Нидерландский протестантский священник Клаас Хендриксе отрицает существование Бога.
Однако это не мешает этому пастору реформатской церкви верить. Если не приклеивать на него всегда готовые антихристианские ярлыки и ложные стереотипы, то как выясняется, он не является атеистом в привычном для всех этого смысле, он не является безбожником.
Как он сам говорит : « Я не верю в существование Бога. Зато я верю в Бога».
Заметим сразу, что с этим нидерландским пастором никак нельзя ассоциировать наш воинственный и преступный атеизм советской власти.
Он далек от атеистического «фундаментализма». Хендриксе пишет, что он поздравляет каждую личность, которая счастлива в своей вере, вне зависимости от того, религиозна или нет эта вера.
К. Хендриксе женат, его супруга тоже является пастором, у них двое детей. Ему 64 года, он радушен и придает очень большое значение важности межличностных отношений и уважения к вере каждого человека. Он полон юмора, очень хорошо образован и пытается придавать учению Библии чисто гуманистический аспект, обращая внимание на литургические нововведения и на современные песни.
Очевидно, что его прочтение Библии является инакомыслием, но такая точка зрения выявляет и центральную мысль, с которой почти все могут согласиться : все редакторы Библии сражаются прежде всего со всеми формами боготворческого идолопоклонства.
В своей небольшой голландской (реформатской) церкви маленького города Миддельбурга на проповедь пастора приходят сотни не только горожан, но и гостей, приехавших из других нидерландских городов.
Они приходят в церковь именно для того, чтобы послушать нечестивца.
Кстати именно прихожане отправили в его защиту петицию и настояли на том, чтобы он остался их пастором после того, как руководство хотело выставить его за дверь после выхода в Нидерландах книги пастора.
Иерархия и многие пасторы реформатской церкви не захотели внимательно и объективно прочесть его манифест «Верить в Бога, который не существует». Автор в свою очередь обещал, что он действительно уйдет на пенсию в 2012 году, как это и было ранее предусмотрено.
К.Хендриксе не единственный, кто в его церкви ставит под сомнение реальное существование Бога.
В 2006 г. Радиокоммуникационной межконфессиональной службой Нидерландов было проведено исследование, выявившее размах кризиса, переживаемого протестантизмом в протестантской стране.
Один пастор из шести не верил, или больше не был убежден в существовании Бога.
Каких то выводов и вытекающих из полученных результатов конкретных действий не последовало. «Пасторы не осмеливаются говорить, так как боятся, что будут отозваны. Я их не осуждаю. В том, что касается меня, то у меня есть шанс говорить из-за того, что меня поддерживает община»,- свидетельствует Клаас.
Можно еще отметить, что его книга имела успех и разошлась тиражом 35 тысяч экземпляров.
Каково же видение пастора, который проповедует несуществование христианского Бога. По его словам «Сама идея Бога, который где-то существует, является «идеей языческой». К. Хендриксе не верит ни в Бога Отца, ни во всемогущество Бога, ни в грех, ни в Иисуса как сына Сына Божьего. Вероятно он не верит и в Воскресение в буквальном смысле, в монотеизм в целом, который он считает слишком претенциозным. Он не молится, не произносит символ веры, поскольку в него не верит и использует лишь формулу «Отец наш».
Для нидерландского пастора Бог не может с нами говорить. Если он не может материально вмешиваться в наше существование, то он может быть «как присутствие» или «как любовь». Поскольку Бог не мог бы иметь какого-либо существования, независимого от человеческого опыта. Такое утверждение пастора противоречит сенсационным образом тому содержанию христианской веры, которое исповедуют большинство христианских церквей, в том числе и Голландская протестантская церковь.
Хендриксе уважает религиозные чувства верующих, но постоянно повторяет, что он как раз и хотел бы, чтобы теологи перестали ходить вокруг да около сюжета Бога : верить в существование Бога или нет. Нельзя отстаивать оба утверждения одновременно.
В своей книге пастор иронизирует именно над теологами, для которых «существование Бога ни утверждается, ни отрицается, а погружено в туман». Сам Клаас признается, что по определению то, что он проповедует не является христианством. Однако можно отметить, что книгу пастора на французском языке выпускает сейчас швейцарское протестантское издательство, а во Франции ее продвигают протестантский еженедельник «Рефорация» и Теологический протестантский институт Парижа. Некоторые назвали его «христианином, который не знает себя», но отметили ясность его позиции и поиск других форм веры.
Конечно, Хендриксе анализирует и ставит многие вопросы. Но вот ответы пастора на эти вопросы …?
Павел Верин по материалам иностранной прессы специально для Protestant. ru