Главная>Новости>Аналитика>Христианский взгляд на проблему эвтаназии

Христианский взгляд на проблему эвтаназии

Христианский взгляд на проблему эвтаназии
После грехопадения Адам и Ева приобрели новое качество свойственное человеческому существу – это смерть.
22.04.2013

Бог говорит: «жизнь и смерть предложил Я тебе» (Втор.30:19).

На первый взгляд этот выбор сделать совсем не трудно.

Конечно здравомыслящий человек, в нормальном состоянии всегда скажет: «Я выбираю жизнь и ничего кроме жизни. И другие варианты меня не интересуют. Можете даже их не предлагать». Но случается в жизни и такое, когда возникает вопрос: «Быть или не быть?», после некоторых раздумий, вопреки желанию сердца, вопреки внутреннему побуждению, которое вопит: «Я хочу жить!», основательно все взвесив, ты хладнокровно отвечаешь: — «Не быть…».

После грехопадения Адам и Ева приобрели новое качество свойственное человеческому существу – это смерть. С одной стороны можно рассматривать смерть, как проклятие, наказание за грех. Но с другой стороны, если учесть, что после того, как люди проявили непослушание в Эдемском саду и в результате действия греха были обречены на страдания, через болезни и мучения, через разрушенные между ними отношения, то в данном случае смерть можно рассматривать как избавление. Избавление, долгожданный покой от предательства, грязи, мучительных болей. Я думаю, многим приходилось слышать от тяжелобольных людей фразу: «Я устал, хочу, чтобы все быстрей закончилось…» Нельзя только дать логического обоснования тому, почему умирают маленькие дети, почему рано умирают родители, оставив сиротами своих детей. На прошлой неделе мне пришло сообщение: «Вчера умер Алексей. Лег спать и не проснулся…». Человек среднего возраста жил своими планами, мечтами, ничем серьезным не болел, лег и не проснулся. И опять стоит вопрос: «Почему?»

Имеет ли право больной человек знать свой диагноз, который не только перечеркивает все его планы относительно будущего, но и перечеркивает всю его жизнь? Кто должен известить человека об этом диагнозе? Какова должна быть реакция больного?

Имеет ли право человек прекратить свое существование, для того чтобы оборвать цепь непрерывных мучений? Кто должен нажать на кнопку «СТОП», если человек не в состоянии это сделать сам?

Давайте обратимся к Библии, самой мудрой книге на земле, попробуем получить ответы на стоящие перед нами вопросы.

«В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис. 38.1)

Итак, мы видим, что Бог посылает пророка Исаию к царю Езекии, в то время, когда он достиг определенных, хороших результатов в своем правлении, был полон сил. Через пророка Бог говорит, что эта болезнь, которой он болен, приведет его к смерти. Можем себе представить, как воспринял Езекия весть о своей смерти. В книге пророка Исаии записана молитва царя, она состоит всего из одного предложения. И дальше царь просто не смог молиться, он не сдержался, дальше написано, что он сильно плакал. Крушение надежд, пустота, разочарование, обида на Бога, страх – вот, что переживает человек пребывая в подобном состоянии. Было ли это жестокостью со стороны Бога, говорить человеку о времени его смерти? Я считаю, что Бог проявил Свою милость по отношению к Езекии, сказав ему о том, что приближается его последний день. Это огромное преимущество для человека знать, сколько ему осталось времени. Царь использовал это преимущество и выпросил у Бога еще достаточно долгий период для своей жизни. Беда человека не только в том, что он смертен, а в том, что он «внезапно смертен» — говорил в своем романе Михаил Булгаков. И если нам не дано продолжение, нам необходимо правильно использовать то, что осталось. Каждый человек имеет право знать правду о состоянии своего здоровья. Больной должен успеть сделать все необходимые, от него зависящие, приготовления:

1. Он должен правильно использовать оставшееся для него время. Человек может применить более интенсивное или найти более эффективное, приемлемое для него лечение. Есть множество примеров, когда благодаря своевременному, правильному лечению или дообследованию, самые страшные диагнозы не были подтверждены.

2. Он должен позаботиться о наследственности своего имущества. Необходимо, по возможности, поступить так, чтобы у наследователей, родственников, церкви, близких людей, не было впоследствии разногласий, недоразумений и судебных разбирательств.

3. Важно, чтобы больной, избрал для себя близкого человека, который будет принимать решения относительно жизни, дальнейшего лечения или его прекращения. Такой человек должен быть выбран на случай, если больной, по причине тяжелого состояния, не сможет выражать свою волю самостоятельно. Таким человеком может быть супруг, близкий родственник, друг, человек, которому доверяете.

4. Самый главный совет. Человеку необходимо привести в порядок свою духовную жизнь. Самое страшное не в том, что человек умирает, а в том, что он, умирает не раскаявшись, не восстановив своих отношений с Богом. Самый худший вариант, складывается для человека, когда он уходит из жизни не имея надежды на воскресение из мертвых, не имея отношений с Богом.

Больному необходимо помнить о том, что возможно за ним потребуется уход. И поэтому ему понадобится терпение и смирение, чтобы перенести страдания и облегчить другим людям заботу о нем. Сделайте так, чтобы вас помнили. Помнили с самой лучшей стороны. Будьте приветливыми в церкви, с соседями. Говорите людям добрые слова. Говорите слова из Священного Писания, так, чтобы они оставались в памяти слушающих на всю их жизнь. Сделайте наставления своим детям или внукам, друзьям. Завещайте им, что бы они приходили в вашу церковь. Завещайте, дорогим вашему сердцу людям, вашу Библию, сборник псалмов, духовную литературу, пусть они хранят их. Если придётся нам оставить эту жизнь, то после себя необходимо оставить самые лучшие воспоминания.

«Доброе имя лучше большого богатства» (Прит. 22:1).

Кто может известить человека о его болезни?

Это может быть врач, специалист, который может дать практические советы. Это может быть родственник или пастор вашей церкви. Но главное условие, как я думаю, этим человеком должен быть тот, кому не безразлична дальнейшая судьба больного.

Не нужно растягивать разговор. Не нужно человека готовить к этому. Чем проще и конкретнее вы скажите, тем легче это воспримется. Позже, у близкого вам человека, будет время обдумать происшедшее. А именно в этот момент, самое время передать оптимистический настрой, ободрить, а плакать можно и в другом месте, там, где вас никто не видит. Помните, что хорошее настроение облегчает боль, способствует быстрейшему выздоровлению, вселяет оптимизм. После того, когда вы скажите неприятную новость, близкому вам человеку, самое время помолиться. И не важно, был этот человек верующим или атеистом, в такие минуты молитва всегда уместна. Молитва – это именно тот случай, когда человек может ухватиться за руку Божью. Кто знает, может это будет та самая молитва, которая передвинет высокую гору, возникшую перед вами, и ввергнет ее пучину морскую.

После молитвы можно сказать следующее:

  • Я буду бороться за тебя…
  • Я буду с тобой рядом до последнего момента.
  • Для меня сейчас неважно ни моя работа, ни карьера, самое главное для меня это ты…

Человек, который берет на себя ответственность ухаживать за тяжелобольным, берет на себя нелегкое бремя. Это значит привязать себя к больному, в большинстве отказаться от своих желаний, обречь себя на усталость и недосыпание. Но как бы трудно не было, помните. О многом можно пожалеть в жизни, о не удачно сказанных словах, об обидах, об упущенных возможностях. Как бы трудно не было, помните, если вы были рядом с человеком, в его горе, до самого конца, вы никогда об этом не пожалеете.

«Жизнь и смерть предложил я тебе…» (Втор.30:19).

Имеет ли право человек выбрать смерть? Возможно, вам знакомо слово «эвтаназия». Буквально это слово означает «добрая смерть». Как верующему человеку относится к этому понятию? В законе Божьем есть заповедь, которая гласит: «Не убивай» (Исх. 20.13). Эта заповедь имеет силу по отношению к другим людям и по отношению к собственной личности человека. Бог не дает человеку право искусственным путем прекращать свою жизнь, даже в том случае если человек смертельно болен. Но вместе с тем, больной или близкие ему люди имеют право отказаться от лечебных мероприятий. Такой случай может возникнуть тогда, когда искусственно поддерживаются физические процессы в организме, и нет никакой надежды на возвращение к умственной деятельности. А так же, когда лечение только продлевает умирание и продлевает страдания.

Мы понимаем, что подобную проблему человек может решать только, в том случае, если он находится на последней грани из-за болезни или старости. Когда он или она стоят на пороге, за которым воцарится молчание. Человек должен иметь здравый рассудок и иметь нормальное эмоциональное состояние.

И уж никак этот вопрос не должен волновать молодых и сильных. Своей смертью ничего, никому не докажешь. Смерть имеет некрасивый вид, она всегда уродлива. Здоровому человеку умирать ужасно больно. Все, что тебе нужно, в момент, когда находишься в унижении, когда не просто кажется, а действительно все потеряно, все, что нужно тебе в такой момент, чтобы с тобой рядом оказался человек, который может выслушать тебя до конца. Такой человек есть, поверь мне. А после, он не будет давать никаких советов и рекомендаций, наставлений, уроков, а просто скажет: «Мне очень больно за тебя». Часто бывает так, что разочарованному нужна не физическая или материальная помощь, часто человек нуждается в эмоциональной поддержке. Но не забывайте так же, что щедрая рука брата, держащая хлеб или пусть маленькое, но самое необходимое, для нуждающегося человека никогда не будет лишней в таком случае. И может быть, это унижение ты пережил сегодня для того, что бы научится в будущем понимать людей. Чтобы потом помочь тому, кто будет нуждаться в помощи подобное тебе.

Христос однажды сказал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук 22.32). Гордый, самоуверенный, всезнающий, во всем успешный Петр не может оказать соответствующую помощь тем, кто в ней нуждается. Только однажды израненный Петр сможет, в будущем, научиться замечать и исцелять раны других. Нам необходимо быть внимательными к людям и уметь замечать их нужды, что бы однажды, некогда чужие люди, посещающие «клуб по интересам», могли превратиться в братьев и сестер, в единую церковь, единую семью.

Христос был тем, Кто жил и чувствовал подобно нам и поэтому Он может понять нас. Помните о том, что рядом с вами всегда есть любящий Бог, Он терпеливо ждет, когда человек обратится к нему. Давид говорит следующее: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс15. 8). Обратите внимание на то, что Давид говорит: «Всегда». Может быть, вы помните истории из жизни царя Давида? Можете привести примеры, когда Бог был особенно близко к нему? Может быть, это было тогда, когда он победил Голиафа? Может быть, это было тогда, когда он переносил ковчег Бога Израилева? Или когда пророк Самуил помазывал его на царство? Нет… Вот один из таких случаев. Когда он босой, в разодранной одежде, с непокрытой, посыпанной пеплом головой, на старости лет, убегает от преследования собственного сына. Был ли Бог в тот момент рядом с Давидом?

Прочтите следующую цитату: «Никогда еще Давид не был так дорог бесконечно любящему Отцу, как в эти часы, когда он бежал, спасая душу от врагов, побуждаемых к восстанию его собственным сыном» (Е. Уайт, Правила счастливой жизни). Если случается несчастье, помните, что в такие моменты Бог находится очень близко к вашему сердцу. Не упустите эту возможность, увидеть рядом Иисуса, Который пришел, дать утешение и помочь вам.

«Чем темнее ночь, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

Каждый трудный момент в жизни, это повод обратиться к Богу и это шанс получить чудесный ответ на молитву. Не упускайте этого шанса. Мы верим в Священное Писание, верим в обещания данные нам Богом, и часто мы могли быть свидетелями исполнения этих обещаний. Вот некоторые из них:

«Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами, насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. (Пс. 102: 3-6). «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:13-16).

Стих, который мы взяли, как эпиграф для наших размышлений, созвучный нашей теме. Если правильно посмотреть, здесь предлагается человеку выбор между благословением и проклятием.

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).

Под словом «жизнь» здесь подразумевается согласие воли человека с Божьими заповедями. В целом, если посмотреть на земное существование человека, у него нет выбора. Рано или поздно каждому придется пройти через смерть, не зависимо от того, хотели они этого или нет. В это число не входят только те, кто живым встретит Христа. Когда Библия говорит о выборе между жизнью и смертью, она говорит о вечной участи человека. О том, будет ли его существование продолжено в вечности? Бог доверяет дать ответ на этот вопрос самому человеку. На самом деле, в руках человека не одна кнопка «Не быть…», есть и другая, которая называется: «Да Господи! Я хочу быть с Тобой». И если человек спешит в жизни сделать что-то важное, то это самое важное – отдать свою жизнь в руки Божьи. И если человек торопится завещать своим детям, что-то ценное, то самое ценное, завещайте им вечность. Вот, что Библия говорит о втором варианте:

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» (Ис. 35: 5,6).

«Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 9,10).

Там не будет больше больничных палат и капельниц, там не будет ни дорогих, ни дешевых лекарств, ни костылей, ни инвалидных колясок. Ни боли, ни слез, ни долгих, бессонных ночей…Что же нас ждет там, в вечности? Там нас ждут наши друзья, с которыми мы были до конца… Там нас ждут друзья, которые были с нами…

Автор: Пастор Николай Натёс

Источник: asd

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
«Вы - свидетели Мои»
«Современные переводы Библии на русский язык...»
21 ноября в Самаре состоялась Межконфессиональная Научно-Практическая Конференция «Современные переводы Библии на русский язык как важный фактор в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей российского общества»....
В диалоге с православными священниками
Павел Либеранский, директор отдела информации Евро-Азиатского дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня (АСД) взял интервью у Александра Шокина, пастора адвентистской общины села Карпинены и пастора адвентистской общины г....
За что сажают верующих на Украине?
В Кировоградской области верующий получил срок за то, что в военкомате открыто отказался от получения мобилизационного предписания и повестки. Эта новость разлетелась сетью под показательным заголовком «Первый — ушел!» Раздумывая...
В Европе такого бедствия еще не было
Никогда прежде в Европе торнадо не было, это новое явление, с которым столкнулось человечество. Сильнейший шторм, сопровождавшийся ТОРНАДО и градом обрушился наЧешскуюреспублику: «Это произошло всего за несколько минут,...
Как стать христианином – Христиане.ру