И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
ПРОЕХАЛ НУЖНУЮ ОСТАНОВКУ ?
Разговорились с мамочками в церкви: кого что раздражает в поведении детей. Оказалось, большинство конфликтов из-за медлительности детей. Многие детки очень медленно одеваются, кто-то «вперится в телевизор» и ни на что больше не реагирует, кто-то очень медленно ест... Вечно спешащих взрослых такой темп жизни не устраивает совершенно, они начинают торопить детей, покрикивать, не видя надлежащий реакции, раздражаются всё сильнее.
Между тем, способность к пристальному вниманию — это дар, который получает каждый ребёнок от Бога. Взрослым хорошо знакомо состояние, когда мы заняты чем-то интересным, «уходим в него с головой»; когда так погружены в свои мысли, что проезжаем нужную остановку; или, зачитавшись, не слышим обращёных к нас слов. При этом за это не ругают.
Психологи установили, что в такие моменты в человеке идёт интенсивная внутренняя работа. При этом очень важен факт: чем младше ребёнок, тем чаще он находится в состоянии глубокой сосредоточенности.
Это и понятно, ведь количество нового, которое узнаёт ребёнок, несоизмеримо с тем, что узнаёт взрослый человек. Для ребёнка открывается столько неизвестного в этом мире, и это надо осмыслить...
Известно, что многие знаменитые учёные плохо учились в школе. Например, физики Альберт Эйнштейн или Нильс Бор. Про Бора даже рассказывают случай, когда он ехал с мамой и братом в поезде, и пассажиры стали выражать сочувствие матери: «Бедная женщина! Один сын у неё нормальный, а второй идиот!» Это говорили про Нильса, т.к. большую часть дороги он ехал с остановившимся взглядом, открыв рот. Пассажиры не поняли, что мальчик находится в глубоких раздумьях.
Не ошибаются ли таким образом учителя и родители, когда начинают подгонять детей? Когда отпускают замечания навроде: «Опять ворон считаешь?!», начинают трясти ребёнка, ругаться на него. А, может, он в этот момент переживает состояние глубокой сосредоточенности?
К таким состояниям ребёнка надо относиться очень бережно.