И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
В церковь стала ходить многодетная мама, разговор которой с детьми строился всегда в приказном порядке: «Немедленно сядь!», «Замолчи!», «Быстро собирайтесь. Уходим!» и т.п. При этом на восклицания детей: «Почему?», «Как, уже?» ответы следовали в такой же безапелляционной форме: «А то вы не знаете, почему!», «Марш, кому сказала!» Дети всегда ходили насупленные, вздрагивали от её окриков.
При этом в разговоре со взрослыми женщина была очень мила и непосредственна. Она объяснила, что рассусоливать с такой оравой детей ей некогда, приходится всё говорить коротко и ясно, максимально требуя исполнения. Наверное, это можно понять, но захотели бы Вы оказаться на месте этих детей?
Любой запрет труден для человека, а если он произносится в приказном порядке, грубо, то становится трудным вдвойне. Психологи рекомендуют пояснять свои требования ребёнку: «Уже поздно», «Это опасно», «Нас ждут...» Вполне достаточно, если объяснение будет коротким и произнесено один раз. Если дети опять будут повторять «Почему?», то не потому, что они не услышали вас или не поняли, а потому, что им трудно побороть своё желание. Если вы хотите иметь доверительные отношения с ребёнком, в такой момент лучше попытаться понять его, выслушать и попытаться найти компромиссное решение.
Например, дети смотрят телевизор, а уже пора ложиться спать.
Взрослый может сказать:
- Так, это что такое? Вы почему ещё не в постелях?
- Ну, мам (пап), ещё немножко!
- Какой «немножко»? Немедленно спать! (Выключаете телевизор и подталкиваете детей к кроватям).
А можно построить разговор так:
- Ребята, пора спать.
- Ну, мам (пап), ещё немножко!
- Вы смотрите интересную передачу.
- Да! Осталось пять минут!
- Пять минут — это немного. Можно досмотреть.
- Спасибо, мам (пап)! Мы потом быстренько умоемся и всё сделаем!
Как вы думаете, в каком случае будет складываться благоприятная обстановка дома и доверительные отношения? Обратите внимание, что во втором случае предложения мамы были обезличенными, высказанными в дружелюбном тоне. Дисциплина при этом не пострадала.
Ю.Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком КАК?» формулирует такое правило:
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Конечно, такое поведение возможно только в любви. Пусть Бог вас благословит на этом пути!