И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
ЧЕМ СТРОЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
После прошлых наших публикаций, многие родители выражали своё несогласие и доказывали, что чем строже с детьми, тем лучше.
Расскажу об одном эксперименте: в детском саду воспитатель показал в одной группе детей (6 лет) замечательную игрушку — суперробота и... ушёл, оставив игрушку в группе. При этом под разными угрозами строго-настрого запретил игрушку трогать. В другой группе сделали тоже самое, только запрет скорее походил на просьбу и не сопровождался угрозами. Дети ни там, ни там робота не тронули. Но через несколько недель уже совсем другой воспитатель принёс робота и ушёл, вообще не напоминая о прошлых запретах. Практически все (!) дети из первой группы, где запрет был очень строгим, стали играть с роботом, и наоборот, 2/3 детей из второй группы к роботу даже не приблизились. Психологи объясняли это тем, что во второй группе решение не трогать игрушку стало собственным решением детей, мягкое наставление воспитателя трансформировалось во внутреннее решение самих детей.
Следовательно, если мы хотим привить ребёнку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственных решений о правильном поведении. Делайте его соучастником выработки правил, получайте согласие на их выполнение.
Что же касается чрезмерной строгости, то она в подавляющем большинстве случаев приводит к обратным результатам: дети бунтуют, а правила при первой возможности нарушаются.
Интересно, что с точки зрения Библии, запрет, повеление — это Ветхий Завет, а призыв и учение — Новый. Строгость — внедрение своей воли в волю другого человека. Призыв и учение — созидание и воспитание воли другого человека так, чтобы она однажды стала его водителем. Строгость всегда возникает, во-первых, в условиях ограниченности времени; во-вторых, при невысоком уровне взаимодействия и «близоруких» целях. Призыв осуществляется только тогда, когда времени достаточно; когда уровень взаимодействия очень высокий; когда цели далекоидущие. Как правило, матери придерживаются строгости, отцы — призыва. И те, и другие желают научить своих детей хорошему, только подход разный. И нельзя сказать, что какой-то подход лучше. Хорошо, когда работают оба подхода, чтобы у ребёнка была возможность "передохнуть" от отцовского в материнском, и от материнского — в отцовском.
Юлия Вдовина, специально для www.protestant.ru