Большинство христианских миссионерских проектов полагаются на поддержку Запада. Как только данная нация или критическая часть данного общества повернется против Запада, финансовая поддержка иссякнет или попадёт под запрет.
А как насчет вызовов для миссии церкви?
В то время как новая геополитическая реальность в Азии представляет собой целый ряд экономических и политических вызовов для западного мира, в этой статье мы сосредоточимся на миссии Церкви Христа, которая во многом зависит от поддержки Запада. Экономические и политические вопросы и проблемы должны обсуждаться на другой странице.
Как геополитические сдвиги в мире влияют на христианскую миссию? Что происходит с миссиями, когда противоборствующие миры сталкиваются? Насколько разумно сосредоточиться на продвижении одной определенной политической системы? Является ли западная демократия единственной платформой для распространения христианства в мире, или альтернативные системы также сработают?
Это неотложные вопросы, на которые христианам во всем мире нужен ответ. В конце концов, подавляющее большинство населения мира, а также большинство христианского населения живет за пределами западного мира. А рост церкви в западных демократиях опасно низок.
В моей собственной стране, Германии, число тех, кто покидает христианскую церковь, достигло в 2021 году более 600 000 человек. По словам церковно-политического обозревателя Матиаса Каманна, немецкие церкви утратили всякий контроль над развитием своего членства и постоянным упадком. Некоторые даже называют Германию самым неверующим регионом в мире. Джордж Барна заявляет об аналогичном упадке христианства в США. На самом деле, западные церкви теряют своих членов миллионами. Но миллионы новообращенных наводняют церкви не западного мира.
В то же время консервативные христиане уезжают с Запада и оседают в политически нейтральных странах, таких как Парагвай и Боливия в Латинской Америке и Венгрия в Европе, и это лишь некоторые из них. 1,5 миллиона немцев покинули мою страну за последние 10 лет. Не все из них, конечно, христиане, но подавляющее большинство покинуло родину в силу социокультурных процессов.
Недавно я спросил одного из таких мигрантов в Венгрии, почему он решил переехать из Германии в страну, где ему пришлось бы много работать над изучением языка и разбираться в культуре. Брат ответил: «Я хочу избежать системы, которая в моих глазах является не только индивидуалистической, либеральной и декадентской, но и в принципе антихристианской». А затем он сослался на гендерные дебаты в Германии. «Бог создал мужчин и женщин, но либеральный Запад нарушает все правила творения, и моих детей учат пересматривать, мужчины они или женщины, или даже какие-то нейтральные существа. Нет, мне этого более чем достаточно. Западная культура безбожна, но я буду воспитывать своих детей в послушании Богу».
Имеет смысл вернуться к вопросу о системном сотрудничестве христианства и западной культуры.
Тесные отношения между церковью и обществом, ориентированным на Запад, вскоре могут по-разному бросить вызов нашей миссии. Просто учтите следующее.
1. Церковь рассматривается во многих странах мира как выражение западной культуры. Конечно, на самом деле это не так, и все древнейшие христианские церкви заявляют о своем не западном происхождении. Но общее ощущение таково: христианство — это евроамериканский феномен. Везде, где коренное общество развивает антизападную позицию, церковь и ее миссия автоматически рассматриваются как агенты Запада и потенциально будут отвергнуты или даже подвергнуты преследованиям. Положение церкви в Китае, Иране и некоторых частях Индии подтверждает этот тезис.
Индия особенно интересна в этом отношении, так как одна из старейших христианских церквей в мире происходит из Индии – индийская церковь Мар Тома. И все же, как только в Индии появляется неприязнь к христианству, обвиняют в этом западный мир.
В условиях растущей геополитической поляризации международным христианским сетям, на мой взгляд, настоятельно рекомендуется перенести свои штаб-квартиры в политически нейтральные страны и предполагать пророческое независимое отношение ко всем политическим системам мира, избегать слишком тесной ассоциации западной культуры с христианством.
Нет, я не предлагаю, церковь должна стать аполитичной. У нее сильный пророческий голос, и ей поручено взаимодействовать с несправедливыми системами мира, независимо от того, где они могут быть расположены: на Западе или Востоке, Севере или Юге. Но церковь никогда не должна заниматься идеологической партийной политикой. Как только она это сделает, она потеряет свой вселенский призыв преобразовывать народы мира в учеников Иисуса (Мф. 28:19).
2. Христианские, и особенно евангельские, образовательные материалы в значительной степени являются продуктами Запада. Теологическое образование основано на евро-американских концепциях и следует их образцу. Здесь критические умы за пределами западного мира видят основной корень церковной зависимости местных церквей от Запада. Призыв богословов третьего мира к большей теологической независимости звучит с конца 1960-х годов, и было сделано много улучшений. В 1976 году в Даруссаламе, Танзания, основана Экуменическая Ассоциация Богословов Третьего Мира (EATWOT).
Но, особенно среди евангелистов, зависимость от западных образовательных моделей продолжает оставаться сильной. В то же время никогда не было времени, когда западное богословие имело столь малое значение для общества, как сегодня. Западный теологический факультет, кажется, потерял как клиента (церковь), так и университет как важного партнера в научном диалоге, и тем самым потерял свою пророческую природу в церкви и обществе.
Из-за геополитических сдвигов церквям за пределами западного мира настоятельно рекомендуется развивать свои собственные, не западные подходы к обучению лидеров. И Западной церкви предлагается учиться у них. Инициатива Теологической комиссии Всемирного евангелического альянса (ВЭА) под названием «Ре-Форма» может показать путь.
3. Западный мир веками доминировал в мировой экономике, эксплуатируя лучшие мировые ресурсы для увеличения собственного богатства. Коренное население даже в самых богатых местах мира, таких как Конго в Африке, остается бедным, в то время как западные общества процветают.
Процветание Запада сделало возможным финансово сильную христианскую, а также евангелическую миссию и агентства по оказанию помощи. Известный покойный профессор Йельского университета Ламин Санне приписал часть огромной финансовой силы миссионерской деятельности западных миссий «комплексу вины» западных христиан. Запад помогает там, где Запад создает потребность в помощи.
Сегодня большинство христианских миссионерских проектов в мире полагаются на поддержку Запада. Как только данная нация или критическая часть данного общества повернется против Запада, вся западная финансовая поддержка иссякнет или даже будет криминализована, как это сейчас имеет место в Беларуси, России и Китае.
Опять же, я бы посоветовал евангелистам децентрализовать свою финансовую поддержку и перенести штаб-квартиры международных миссионерских агентств в политически нейтральные места. Сбор средств и финансовая поддержка должны быть максимально приближены к национальной реальности.
Наша миссионерская задача еще далека от выполнения. Многие этнические группы все еще ждут, когда Евангелие придет в их двор. Неразумно преграждать нам путь к ним, придерживаясь политической системы, которая оказывается двусмысленной и способствует быстрому упадку церквей, с одной стороны, и растущему оттоку консервативных христиан из их западных стран, с другой. рука.
|
|
|
|
|