Большинство россиян выступает за проведение антиалкогольной кампании — к такому выводу пришли во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ) накануне президентского совещания по вопросам антиалкогольной кампании. Сегодня чиновники должны решить, как регулировать алкоголь: простым повышением акцизов или введением госмонополии. Эксперты согласны с тем, что госрегулирование российскому алкоголю необходимо.
65% россиян поддерживают инициативу президента по проведению антиалкогольной кампании, говорится в исследовании ВЦИОМа. При этом женщинам алкоголь нравится меньше, чем мужчинам. Социологи отмечают: борьбу с горячительными напитками поддерживают 71% представительниц прекрасного пола и 57% сильного.
В рейтинге популярных мер лидирует запрет продажи любого алкоголя лицам до 21 года — за это выступают 63% респондентов. Следом идет запрет любой рекламы алкогольных напитков — его поддерживают 57%. За усиление пропаганды здорового образа жизни высказались 47% россиян. С введением уголовной ответственности за пьянство в общественных местах согласны 34% респондентов, а 31% готовы к ограничению продажи горячительного в утренние часы.
Однако идея повышения цен на спиртное нашла одобрение лишь у 19% респондентов. Самые непопулярные варианты — организация обществ трезвости и введение полного запрета на производство и употребление алкоголя: их выбрали 15 и 10% соответственно.
Сегодня в Сочи Дмитрий Медведев проведет совещание, посвященное борьбе с пьянством, о котором он говорил еще неделю назад, в среду, 5 августа, на встрече с жителями подмосковного Звенигорода (глава государства заявил тогда, что "бороться с пьянством нужно настойчиво, но аккуратно"). Ожидается, что обсуждаться будет два возможных комплекса мер: введение государственной монополии на распространение алкоголя или же введение единой акцизной ставки на спирт на уровне 191 рубля за литр для производства всей спиртосодержащей продукции, в том числе косметических средств.
По данным Российской коалиции за контроль над алкоголем (РККА) ежегодная смертность от спиртного в России составляет 400—500 тыс. человек. В США эта цифра держится на уровне 100 тыс. смертей в год, несмотря на то, что население там в два раза больше, чем в России.
В РККА согласны с необходимостью регулировать национальную алкогольную политику. Ее сопредседатель Дарья Халтурина говорит, что "самые эффективные в вопросах борьбы с алкоголем три вида мер: повышение цен, сокращение количества точек продаж, запрет на продажу в вечернее и ночное время, за исключением кафе, ресторанов и баров. Кроме того, учитывая специфику нашей страны, необходимо принять меры по борьбе с суррогатным алкоголем". При этом, по словам Халтуриной, за последние годы количество контрафакта существенно сократилось. Если в 2004 году он составлял половину рынка крепкого алкоголя, то сегодня — около 35%.
Тема борьбы с алкоголем в последнее время привлекает особое внимание российских властей. Еще 3 июля комитет Совета федерации по социальной политике и здравоохранению принял новую концепцию национальной алкогольной политики. Программа вводит более жесткие меры сбыта и употребления спиртных напитков — в частности, строгий запрет на продажу спиртного лицам до 21 года, ограничение точек и времени продаж — и ужесточает нормы по размещению алкогольной рекламы на радио и телевидении.
Источник: gzt.ru