назначал собор, и абсолютное папство средневековой церкви исчезло.

Особое внимание в своем трактате Марсилий Падуанский уделил вопросу материального обеспечения церкви и священнослужителей. Взяв за образец практику раннего христианства и образ жизни Христа и его апостолов, автор посчитал неприемлемым установление обязательных поборов с верующих в виде «десятин» или «двадцатин». Церковь, по его утверждению, не должна превращаться в коммерческое предприятие, а священнослужители обязаны придерживаться умеренности в одежде и питании. «Совершенный» христианин должен быть последовательным сторонником евангельской бедности.

Несомненным новатором Марсилий Падуанский выступил в вопросах государственного устройства. В частности, он вывел и обосновал концепцию народного суверенитета, согласно которой правитель (монарх) в любой стране должен избираться ее гражданами. При этом правитель обязан действовать исключительно в рамках закона. А поскольку народ является источником государственной власти, по мысли Марсилия, конкретного государя можно по определенной процедуре даже лишать должности в случаях злоупотребления последним властью или грубого нарушения законов.

Рассматривая народ или его преобладающее большинство единственным земным законодателем, Марсилий предложил довольно практичный законотворческий процесс, согласно которому небольшое число опытных и мудрых граждан разрабатывают проект закона, а утверждают его все граждане на общих собраниях. Тогда, указывает автор трактата «Защитник мира», люди будут лучше знать законы и добросовестнее их выполнять.

По мнению исследователей творчества Марсилия Падуанского он внес существенный вклад и в становление более крупных достижений политико-правовой мысли человечества. Разграничение в «Защитнике мира» компетенции законодателя и правителя, а также обоснование ответственности второго перед первым, свидетельствуют о том, что автор произведения задолго до Локка и Монтескье, считающихся отцами концепции разделения властей, теоретически выделил в государственной власти на две ветви. Тем самым, по словам американского исследователя Баркера, Марсилий, опираясь на положения и аргументы Аристотеля, в новых условиях и в новом оформлении также вывел идею, предвосхищающую мысли Руссо.

Подобные высокие оценки труда Марсилия Падуанского могут оказаться неожиданными для российской общественности, поскольку «Защитник мира» до настоящего времени неоднократно публиковался только в Западной Европе и США. К тому же, трактат написан в схоластическом ключе, отличается сложным религиозно-политическим содержанием. В частности политические идеи обосновываются в нем преимущественно богословскими аргументами. Потому попытки перевести его на русский язык в дореволюционные и советские времена по разным причинам оказались неудачными. В частности, такую работу не смог осуществить историк-медиевист Владимир Иммануилович Банк, занимавшийся в начале XXвека исследованием творчества и биографии Марсилия Падуанского.

Более успешными в этом деле оказались казахстанские специалисты. После нескольких лет упорного труда алма-атинский переводчик Батыргали Уразович Есенов сумел переложить «Защитника мира» на русский язык. А инициатором данного научного проекта выступил доктор юридических наук Геннадий Павлович Лупарев, который в библиотеки Сорбонны раздобыл текст трактата на французском языке, нашел спонсорские средства и организовал перевод произведения. Он же провел научное редактирование переведенного текста трактата и написал к нему обстоятельную вступительную статью.

Впервые изданный на русском языке трактат явится ценным первоисточником для специалистов в области истории Средневековья, политологии, философии, правоведения, религиоведения и церковной истории.

 

Текст: Геннадий Лупарев доктор юридических наук, профессор

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
История Дня Реформации
Фильм снят по заказу Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России (КСГПЦР). В фильме показана история Праздника Реформации: библейская ретроспектива, история реформации в Европе и в России, комментарии известных...
День реформации - 31 октября
31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь,а в месте с ней и большинство протестантского мира,празднует День Реформации.Некоторые полагают,что это праздник в честь основания Евангелической Церкви,но это не так. Церковь...
Королевы Реформации
Размышляя о Реформации, 500-летие которой мы празднуем в этом году, память мгновенно переносит нас в далёкое прошлое, и перед глазами всплывают образы, лица, истории Мартина Лютера, Жана Кальвина, Яна Гуса. И совсем...
Торжественный прием в честь 500-летия Реформации
В 2017 году во всем мире отмечается 500-летний юбилей Реформации. Эта дата имеет большое значение не только для последователей протестантизма (второй по численности христианской конфессии после католицизма), но и для...
Моя Реформация
Вышел в свет шестой выпуск медиапроекта «Моя Реформация», очередным героем которого стал уроженец Азербайджана Адалат Гулуев. «Я с детства считал себя мусульманином и думал, что Богу можно угодить добрыми делами», -...
Как стать христианином – Христиане.ру