В этом году христиане на постсоветском пространстве отмечают двадцатилетие религиозной свободы, наступившей сразу же после развала Советского Союза.
Двадцатилетний рубеж наталкивает на необходимость анализа и переосмысления ситуации в которой оказались все евангельские церкви, вышедшие из синдрома преследования во время советского режима и столкнувшиеся с новыми условиями свободы, которая открыла как новые возможности, так и новые проблемы.
Двадцатилетний период, с 1991 по 2011 гг. можно изучать с разных сторон, рассматривая каждую из областей жизни евангельских церквей. В данном эссе будет рассмотрена одна из ключевых и в то же время мало изученных областей жизни евангельских церквей, касающаяся благовестия. Благовестие или евангелизм считается основной задачей пребывания церкви на этой земле. Обычно это связывается с Великим поручением Иисуса Христа, где содержится призыв проповедовать Евангелие (См. Мр.16:16).
1. От обороны к наступлению…
Задача проповедовать Евангелие заставила евангельские церкви к переходу от «обороны», к «наступлению» и это ярко проявлялось в начале 90-х гг. Массовые евангелизации приводили к удвоению церквей (правда этот феномен продержался всего 2–3 года, где-то с 1992 по 1994 гг.). Интересно отметить, что идея массовых евангелизаций стартовала в 1992 году и знаковым моментом здесь была евангелизационная компания Билли Грема осенью 1992 года в Москве, которая фактически ознаменовала эру повсеместных больших и массовых евангелизационных компаний и проектов. Один из американских евангелистов, который провел несколько успешных массовых компаний в областных центрах Украины в 1992 отчитывался, что после его евангелизационный собраний только в г. Киеве было основано 60 новых церквей… Хотя эти «новые церкви» скромно называли – домашними группами и только несколько из них действительно смогли сформироваться в церквные сообщества. Интересно отметить, что эпоху массовых евангелизаций для Украины и России завершил сын Билли Грема – Франклин Грем, который проводил в 2007 году в Киеве евангелизационные служения, которые хотя и были плодотворными, но так и не сыграли решающей роли в принятии евангельского выбора украинским сообществом. Республиканский стадион, на котором проводилось это мероприятие было заполнено только наполовину, а киевляне к большому удивлению не проявили большого энтузиазма и были пассивны. Это мероприятие практически стало водорозделом между благовестием вчера и сегодня. Но вернемся в успешные 90-е.
Благовестие в начале 90-х впечатляло! Церкви росли как «грибы после дождя». Люди практически сами шли в церковь. Правда традиционное евангельские церкви не сразу поняли кардинально изменившихся условий и поэтому не сразу включились в проект «основание новых церквей», нужно было несколько лет, чтобы церкви созрели к этому, в то время как «новые» и нетрадиционные евангельские церкви, преимущественно харизматического образца, сразу же включились в процесс ОНЦ, как результат массовых евангелизаций. С другой стороны, если проанализировать, кто были лидерами харизматических церквей 90-х, то можно увидеть, что это был чаще всего молодежный актив баптистских и пятидесятнических церквей, жаждущий перемен и радикально настроенный на преобразования, который кстати и приводил к многим разногласиям, скандальным ситуация и взаимным «отлучением»…
2. Мы завоюем народы для Христа…
Церкви росли и покоряли все на своем пути. Евангелизационный бум свидетельствовал о том, что церковь становилась серьезной социальной и даже политической силой. Лидеры молодых церквей стали специалистами в плане организации и проведения массовых собраний и на это обратили внимание политики новой волны, освободившись от коммунистических идеологических комплексов и подходившие прагматично к своей деятельности. В итоге массовые евангелизационные и церковные движения приобретали ярко выраженный политический мотив и пик этой политико-евангелизационной симфонии пришелся на конец 2004 года, когда пасторы вдруг стали политическими «вожаками». Опять же не все, а те, которые восприняли идею массовых евангелизаций и которые сами имели успешный опыт осуществления данного проекта.
3. Спад и разочарование
Успех евангелизационных служений продержался не долго. Чаще всего, данные проекты организовывались за счет спонсорских усилий со стороны западных христиан, которые до конца не понимая особенности религиозной ситуации, и наивно думая, что люди готовы откликнуться на призыв Христа, проводили евангелизационные служения, которые чаще всего не достигали своей цели. Хотя они еще могли собрать заинтересованных людей, но они не могли продолжить с ними дальнейшую работу. Этим ознаменовывался период середины и конца 90-х. Тот интерес, который был естественным после падения советского режима, так и не оказался значительным и продолжительным…
Хотя церкви и продолжали расти до 2006 года, но уже стало понятным, что евангельский путь не является тем путем, который выбирают народы стран, образовавших после развала СССР. И здесь нет вины церкви, хотя она могла бы быть более эффективной и по признанию многих пасторов, церковь так и не реализовала всех возможностей благовестия в начале 90-х. Здесь нужно понимать, что лидеры государств так и не стали евангельскими христианами, но с другой стороны, они стали православными и это определило религиозное самосознание народов как России, так и Украины. Украинское общество еще некоторое время колебалось в плане самоопределения, но теперь уже ясно, что евангельское христианство не является ее выбором. В этом самоопределении нет ничего плохого, но его необходимо учитывать при разработке стратегии благовестия в современных условиях.
Причины непринятия разные. Необходимо перечислить главные.
Во-первых, евангельское христианство, с акцентом на нравственные принципы нагорной проповеди Христа никогда не будет иметь множества поклонников и последователей. Настоящее евангельское христианство – это общество меньшинства. В этом плане, слова Христа: «Дерзай малое стадо!» имеет глубокий смысл.
Во-вторых, евангельское христианство, это ответвление Протестантизма, которое часто ассоциируется с западом и западной евангельской культурой, оказавшейся не приемлемой для славянской языческо-православной души, не воспринимающей рационализм, законность и прагматизм как основополагающие элементы социальной жизни. Евангельское христианство и протестантизм требуют полной переоценки ценностей, что в итоге приводит к его непринятию.
В третьих, евангельское христианство недооценило силу православного влияния, которое на уровне коллективного бессознательного сыграло свою необходимую роль в самоопределении общества в пользу православия (на западе Украины – греко-католицизма).
В четвертых, не был учтен феномен смены эпох: переход от модернизма к постмодернизму, что обусловило интерес к православию и католицизму и полное равнодушие к протестантизму, как к детищу эпохи Просвещения и Модерна. Интерес к евангельскому протестантизму в Украине и в России наблюдался в начале ХХ века, когда страна становилась индустриальной и капиталистической и искала для себя альтернативные пути духовного развития, но интерес к евангельскому протестантизму был задавлен советской властью.
4. Смена моделей евангелизационных усилий церкви
Учитывая тот факт, что массовые евангелизационные собрания практически потеряли свою эффективность, церкви оказались перед необходимостью сменить модель своих евангелизационных усилий от агрессивной обезличенной евангелизации, где один человек обращается к группе людей или к одному человеку, даже не будучи знакомым с ними, а к социально ориентированной евангелизации, где личностный фактор имеет чуть ли не решающее значение. Социальный евангелизм становится чуть ли не основным методом благовестия для современной евангельской церкви.
С другой стороны, необходимо понимать, что реальные изменения в обществе зависят не только от евангелизационных усилий и используемых моделей и методов благовестия, но и от качества влияния самих верующих и церкви в целом. Для этого необходимо в церкви не только призывать верующих проповедовать Евангелие, но и занимать активную позицию в обществе, молодежи идти получать высшее образование, бизнесменам вести честный бизнес, христианам чиновникам не брать взятки и т.д.
5. Перспективы
Евангельские церкви на постсоветском пространстве находятся в уникальной ситуации переосмысления своих евангелизационных установок и моделей благовестия, чтобы быть эффективными в следующем десятилетии.
Думаю, что то, что было возможно в начале ХХ века в Украине и в России, возможно и в начале ХХІ века: рост евангельских церквей и обращение людей к Евангелию. В Украине к примеру к 1928 году было около 3 млн. протестантов при общем населении Украины в 31 млн. – это около 10% населения.
Думаю ситуация может измениться, если будут найдены необходимые подходы. С другой стороны, необходимо учесть и тот факт, что состояние православия значительно изменилось, они не менее прогрессивны чем протестанты, но более желанны для общества. В общем, благовестие нуждается в больших переменах, чтобы быть более эффективными в служении евангельских церквей обществу на постсоветском пространстве.
Автор: Константин Тетерятников