Главная>Новости>Аналитика>Бубнов Василий: "Осмысление страдания"

Бубнов Василий: "Осмысление страдания"

Бубнов Василий: "Осмысление страдания"
Не будет преувеличением утверждение того, что к Иисусу человека приводит страдание.
03.09.2009

Бубнов Василий Анатольевич. Переводчик. Женат, двое детей. г. Новосибирск.40 лет. Хобби - программирование.

Не будет преувеличением утверждение того, что к Иисусу человека приводит страдание. На самом деле, трудно себе представить человека, который будучи счастливым и умиротворённым, вдруг начинает задумываться о Боге. Мы приходим к религии лишь тогда, когда наше тело начинает испытывать дискомфорт, либо когда наша душа несчастна и испытывает неудовлетворение.
Также не будет преувеличением утверждение того, что человек, однажды приблизившийся к Господу, постепенно отходит от него по причине всё того же страдания. Вернее сказать потому, что при обращении к Богу величина дискомфорта, внутреннего и внешнего, не уменьшается, но иногда становится ещё больше.
По сути дела дела страдание играет ключевую роль как при обращении к религии, так и при отходе от неё. Поэтому отношение человека к тяготам внутренним и внешним особенно важно при духовном росте.
В Библии довольно часто говорится о страдании и имеется множество точек зрения на этот феномен. Человек, неискушённый в религиозной философии , при чтении её может колебаться между двумя крайними точками зрения на отношение к страданию. Начиная от крайнего гедонизма и кончая таким же крайним аскетизмом. Поэтому для более точного определения отношения Господа к тяготам, неурядицам и невзгодам, необходимо от рассмотрения высказываний и мыслей библейских персонажей перейти непосредственно к рассмотрению того, что они делали. Ведь, как известно, человек может много говорить, но только то , что он делает, и есть его настоящая внутренняя природа.
Возьмём , например, Спасителя. 33 года он жил человеческой жизнью. Он радовался, плакал, работал, уставал, с удовольствием ел, голодал, замерзал, когда было холодно, и чувствовал себя комфортно, когда было тепло. Он испытывал обычную гамму человеческих эмоций, начиная от блаженства и кончая глубоким отчаянием.Этот пример говорит нам о том, что жизнь человека , который хочет приблизиться к идеалу совершенства, каким был Иисус, должна быть наполнена обычными человеческими эмоциями. Более того, чтобы достичь идеала, необязательно создавать для этого искусственные условия. Например уходить в монастырь или заниматься медитацией. Либо намеренно создавать себе условия облегчения своих страданий (уход в отшельничество, снятие с себя обязательств перед обществом), либо специально усиливать ощущения страдания (аскетизм, самоистязания). Иисус жил обычной жизнью плотника, впоследствии плавно перетёкшей в жизнь бродячего проповедника. Жизнь безгрешного Сына Господа была насыщена абсолютно человеческими проблемами и в этом он был на 100% схож с нами. В чём же было отличие от нас?
Отличие было в том, что переживая обычные и всем знакомые до боли (каламбур!) земные тяготы и лишения, Христос имел абсолютно отличающееся от нас, неземное отношение к страданию. Представьте себе, что вам предложили добровольно выполнить некую работу, результатом которой неизменно должно быть ваше убийство, да не просто убийство, а жестокая и глубоко унизительная казнь по инициативе тех, для кого вы делали эту работу. Какие бы вы испытывали эмоции и какое бы было ваше отношение к такому предложению? Для вас этот вопрос риторический. Но Иисус, испытывая весь спектр тривиальнейших человеческих эмоций, чувствовал то же самое , что и вы! Он знал свою миссию и наверняка, он ежедневно ощущал приступы глубокого отчаяния по этому поводу. И я уверен, что не только в Гефсиманском саду Спаситель в кровавом поту молил Отца : «Пусть минет меня чаша сия…», но каждый день у него на душе кровоточил этот вопрос . Но Иисус имел глубокое Божественное осознание смысла своих внутренних и внешних тягот и невзгод, и именно это давало ему нечеловеческую духовную и физическую силу для выполнения своей нечеловеческой миссии. Поэтому для тех, кто хочет достичь идеала совершенства, необходимы две вещи – не избегать страдания и осмыслить страдание. Именно в осмыслении боли и тягот жизни и состоит духовный рост человека. И христианство является религией нахождения Божественного смысла в человеческом страдании .
Итак я утверждаю, что Христос испытывал точно такие же эмоции, как и любой человек, но вот его отношение к ним было абсолютно другое, нечеловеческое и Божественное. И именно это отличало его от нас. Для иллюстрации этого отличия приведу следующий пример. Отец полуторогодовалого ребёнка проверяет на сухость сапожки своего чада перед прогулкой. Он засовывает ладонь в один сапожок – там сухо. Он засовывает ладонь во второй сапог – и вдруг резкая боль обжигает руку. Папа отдёргивает руку и видит на ней прокол и капельки крови. Заглядывает в сапог – а там остриём вверх лежат ножницы, которые несмышлёное чадо тайком стянуло со стола и спрятало свою находку в самое укромное место, в свой сапог. Первые пять минут после инциндента родитель испытывает весь спектр отрицательных эмоций, включающий в себя физическую боль, злость на ребёнка, раздражение на жену за непригляд за острым инструментом, в общем, в этот момент семейная жизнь для него ощущается тупым, бессмысленным адом, продолжать который дальше нет смысла. Но вдруг отца посещает мысль - : «А ведь если бы я не напоролся на эти ножницы – то на них напоролся бы мой ребёнок!». Родитель вдруг обретает глубокий смысл той неурядицы, которая с ним приключилась. Он всё ещё продолжает испытывать всё те же отрицательные эмоции, которые испытывал до осмысления ситуации, но в нём появляется некая духовная сила, которой вполне достаточно для того, чтобы сказать : «Хорошо, что это я напоролся на ножницы, а не мой малыш.!» И после этой мысли на глубинном уровне отец начинает ощущать весь глубокий смысл семейной жизни, как островка любви, заботы и взаимоподдержки. На этом простом примере мы видим, что глубинное осмысление страданий не уменьшает их, но даёт импульс духовной силы, которая позволяет преодолевать тяготы и невзгоды, и не только преодолевать, но и, зачастую, не обращать на них внимание.
Именно Божественным осмыслением человеческого страдания и отличается от нас Сын Божий. Именно осознание глубинного смысла в своём крестном пути и давало Иисусу нечеловеческую духовную силу, которая воскрешала людей из мёртвых и давала прозрение слепым. Именно это и должны сделать мы, грешные и смертные, чтобы приблизиться к идеалу Богочеловека.
Какой же Божественный смысл заключается в человеческом страдании? Ответ прост – человеческий мир находится в грехе. Все события в нём оцениваются грешными людьми абсолютно противоположно тому, как они должны оцениваться в Царстве Господа. Поэтому любое проявление силы Господа в грешном мире трактуется грешниками как страдание. Хотя любое проявление силы Господа в любой момент своего существования является спасением для грешников, или , в терминологии Библии, искуплением.
Следовательно, смысл любого страдания человека – это спасение и искупление. И Иисус как никто другой знал это.И это осознание давало ему, как никому другому, нечеловеческую духовную мощь. Ежедневно кровоточа мыслью о том, что его в конце концов убьют те же самые люди, которых он пришёл спасти, Иисус платил искупление за нас. Ежедневно подвергаясь остракизму от саддукеев и фарисеев, Иисус платил искупление за нас. Ежедневно отдавая свою любовь и заботу своим ученикам и зная, что они все его предадут , Иисус платил искупление за нас.
Стремясь донести до последователей точку зрения Господа на страдания, Иисус открыл людям жемчужину Нагорной проповеди. Но как далеко было их понимание глубочайшего Божественного промысла! Да и вы, уважаемый читатель, я уверен, когда слышите утверждение «блаженны плачущие» или «блаженны вы когда будут поносить вас и гнать…», мысленно крутите пальцем у виска. Если вы христианин, то думаете, что в этом месте Спаситель просто хватил «лишку». Как может быть плачущий блаженным? Если вы не верите в Иисуса, вы просто думаете, что это полная чушь. Грешный человек просто не осознаёт Божественной мудрости или настроен враждебно к ней. Но Иисус после заповедей блаженства неожиданно переходит к совсем уж экстремальным вещам! Как вам читатель такое выражение – «Горе вам, богатые» или «Горе вам, смеющиеся ныне»? Не вызывает ли это у вас уже не недоумение, а чувство внутреннего протеста! Ну и дальше идёт уж совсем беспредел – «Не заботьтесь о завтрашнем дне», «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас»
«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Если бы это было написано не в Библии, а было просто сказано вам прохожим на улице, то вы бы просто пожелали бы ему проснуться в психушке и санитара с уколом от белой горячки. Разве я не прав? Не чувствуете ли вы , уважаемый читатель, закипающего негодования, когда я вам говорю – не заботьтесь о том, что вам завтра есть? Это непонимание Иисуса доходящее до негодования и есть реакция грешного человека на проявление божьей силы.
Любой вид страдания в этом мире есть проявление Божьего Провидения, который при его осмыслении даёт человеку мощную духовную силу и позволяет его преодолеть с пользой и для человека и для Господа. Неправильно осмысленное страдание или неосмысленное вообще либо оставляет человека на прежнем уровне, либо отдаляет его от Господа. Например у человека появляется ощущение бессмысленности бытия или , ещё хуже, озлобления на Господа.
Христианство – это не уход от страдания, а его Божественное осмысление. Воистину «блаженны плачущие,ибо они утешатся», как бы парадоксально это бы не казалось.

Бубнов Василий специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру