Главная>Новости>Аналитика>Христианская семья и последнее время

Христианская семья и последнее время

Христианская семья и последнее время
Автор: Доктор Йоханнес Реймер является руководителем отдела по взаимодействию с общественностью Всемирного евангелического альянса (ВЕА).
20.09.2023
Христианская семья и последнее время

1. Конец времени – петля на шее

В христианских и особенно евангелических кругах все бурлит. Пандемия породила множество теорий заговора. И во многих из них в центре страхов и тревог были и остаются разговоры о последнем времени, тем более что даже слово "пандемия" использовалось в речах Иисуса о последнем времени (Лк 21:11).

Помимо короны, людей беспокоят политические и культурные ориентации Запада, гендерная философия и массовое внедрение гомосексуальных практик. В Европе и Америке все громче звучат голоса тех, кто требует последующего отхода от изжившей себя веры христиан.

А на горизонте уже маячит следующая глобальная чума - искусственный интеллект (ИИ), упакованный в компьютеры, которые будут намного умнее и мудрее, чем когда-либо был человек.

Все это означает, что некоторые христиане уже не могут спать спокойно. Все больше евангелических христиан эмигрируют из Германии. Иммигранты из Советского Союза возвращаются в Россию, переезжают в Венгрию, в том числе и потому, что правительства этих стран заняли четкую антигомосексуальную позицию. А в России РПЦ даже заявляет, что строит в Москве Третий Рим против погрязшего в грехе декадентского Запада.А из США благочестивые люди перебираются в самые отдаленные регионы Латинской Америки в бегах от антихриста и в как следствие эсхатологических настроений.

Меня также очень смущают быстро распространяющиеся настроения среди молодых христиан. Они уже не хотят вступать в брак, стесняются заводить детей, чтобы не подвергать их опасности. Эйфория конца времен добралась и до семьи, и до планирования семьи.

Есть, конечно, и другая сторона. Христианские церкви меняют свое богословие, применяют новые герменевтические ключи при чтении Библии, принимают альтернативный образ жизни гомосексуалистов и смеются над так называемыми наивными консерваторами за их настроения в ожидании конца времен. Вряд ли какая-либо евангельская ассоциация в Европе и Америке сегодня полностью свободна от подобных настроений и дискуссий. А в некоторых объединениях по общинам проходит глубокий раскол. Расколы огромного масштаба, похоже, не за горами. Являются ли они признаками апостасии, о которой говорил апостол Павел?

В 2Фес. 2, 1-12 мы читаем:"Братья и сестры, просим вас о пришествии Иисуса Христа, Господа нашего, и о нашем соединении с Ним: 2 не огорчайтесь и не ужасайтесь, когда в пророческом слове, или речи, или письме, как, например, мы должны были написать, утверждается, что день Господень уже наступил.3 Не обманывайтесь никем и ни в чем!Ибо прежде должно произойти отступление от Бога и открыться человеку беззакония, сыну погибели, 4 противнику, который превозносится выше всего, называемого Богом или святынею, так что даже в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога.5 Не помните ли, что я говорил вам это, когда был с вами?6 Теперь вы знаете также, что удерживает его, чтобы он не открылся до времени своего. 7 Ибо тайна беззакония уже в действии; только надобно, чтобы тот, кто теперь удерживает его, был удален. 8 Тогда откроется беззаконник.Господь Иисус убьет его дыханием уст Своих и истребит его явлением пришествия Своего.9 Беззаконник же в пришествие Свое будет иметь власть сатаны.Он явится с великою силою и сотворит обманчивые знамения и чудеса. 10 Он обольстит погибающих всеми способами неправды, потому что они отвратили ум свой от любви к истине, которою надлежало бы им спастись. 11 Поэтому Бог вводит их в заблуждение, так что они верят лжи; 12 ибо надлежит судить всех, которые не веровали истине, но прельстились неправдою".

Итак, вот они, два великих движения нашего времени: консервативные христиане, бегущие от последствий конца времени, и либеральные, насмехающиеся над ними .

Как же должны вести себя мы, сознательно следующие за Иисусом и ориентирующиеся на Священное Писание?

2. Библейское богословие конца времени.

Ни один другой догмат церкви за всю ее историю не вызвал столько волнений, но и не принес столько благословений, как учение о последнем времени. Великие движения возрождения, начиная со II века, Реформация, а также духовное пробуждение в XX веке обязаны своей силой акценту на последних днях. Иногда это был римский правитель, иногда папа в Риме, иногда Гитлер, которого считали антихристом и вызывали волнения в церкви. Так сотни тысяч немецких пиетистов отправились и поселились на юге России, потому что немецкий протестантский теолог Иоганн Альбрехт Бенгель (1687-1752) рассчитал, что Второе пришествие Господа произойдет 18 июня 1836 года на юге России. Иисус не пришел, как не пришел Он и в Хиву в 1905 году, когда меннониты отправились в Хиву на встречу с Господом.

Такие расчеты оказались ошибочными, и причина этого кроется в толковании Священного Писания.

Только библейское представление о том, что нас ожидает в конце времен, может защитить нас от неверного толкования и, следовательно, от соблазнительных ухищрений благонамеренных пророков последнего времени.

И, в духе нашей темы, также и прежде всего наших семей.

Так что же говорит Писание о грядущем конце? В этом вопросе нам лучше всего обратиться к Самому Иисусу. Как никто другой, Он предупреждал нас о грядущем конце света. Что же Он сказал?

В Лк 21:7-19 мы читаем: "И спросили Его: Учитель, когда это случится, и какой знак, что это должно случиться?8 Он сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не обманул вас. Ибо многие явятся под именем Моим, говоря, что Я есмь Он; и..:Время пришло.- Не бегите за ними!9 Когда услышите о войнах и бедствиях, не ужасайтесь. Ибо сему надлежит быть прежде; а конец еще не скоро. 10 Тогда Он сказал им: Народ восстанет на народ и царство на царство. 11 Будут сильные землетрясения, и во многих местах моры и голод; и произойдут ужасные вещи, и на небе будут видны великие знамения. 12 Но прежде, нежели все это случится, возложат на вас руки и будут гнать вас. Вас будут отдавать в синагоги и в темницы, представлять перед царями и правителями за имя Мое. 13 Тогда вы будете иметь возможность свидетельствовать. 14 Итак, примите к сердцу, чтобы не заботиться заранее о защите вашей; 15 ибо Я дам вам слова и мудрость, так что все противники ваши не будут в состоянии противостать вам или что-либо сказать против вас. 16 Даже родители ваши, братья и сестры ваши, родственники ваши и друзья ваши предадут вас, а некоторых из вас предадут смерти. 17 И будете ненавидимы всеми за имя Мое. 18 Но ни один волос на голове вашей не пострадает. 19 Если же устоите, то обретете жизнь".

Что же говорит здесь Иисус? Ну, во-первых, он дает понять, что перечисленные им события - это не конец. Да, они придут, и да, обо всем этом будут громко говорить, и да, найдутся конспирологи, утверждающие, что они все знают лучше. И Иисус предупреждает - мы не должны обольщаться ими. Это признаки приближающегося конца, но это еще не конец.

Ни чума, ни землетрясения, ни войны, ни военные крики не должны нас пугать, потому что первым по-настоящему значимым событием для нас, христиан, по словам Иисуса, будет всемирное гонение на христиан. И через эти гонения христиане будут свидетельствовать людям. Да, они будут попадать в тюрьмы, а многие даже будут убиты, но все это только возвеличит имя нашего Господа.

Иисус также прямо обращается к семье в этом тексте в ст. 16. И делает это в связи с гонениями. То есть разрыв пройдет через всю семью. Именно родители и родственники будут предавать, ненавидеть и даже убивать верных последователей Иисуса. И блаженны те, кто преодолеет все это и останется верным Господу.

Ибо Господь действительно грядет, и упомянутые признаки Его пришествия видны уже сегодня во многих местах. И в мире уже действуют целые оролчения  пророков и самопровозглашенных мессий. Не обманывайтесь ими. Наша задача - молиться и бодрствовать. В своей речи о последнем времени в Мф. 24, Иисус учит Своих учеников:

"Итак бодрствуйте, ибо не знаете, в который день Господь ваш приидет. 43 Но вот что вам должно знать: Если бы кто знал, в который час ночи придет вор, то бодрствовал бы и не позволил бы вломиться в дом свой. 44 Итак будьте готовы и вы! Ибо Сын Человеческий грядет в час, которого вы не ожидаете". (Мф. 24:42-44).

3. Будьте бдительны - как это работает?

Какие указания дает Иисус своим ученикам? Должны ли они радикально удалиться от мира, даже бежать в безопасные места? И где это может быть? В джунглях Колумбии? Да, Иисус говорит о бегстве во время гонений, когда мерзость запустения поселится в Иерусалимском храме (Мф. 24:15-21), но он говорит о тех, кто находится в Иудее, и предупреждает, что бегство не должно происходить в субботу. Действительно ли это относится ко всем христианам в мире? Должны ли мы бежать из Калифорнии или Баден-Вюртемберга в Германии в горы Иудеи? И как в этих горах смогут укрыться около 1 млрд. христиан? Нет, такая интерпретация не имеет смысла.

Что же тогда означает быть бдительным? На этот вопрос учеников отвечает Сам Иисус в Мр. 13, 33-37. Здесь Господь говорит в Своей речи о последнем времени:

"Берегитесь, берегитесь! Ибо вы не знаете, когда наступит время.34 Это подобно человеку, который, отправившись за город и оставив дом свой, дал власть рабам своим, каждому свое дело, и велел привратнику бодрствовать: 35 бодрствуйте же, ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером ли, или в полночь, или в петухи, или утром; 36 чтобы, придя внезапно, не застал вас спящими.37 Но что говорю вам, то говорю и всем: бодрствуйте!"

А в Евангелии от Матфея 25:14-30 становится еще более понятным, здесь евангелист подробно останавливается на этой притче:

"Ибо это подобно человеку, вышедшему из страны: он призвал рабов своих и вверил им богатство свое; одному дал пять талантов серебра, другому два, третьему один, каждому по способностям его, и вышел из страны. Тотчас получивший пять талантов пошел и торговал с ними, и получил еще пять.Точно так же и получивший два таланта получил еще два. А получивший один талант пошел и вырыл яму в земле и спрятал деньги господина своего. По прошествии долгого времени пришел господин рабов этих и потребовал от них отчета. И пришел тот, который получил пять талантов, и прибавил еще пять талантов, и сказал: господин, ты вверил мне пять талантов; вот, я получил пять талантов. И сказал ему господин его: хорошо, добрый и верный раб; ты был верен в малом, я поставлю тебя над многим; иди в радость господина твоего.  Тогда пришел и тот, который получил два таланта, и сказал: Господи, Ты дал мне два таланта; вот, я получил еще два. И сказал ему господин его: хорошо, добрый и верный раб; ты был верен над немногими вещами, а я поставлю тебя над многими; войди в радость господина твоего  Тогда пришел и тот, который получил талант, и сказал: Господи, я знаю, что Ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоялся я, и пошел и скрыл талант твой в земле. Вот, ты получил свой. Но господин его отвечал и сказал ему: лукавый и ленивый раб! Знаешь ли ты, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал?Тогда ты должен был отнести мои деньги к меновщикам, и если бы я пришел, то получил бы свои обратно с процентами. Итак, возьми у него талант и отдай тому, у кого десять талантов. Ибо имущему дано будет, и он будет иметь с избытком; а у неимущего отнимется и то, что имеет. И изгоните негодного раба во тьму внешнюю; там будет плач его и скрежет зубов".

Так что же значит бодрствовать, если не добросовестно делать то, для чего Бог дал каждому его талант. Не путаться под ногами у специалистов последнего времени, а узнавать, что Господь доверил каждому, и делать то, что Он повелел.

И каждому христианину Господь через Святого Духа дал соответствующие дары и таланты. В соответствии с этими дарами и были определены наши задачи (1 Кор. 12,4-6). Ведь мы "сотворены Им на добрые дела, которые Он предназначил нам наперед, чтобы мы в них ходили" (Еф. 2:10). И если мы это делаем, то нам не нужно бояться даже самых сильных гонений.

4. А как же семья?

Наши семьи - это такой же дар Божий, как и другие таланты. Она дана нам для того, чтобы мы прославляли Господа. В свете последнего времени родители будут меньше прислушиваться к сомнительным пророкам и их голосам, а вместе со своими детьми восхвалять Бога там, куда Он их поставил. Они будут обращать внимание на таланты своих детей и учить их делать с их помощью те дела, которые Бог предназначил им. Христианская семья в последние времена - это семья с миссией.

Не бессмысленных рассуждений о скором пришествии Господа, не глупые попытки сохранить полученные таланты, как это сделал неверный слуга в притче Иисуса, ждет от нас Господь, а верной преданности Иисусу в том месте, где Он поставил нас с нашей семьей. И тогда нам не придется бояться свидетельствовать перед сильным мира сего, но мы будем слышать от Святого Духа, как нам следует говорить и где нам следует молчать.

Что это означает на практике? Как христианской семье стать миссионерской семьей, семьей в миссии, перед лицом последнего времени? Я предлагаю три практических шага.

Во-первых, семья, выполняющая Божью миссию, состоит из родителей, осознавших и реализующих свой собственный дар и призвание. Они знают, какие дары Духа они получили, каким членом Тела Христова они являются, и действуют в соответствии с этим, ощущая Божью силу. Как и обещал апостол Павел верующим в Коринфе (1 Кор. 12,4-6). А в церкви, где они служат Богу, для родителей организованы соответствующие курсы ученичества, где они могут обсудить такие вопросы, как дары Духа, призвание к миссии и активному служению. Ни одна семья не приходит в такую церковь, не посетив соответствующие курсы ученичества.

В такой семье дети с раннего возраста воспитываются в духе Божьей миссии. Родители берут детей с собой в миссионерское путешествие и на миссионерские задания. Так они познают не только Бога, но и понимают смысл нашего существования в этом мире. И как только они сами отдают свою жизнь Иисусу и рождаются к новой жизни, они вместе с родителями стремятся понять, какие дары Духа и какое призвание Божье лежит на их жизни. И тогда родители также будут руководиться Богом в их воспитании.

Как Захария и Елизавета, которые очень рано узнали, что Бог задумал для их сына Иоанна, и поэтому позволили ему вырасти в пустыне как настоящему пророку Израиля (Лк 1:67-80).

Миссионерская семья осуществляет свою миссию там, где находится ее дом, в непосредственной близости от него. Действительно, здесь дети играют вместе с соседскими детьми, здесь люди помогают друг другу. Нигде нельзя так эффективно делиться свидетельством о воскресшем Господе, как в собственной семье и в хорошо обжитом соседстве. В этом отношении дети - лучшие миссионеры. Как отец, а теперь и дед, живущий в семье с внуками, я могу наблюдать это каждый день.

Во-вторых, семья, выполняющая миссию Бога, живет под непосредственным руководством Святого Духа и руководствуется истиной в Священном Писании, Словом Божьим, а не человеческой мудростью, как бы благочестиво она ни была упакована. Особенно сегодня, в век Интернета, когда поток информации превышает всякую меру, семья остается верной Священному Писанию и не увлекается спекулятивными голосами современных религиозных пророков. Когда они слышат такие голоса, то сразу же спрашивают, что об этом говорит Библия. Конечно, особенно с детьми, такая позиция должна быть глубоко впитана. Оно должно стать их вторым "я".

И в-третьих, семья в миссии Бога прочно интегрируется в церковь Иисуса, в семью Бога. Здесь она находит свое исправление, свою информацию и поддержку. Ведь в Церкви, Теле Христовом, в конечном итоге живет полнота всего, наполняющая все во всем (Еф 1:23), Божья полнота.

 

Миссионерская семья не боится последнего времени, а радостно и спокойно идет навстречу возвращаюшемуся Господу.

Темы этой статьи
Похожие статьи
Преодоление бремени колониального прошлого
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер. В конце февраля я отправился в Камерун, расположенный в западной части Центральной...
Викинги возвращаются к своим языческим богам
Упадок христианства в Исландии. В марте этого года я побывал в Исландии и восхищался почти нетронутой и суровой природой этого острова с его многочисленными вулканами, ледниками, водопадами и завораживающими лавовыми...
Конференция РЕА в Калининграде
16-17 февраля в Калининграде прошла конференция Российского Евангельского Альянса (РЕА) посвящённая вопросам душепопечения в церкви. Тема душепопечения на протяжении многих лет остаётся одной из самых актуальных тем...
Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
1. Среди хантов на Крайнем Севере России. На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или...
Брестский катехизис 1553 года переиздан c комментарием
1. Событие исторического значения Национальная библиотека Беларуси в Минске объявила о выходе в свет нового аннотированного издания Брестского катехизиса 1553 г. - первой книги, напечатанной в Беларуси. В работе над...
Как стать христианином – Христиане.ру