И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
ПОДЕЛИМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ХОРОШИХ И ПЛОХИХ!
Одна моя знакомая очень, прямо до слёз, боялась отдавать дочь в школу. В садик она её не водила, но в первый класс собралась. На вопрос, чего же она так боится, женщина ответила, что очень переживает, что девочку там испортят, «забьют» и т.п.
Все мы знаем, что нравы сейчас в обществе царят, действительно, не лучшие, и в школе тоже. Конечно, можно ответить, мол, молись, сестра, и всё будет хорошо! Но если задаться вопросом, можно ли из благополучного ребёнка сделать плохого, что мы увидим?
Исследование в колонии для несовершеннолетних правонарушителей показало, что 98% подростков в колонии не принимались сверстниками и учителями с первых классов школы! (из диссертационной работы Гинтаса Валицкаса).
Как живётся в школе детям, которые уже в первых классах получили оценку «хороших» или «плохих», исследовали психологи. Ученый регулярно посещал уроки 1-2 классов общеобразовательной московской школы. Он молча сидел на последней парте, сказав учителю, что наблюдает за поведением детей. Не сказал только, что отмечает, сколько раз и как учитель обращается к «отличникам» и к «двоечникам».
Результаты оказались поразительными! Каждый «отличник» получал в день в среднем по 23 одобрительных замечания, таких как: «Молодец!», «Я знаю, кто нам ответит правильно», «Все берите с него пример», «Отлично, как всегда!» и только 1-2 отрицательных замечания.
У «двоечников» всё оказалось наоборот: уничижающих замечаний было в среднем по 25 в день: «Опять не выучил!», «Сколько можно!», «Никуда не годится!», «Просто не знаю, что с тобой делать!», - и только 0-1 положительных или просто нейтральных обращений.
Такое отношение передавалось и одноклассникам.
Представьте себя на месте «двоечника». По 25 раз в день вы слышите только критику в свой адрес от самых уважаемых людей, друзей у вас нет, и так изо дня в день, весь год!
При чем не всегда эти дети неспособные или нежелающие учиться. У кого-то обстановка дома не располагает к этому, неблагополучная семья, пьющие родители, у кого-то слишком живой и любопытный характер, ребёнок просто не может высидеть 40 минут без движения. Учителя начинают жаловаться на такого ребёнка родителям, те подключаются к его «воспитанию» путём выговором. И получается, что когда-то благополучного ребёнка и в школе, и в семье ругают, критикуют, наказывают, а с возрастом и отвергают. А часто за его плохим поведением стоит отчаяние, которое взрослые не слышат.
Чтобы избежать этого, конечно, нужно молиться и любить ваше чадо. В этом помогут простые правила (частично взяты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком как?»):
1. Безусловно принимайте ребёнка.
2. Выслушивайте его переживания и потребности.
3. Проводите время вместе с ним (читайте, играйте, занимайтесь...).
4. Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогайте, когда просит.
6. Поддерживайте успехи.
7. Делитесь своими чувствами.
8. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например:
Мне хорошо с тобой.
Я рада тебя видеть.
Я по тебе соскучилась.
Ты обязательно справишься!
Ты мой хороший.
9. Обнимайте не менее четырёх, а лучше 8 раз в день.
10. Являйте собой пример христианской жизни, любите Господа и ближнего!