Главная>Новости>Церковь>Власть должна соответствовать запросам общества и духу времени

Власть должна соответствовать запросам общества и духу времени

Власть должна соответствовать запросам общества и духу времени

Интервью c руководителем юридического отдела Российской церкви ХВЕ Павлом Анатольевичем Баком.

03.09.2010

В 2003 году Консультативным советом глав протестантских конфессий был разработан и принят уникальный по общественной значимости документ: «Социальная позиция протестантских церквей России». Впервые протестанты смогли сформулировать единую позицию и дать оценку социально значимым понятиям современного общества. Сегодня, спустя, семь лет было бы весьма полезно услышать экспертную оценку промежуточных итогов  и намеченных перспектив развития  религиозно-философского воззрения протестантской церкви.
Мы беседуем с одним из авторов социального документа, руководителем юридического отдела Российской церкви ХВЕ Павлом Анатольевичем Баком.
 
- Павел Анатольевич, спасибо, что нашли время, возможность и согласились  побеседовать на эту тему. В чем актуальность (а может быть и уникальность) принятой социальной концепции? Кто является адресатом Социальной концепции?

    - Социальная позиция протестантских Церквей России принята в  2003году. Я бы сказал, что – с одной стороны, это, своего рода паспорт, по которому общество может идентифицировать нас (протестантов). С другой стороны, это свидетельство единства протестантских конфессий во взгляде на социально значимые понятия и категории, принятые современным обществом. Несмотря на различное богословие, у нас общее понимание служения Обществу.
Говоря об адресате социального документа, отмечу, что возможность существования корпоративной идеи обусловлена результатом тождественности идей индивидуумов. Невозможно сформулировать идею, которая была бы  в отрыве от ее восприятия конкретной личности. Поэтому адресатом социальной концепции естественно является не нация или общество, а конкретный человек.
 
- Социальная доктрина РПЦ подчеркивает, что Церковь наднациональна, Иудеи, наоборот, -  обращаются к конкретному этносу. В чем особенность протестантского представления о наднациональности Церкви? Каково отношение к таким понятиям, как «Богоизбранная нация», «каноническая территория»?

- Церковь вненациональна. Апостол Павел со страниц Священного Писания, определяя роль нации, говорил: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Это значит, что нет, и не может быть особого, Богом избранного народа, которому уготованы лавры человеческого спасения. Есть спасающий Бог, которому принадлежит все лучшее, чем обладает сегодня человек. Признание этого права за Богом и отождествление человека с Ним позволяет последнему раствориться в Его благодати и обрести Вечную Жизнь. Церковь строится не на национальной особенности, а своем признании верховенства Бога и своей зависимости от Него.
 
- Какое место отведено в протестантской доктрине понятию «личность» – каково оно, каков объем этого понятия? Можем ли мы говорить о превалировании индивидуального над общественным?

- Протестантское богословие отличает индивидуализацию личности  от личностной индивидуализации. Два понятия, которые не имеют ничего общего между собой. Первое из них проповедует сегодняшнее светское общество. Результат такой проповеди – в этом мире все труднее оставаться Человеком. В одном интервью журналу «Таймс», еще в начале 19 века, американский философ Эмми Визес сказал: «Человечество уничтожит ненависть к  отличию других и равнодушие к самим себе». Протестантская теология подчеркивает значимость личностной индивидуализации, которая предполагает наличие, на наш взгляд, правильной самооценки и формирует адекватное мировосприятие, выраженное не в противопоставлении и конкуренции частного общему, а сохранение частного в уважении к общему. В протестантизме подчеркивается превалирование личности над всем остальным. 
 
- С точки зрения протестантского мировоззрения первично общество или государство, можем ли мы говорить о  тождественности этих понятий?

    - Общество и государство – категории, содержащие совершенно различный тезаурус. При этом, например, появление в обществе каких либо новых стандартов поведения, взглядов, неминуемо отражается на политике и воззрениях государства. Государство отслеживает  тенденции общества и придает им необходимую легитимацию. Общество ставит на повестку дня вопрос, а государство в лице законодательной власти, ищет методы его разрешения и в лице исполнительной - старается разрешить. Таким образом, признавая исключительную значимость государства, первично все-таки, всегда общество!
 
- Все христианские конфессии согласны с тем, что государство – это установление Бога. При этом Православной и Католической конфессиям импонирует монархический принцип организации власти, а каковы установки, взгляды на этот счет в протестантской среде?

-  Власть должна соответствовать запросам общества и духу времени. Нельзя искать политическую организацию в Божественных установлениях. Идеальной формы для государственного управления, с моей точки зрения, не существует. Идеализировать какую-то модель я бы не стал. Бог наделил человека свободной волей, в том числе и осуществлять свой выбор. Позволю себе процитировать слова, однажды сказанные Уинстоном Черчиллем: «демократия – это плохая форма правления, но ничего лучшего человечество еще не придумало». Неоспоримое преимущество демократической формы правления заключается в том, что суверенитетом и носителем власти является народ. Если говорить о России, то сегодняшний государственно-политический строй – это результат определенного эволюционного процесса, ведь в истории страны были и монархия и диктатура.
В протестантизме нет формы правления, которую можно было бы считать условием для построения идеального государства. Мы не можем обожествлять монархию, т.к. она олицетворяет человека, а всякий человек по сущности своей – не совершенен.  Подчеркиваю, мы должны ценить и уважать ту власть, которая сегодня установлена. 
 
- На Ваш взгляд, какое основание обеспечивает достаточность для взаимоувязывания таких феноменов как Церковь и политика? Могут ли священнослужители участвовать в политической жизни страны и почему?

 - Когда император Константин объявил Христианство государственной религией, то не Рим стал христианским, а наоборот,  Церковь стала приобретать светский характер. К сожалению, это исторический факт. Церковь может и обязана оказывать влияние на политику только через оказания влияния на самих политиков, как на людей. Другого средства воздействия, с моей точки зрения, у нее нет. Церковь должна оставаться примером, образцом идеала чистоты и нравственности, к которому будут стремиться приблизиться все остальные участники общественных отношений. Церковь с одной стороны всегда  открыта для мира, а с другой никогда не проявляет лояльность по отношению к его системе ценностей. В Священном Писании сказано: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»(1Иоан.2:15).
Священнослужители, по моему глубокому убеждению, должны быть только слугами Алтаря, и вообще ни как не касаться политики. В Библии сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24). Угождая обществу, какое бы оно совершенное не было, невозможно сохранить независимость от мнения людей, его составляющих. Но ведь любой компромисс своих воззрений с ним, -  это очень опасный путь, который ничего не имеет общего с исполнением Воли Божьей.
 
- Проблемы этики: католики рассматривают такой феномен (элемент) бытия как «нравственность» во взаимосвязи с феноменом «свобода», иудеи и мусульмане видят взаимообусловленность с правом, а что по этому поводу думают протестанты?

- Нравственность – это категория, безотносительная к каким либо правовым системам, способная проявлять себя в свободной личности. Она является константой, определяющей и оценивающей с точки зрения истины другие категории, например: право, общество, мораль, личность и т.д.  При этом, лишенная свободы нравственность, утрачивает свой смысл. Без свободы не может быть нравственности. 
- Отношение к труду. С Вашей точки зрения первичен результат труда или сам процесс? Можем ли мы говорить, что для протестанта труд – это форма богопоклонения?
- Из трех основных элементов трудовой деятельности: мотивация, процесс и результат, самым значимым является мотивация. Верная мотивация обусловлена не столько ожиданием извлечения прибыли, сколько нравственным содержанием самой личности, и тогда, качество труда всегда будет иметь коэффициент, значительно превышающий затратную часть произведенного продукта. В послании к Колоссянам сказано: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Мотивация – первичный фактор в трудовом процессе. Говоря о предназначении труда, я  напомню, что в книге Бытие (Быт.2:15) сказано, что Бог сотворил человека, и сразу же поставил перед ним определенную цель, чтобы тот возделывал Сад Едемский. В моменте сотворения уже было предназначение. Труд для человека – это возможность реализовать заложенный в нем потенциал,  единственный путь к самореализации. С моей точки зрения, труд, безусловно, является формой поклонения, служения Творцу. 
 
- Право собственности: Как протестанты относятся к богатству? Насколько сегодняшние протестанты придерживаются принципа кальвинской аскезы?

- Богословие протестантских Церквей в первую очередь является средством упорядочения внутреннего, духовного мира человека. Богатство, как категория, остается за рамками его воззрений.  Если богатство является высшей формой самовыражения, то это указывает на наличие греха в  сердце человеческом. Если, собственность рассматривается в качестве дарованного Богом средства для осуществления Божьего видения, то, она богоугодна и принесет немало плода, как для  самого человека, так и для окружающих его людей.
    Протестанты не боготворят аскезу. Каждому человеку Бог дал все необходимое для полноценной жизни в соответствии с наделенными талантами и способностями. Прилежание, верность в реализации Богоданного дара производит тот результат, ктр и называется «богатство». Данное богатство не измеряется в деньгах, а только как критерий верности Богу, характеризующийся наличием внутреннего удовлетворения от проделанной работы.
 
- Преступление – это посягательство на общее благо или нарушение границ свободы (свободы в узком и широком смысле, в том числе и предоставленной)?

- Преступление – буквально означает переступить за дозволенную границу, черту, в то время как категория «свобода» – это осознание установленных границ от чего-то, и для чего-то. Категория «преступление» неотделима от категории «свобода».  Если в заботе о себе границы «Свободы» стираются, то человек становится на путь преступления. Преступление – это не просто посягательство на общее благо, это игнорирование общими принципами, обеспечивающими безопасность и благополучие всего общества в целом. Отвечая на поставленный вопрос, с моей точки зрения, первична свобода. 
 
- Наказание – это средство воздаяния или внутреннее очищение (что первично)?
- Наказание – это средство пресечения зла, направленного против человека, общества, государства. Наказание никогда не изменяет природы виновного человека, но ограничивает ее проявление и выражает меру справедливости через осуществление правосудия. Никак не связана с наказанием категория «очищение». Очищение – это осознание вины и ответственности человека за соделание проступка. Источником подобного очищения является только откровение Бога, а результатом – покаяние и духовное рождение свыше. 
 
- Семья. На Ваш взгляд, в Протестантизме в ее осмыслении превалируют социологические или онтологические установки, какова степень ее сакрализации?

- Семья – институт, установленный Богом на принципах верности и нерасторжимости. В социальном плане это фундаментальная  ячейка общества.  Я бы сказал, что семья – это «лакмусовая бумажка» самого общества.
Признаком больного общества является рост в его среде процента разрушенных браков, брошенных детей. И, наоборот, в здоровом обществе, этот показатель неуклонно будет снижаться.
В протестантизме брак имеет сакральные корни, поэтому развод возможен лишь в исключительных случаях, когда активная позиция выражения зла одного человека делает невыносимой жизнь другого человека. Например, измена супружеской верности или угроза человеческой жизни.  При этом, всегда, развод рассматривается, как нарушение установленных Богом принципов. Социологическая и тем более онтологическая интерпретация брака допустима, но лишь как следствие сакральных установок.
 
-  Глобализация - неизбежность или необходимость? Почему?

- В сокращении расстояний и расширении границ возможностей прослеживается основная предпосылка глобализации. С данной точки зрения,  глобализация является неизбежностью в развитии человеческого сообщества.
При этом, всякая неизбежность может рассматриваться либо как фатальность, либо как управляемый процесс, способный обеспечить реализацию предоставленной возможности. Церковь не рассматривает глобализацию с точки зрения фатализма, но предупреждает, что фатальность неизбежна в случае, если ее процессы перестанут управляться и будут инспирированы исключительно жаждой получения наживы.
 
- Что есть, на Ваш взгляд социальная идея в современной культуре, или, говоря по другому, какова идеология социальной идеи (доктрины)?

-  Человек всегда был объектом внимания Бога и эту объективную ценность Бог трансформировал в функциях государства, целях создания общества. Только свободный человек, имеющий возможность свободного развития, самореализации может создавать планы, мотивировать других, на качественные и позитивные поступки. Все что требуется от государства, это поддержать эти процессы, ктр обеспечивают построение справедливого миропорядка.
 
 Эдуард Ананьев

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Христианские церкви Европы прирастают за счет иммигрантов
C 17 по 21 октября в Германиипроходит Генеральная Ассамблея Европейского Евангельского Альянса. Генеральный секретарь Альянса Нейк Трэмпер принял служение руководителя организации более года назад. Он также несет служение...
Работа. В чем смысл?
Почему иногда неверующие люди, в том числе и бизнесмены, бывают успешнее верующих?– Неверующие порой успешнее верующих только по одной причине: из-за невежества верующих в отношении своей работы.У неверующего человека...
Слово, вера, благодать
– Легко ли вести русский приход в Латвии в условиях «национально-политических противоречий», о которых Вы говорили в одном из своих интервью? – Благодарение Господу, такие противоречия не очень-то...
Алексей Смирнов: «Лето – это период затишья, но не остановки…»
Вот и подошло к концу лето 2011 года… Совсем скоро жизнь вновь ускорит свой темп, возобновятся проекты и служения, приостановленные на период отпусков, и жизнь вступит в свой привычный рабочий ритм. Но...
Нелогично в миру, благословенно в Боге
Миссионерская семья Вячеслава и Валерии Гринь. Миссионеры общества «Свет на Востоке», сотрудники РС ЕХБ.Интервью: Юлии ВдовинойВячеслав, вы 13 лет служили на Чукотке. Как вы попали в Певек?В 1997 году мы с...
Как стать христианином – Христиане.ру