«Чем холодней зима, тем слаще апельсины.»
Джон Бивер
Болото и бегемот
Духовный центр реабилитации и адаптации – фантастический гибрид армии и детского сада. Сюда редко попадают те, кто действительно ищет Бога, или хотя бы желает разобраться в своей башке. В основном, потребительское отношение с примитивным камуфляжем.
Обычно бывает так. Пьет, пьет человек, доходит до предела. Нет у него уже ни жилья, ни нормальной работы, не нужен никому - ни близким, ни, тем более, чужим. В кустах спать холодно и полиция мешает. А о центре уже давно разговоры идут – обогреют, помоют, переоденут, накормят. Если болеешь - помогут с лечением, нет документов – и в этом случае сделают все, что в их силах.
И вот приходит человек в центр, и ему с самого начала объясняют: «У нас - духовный центр. Так что, если ты Бога не ищешь, здесь тебе делать нечего».
В результате новобранец частенько начинает с вранья. Он на все согласен, лишь бы остаться в тепле и быть накормленным. (Встречается и худший вариант – это когда человек рвет рубаху на груди: «Да я, сколько себя помню, только о Боге и думаю!»)
У меня, как я вспоминаю, публика в центре вызывала грустное удивление: «Вот это – люди, верующие в Бога?» А лидеры в один голос убеждали-уговаривали: «Не смотри на людей, на их недостатки. Ты пришел к Богу – вот и обращайся к Нему!» Слушать-то я их слушал, но про себя думал: «Если не будет перед глазами хорошего примера – ничего не получится». Позже мне попалось прекрасное высказывание: «Люди устали от пустых разговоров о Христе. Им нужен Иисус, сила Которого проявляется в жизни человека, который о Нем говорит».
Новобранец приглядывается ко всему, происходящему в церкви, с опаской, надежды его пополам с сомнениями.А тут ему – тресь! – начинай полную реконструкцию личности! Признай, что сам по себе ты – нуль! Планомерно приучай себя к новой жизни. (Цыган лошадь приучал, приучал…)
Как я прикидываю, человеку, чтобы он смог все это с собой сделать, нужна такая внутренняя самодисциплина, при наличии которой он и без церкви жил бы вполне благополучно. («Мы о Боге вспоминаем, когда жизнь прищемит хвост».)
А нормальный, обычный новобранец, как правило, начинает с того, что крутит головой в поисках человека, который действительно имеет веру. Человека, который все говорит и делает по велению сердца, а не для показухи. Найдется такой человек – у новобранца пойдут дела на лад. Не найдется – начинается канитель. То придет, то уйдет. То нагрешит, то покается. (Что интересно - пастор, как образец для подражания, не годится. Ему вроде как по должности положено. Ощущение, будто он такой и на свет появился. Поэтому, когда он изредка вспоминает что-нибудь из прошлой жизни – это не впечатляет (та жизнь – отдельно, пастор – отдельно.)
Да, тяжелая это работа – из болота тащить бегемота. С другой стороны, осознание легкости жизни во тьме(«плыла какашка по реке») и невеселого ее конца приводит к необходимости выбора Света. Чем легче нам что-то дается, тем меньше мы это ценим. (Типа, человек всю ночь стоит по колено в воде, напрягая глаза, высматривает в темноте поплавок, ждет – клюнет, не клюнет. Его со всех сторон кушают тысячи комаров, а он даже отмахнуться боится – не напугать бы рыбу! И вот на рассвете на его удочке трепещет долгожданный трофей. По своим размерам – котенку один раз покушать. А рыболов светится от счастья, как он классно порыбачил, какие акулы у него срывались с крючка и т.д. А другой человек купит на рынке два кило карасей, зажарит, съест и не вспомнит больше.)
Вспоминаю, как тяжело мне давалась борьба с собственной жадностью. Раздавал все направо и налево, но в глубине души знал (себе-то не соврешь) – не хочется мне отдавать. Жалко. Психовал, психовал по этому поводу. Потом перестал. Просто, каждый раз, когда молился, просил: «Избавь меня, Господи, от этой заразы!» И в один действительно прекрасный для меня день я обнаружил, что когда душевный настрой совпадает с молитвой, проповедью – появляется совершенно явственное ощущение, что внутри меня что-то прибавляется, что-то хорошее, светлое, доброе, надежное! И, когда делаешь ближнему что-то хорошее (отдаешь!), вопреки ожидаемому, «золотой запас» не убывает, а, наоборот, прибавляется!
А вот если перестаешь искренне молиться, читать Слово Божие (с переживанием описываемых событий, представляя себя по мере сил – очевидцем и свидетелем); во время проповедей занимаешься разглядыванием женских прелестей – то очень скоро, покопавшись внутри, обнаруживаешь, что от «золотого запаса» остались жалкие крохи. И – начинается! «Унылый дух сушит кости», очередное саморазочарование, видение кукиша в конце туннеля и т.д.
Говорят, надо, чтобы 24 часа в сутки ты был во Христе, а Он – в тебе. А если не получается? Нужный духовный настрой требует времени и усилий. А вот пропадает он мгновенно, по самым разным причинам – телевизор заорал, пригласили обедать, позвали какой-нибудь шкаф таскать. Да и просто без причины – тресь! – и сидишь сундук сундуком.
Хотя, когда в молитве просишь прощения у Отца за свою твердолобость, Он ободряет – утешает, мол, ты еще маленький, поэтому быстро устаешь. Кушай побольше духовной пищи, чтобы взрослеть быстрее.
Но и тут опять же нужна «золотая середина». (Ну, никуда от нее не денешься!) Войдешь во вкус, кушаешь, кушаешь, а желудок-то не привык к такой обильной и калорийной пище. И – несварение желудка. Пропадает аппетит, какое-то время смотреть на пищу не хочется!
Информация к размышлению
Если образ пастора соответствует индивидуальным представлениям о человеке, близком к Богу - у новобранца дело пойдет. А если образ пастора разрушается (или и не был создан), любая проповедь проходит мимо. И юмор только раздражает. Видимо, прав был один проповедник, который сказал: «Если образ пастора разрушится – человек может менять церкви, как перчатки - уже не угнездится ни в одной».
Слушаешь очередной «мой путь к Богу». И такой он был, и сякой, и как его только земля носила, он же не человек был, а квинтэссенция порока. И с таким он удовольствием предается воспоминаниям!
Либо – как вариант – утомленное лицо, негромкий голос – все силы истратил на борьбу за светлое будущее; до сих пор никак не очухаюсь.