Бубнов Василий Анатольевич. Переводчик. Женат, двое детей. г. Новосибирск.40 лет. Хобби - программирование.
Не будет преувеличением утверждение того, что к Иисусу человека приводит страдание. На самом деле, трудно себе представить человека, который будучи счастливым и умиротворённым, вдруг начинает задумываться о Боге. Мы приходим к религии лишь тогда, когда наше тело начинает испытывать дискомфорт, либо когда наша душа несчастна и испытывает неудовлетворение.
Также не будет преувеличением утверждение того, что человек, однажды приблизившийся к Господу, постепенно отходит от него по причине всё того же страдания. Вернее сказать потому, что при обращении к Богу величина дискомфорта, внутреннего и внешнего, не уменьшается, но иногда становится ещё больше.
По сути дела дела страдание играет ключевую роль как при обращении к религии, так и при отходе от неё. Поэтому отношение человека к тяготам внутренним и внешним особенно важно при духовном росте.
В Библии довольно часто говорится о страдании и имеется множество точек зрения на этот феномен. Человек, неискушённый в религиозной философии , при чтении её может колебаться между двумя крайними точками зрения на отношение к страданию. Начиная от крайнего гедонизма и кончая таким же крайним аскетизмом. Поэтому для более точного определения отношения Господа к тяготам, неурядицам и невзгодам, необходимо от рассмотрения высказываний и мыслей библейских персонажей перейти непосредственно к рассмотрению того, что они делали. Ведь, как известно, человек может много говорить, но только то , что он делает, и есть его настоящая внутренняя природа.
Возьмём , например, Спасителя. 33 года он жил человеческой жизнью. Он радовался, плакал, работал, уставал, с удовольствием ел, голодал, замерзал, когда было холодно, и чувствовал себя комфортно, когда было тепло. Он испытывал обычную гамму человеческих эмоций, начиная от блаженства и кончая глубоким отчаянием.Этот пример говорит нам о том, что жизнь человека , который хочет приблизиться к идеалу совершенства, каким был Иисус, должна быть наполнена обычными человеческими эмоциями. Более того, чтобы достичь идеала, необязательно создавать для этого искусственные условия. Например уходить в монастырь или заниматься медитацией. Либо намеренно создавать себе условия облегчения своих страданий (уход в отшельничество, снятие с себя обязательств перед обществом), либо специально усиливать ощущения страдания (аскетизм, самоистязания). Иисус жил обычной жизнью плотника, впоследствии плавно перетёкшей в жизнь бродячего проповедника. Жизнь безгрешного Сына Господа была насыщена абсолютно человеческими проблемами и в этом он был на 100% схож с нами. В чём же было отличие от нас?
Отличие было в том, что переживая обычные и всем знакомые до боли (каламбур!) земные тяготы и лишения, Христос имел абсолютно отличающееся от нас, неземное отношение к страданию. Представьте себе, что вам предложили добровольно выполнить некую работу, результатом которой неизменно должно быть ваше убийство, да не просто убийство, а жестокая и глубоко унизительная казнь по инициативе тех, для кого вы делали эту работу. Какие бы вы испытывали эмоции и какое бы было ваше отношение к такому предложению? Для вас этот вопрос риторический. Но Иисус, испытывая весь спектр тривиальнейших человеческих эмоций, чувствовал то же самое , что и вы! Он знал свою миссию и наверняка, он ежедневно ощущал приступы глубокого отчаяния по этому поводу. И я уверен, что не только в Гефсиманском саду Спаситель в кровавом поту молил Отца : «Пусть минет меня чаша сия…», но каждый день у него на душе кровоточил этот вопрос . Но Иисус имел глубокое Божественное осознание смысла своих внутренних и внешних тягот и невзгод, и именно это давало ему нечеловеческую духовную и физическую силу для выполнения своей нечеловеческой миссии. Поэтому для тех, кто хочет достичь идеала совершенства, необходимы две вещи – не избегать страдания и осмыслить страдание. Именно в осмыслении боли и тягот жизни и состоит духовный рост человека. И христианство является религией нахождения Божественного смысла в человеческом страдании .
Итак я утверждаю, что Христос испытывал точно такие же эмоции, как и любой человек, но вот его отношение к ним было абсолютно другое, нечеловеческое и Божественное. И именно это отличало его от нас. Для иллюстрации этого отличия приведу следующий пример. Отец полуторогодовалого ребёнка проверяет на сухость сапожки своего чада перед прогулкой. Он засовывает ладонь в один сапожок – там сухо. Он засовывает ладонь во второй сапог – и вдруг резкая боль обжигает руку. Папа отдёргивает руку и видит на ней прокол и капельки крови. Заглядывает в сапог – а там остриём вверх лежат ножницы, которые несмышлёное чадо тайком стянуло со стола и спрятало свою находку в самое укромное место, в свой сапог. Первые пять минут после инциндента родитель испытывает весь спектр отрицательных эмоций, включающий в себя физическую боль, злость на ребёнка, раздражение на жену за непригляд за острым инструментом, в общем, в этот момент семейная жизнь для него ощущается тупым, бессмысленным адом, продолжать который дальше нет смысла. Но вдруг отца посещает мысль - : «А ведь если бы я не напоролся на эти ножницы – то на них напоролся бы мой ребёнок!». Родитель вдруг обретает глубокий смысл той неурядицы, которая с ним приключилась. Он всё ещё продолжает испытывать всё те же отрицательные эмоции, которые испытывал до осмысления ситуации, но в нём появляется некая духовная сила, которой вполне достаточно для того, чтобы сказать : «Хорошо, что это я напоролся на ножницы, а не мой малыш.!» И после этой мысли на глубинном уровне отец начинает ощущать весь глубокий смысл семейной жизни, как островка любви, заботы и взаимоподдержки. На этом простом примере мы видим, что глубинное осмысление страданий не уменьшает их, но даёт импульс духовной силы, которая позволяет преодолевать тяготы и невзгоды, и не только преодолевать, но и, зачастую, не обращать на них внимание.
Именно Божественным осмыслением человеческого страдания и отличается от нас Сын Божий. Именно осознание глубинного смысла в своём крестном пути и давало Иисусу нечеловеческую духовную силу, которая воскрешала людей из мёртвых и давала прозрение слепым. Именно это и должны сделать мы, грешные и смертные, чтобы приблизиться к идеалу Богочеловека.
Какой же Божественный смысл заключается в человеческом страдании? Ответ прост – человеческий мир находится в грехе. Все события в нём оцениваются грешными людьми абсолютно противоположно тому, как они должны оцениваться в Царстве Господа. Поэтому любое проявление силы Господа в грешном мире трактуется грешниками как страдание. Хотя любое проявление силы Господа в любой момент своего существования является спасением для грешников, или , в терминологии Библии, искуплением.
Следовательно, смысл любого страдания человека – это спасение и искупление. И Иисус как никто другой знал это.И это осознание давало ему, как никому другому, нечеловеческую духовную мощь. Ежедневно кровоточа мыслью о том, что его в конце концов убьют те же самые люди, которых он пришёл спасти, Иисус платил искупление за нас. Ежедневно подвергаясь остракизму от саддукеев и фарисеев, Иисус платил искупление за нас. Ежедневно отдавая свою любовь и заботу своим ученикам и зная, что они все его предадут , Иисус платил искупление за нас.
Стремясь донести до последователей точку зрения Господа на страдания, Иисус открыл людям жемчужину Нагорной проповеди. Но как далеко было их понимание глубочайшего Божественного промысла! Да и вы, уважаемый читатель, я уверен, когда слышите утверждение «блаженны плачущие» или «блаженны вы когда будут поносить вас и гнать…», мысленно крутите пальцем у виска. Если вы христианин, то думаете, что в этом месте Спаситель просто хватил «лишку». Как может быть плачущий блаженным? Если вы не верите в Иисуса, вы просто думаете, что это полная чушь. Грешный человек просто не осознаёт Божественной мудрости или настроен враждебно к ней. Но Иисус после заповедей блаженства неожиданно переходит к совсем уж экстремальным вещам! Как вам читатель такое выражение – «Горе вам, богатые» или «Горе вам, смеющиеся ныне»? Не вызывает ли это у вас уже не недоумение, а чувство внутреннего протеста! Ну и дальше идёт уж совсем беспредел – «Не заботьтесь о завтрашнем дне», «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас»
«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Если бы это было написано не в Библии, а было просто сказано вам прохожим на улице, то вы бы просто пожелали бы ему проснуться в психушке и санитара с уколом от белой горячки. Разве я не прав? Не чувствуете ли вы , уважаемый читатель, закипающего негодования, когда я вам говорю – не заботьтесь о том, что вам завтра есть? Это непонимание Иисуса доходящее до негодования и есть реакция грешного человека на проявление божьей силы.
Любой вид страдания в этом мире есть проявление Божьего Провидения, который при его осмыслении даёт человеку мощную духовную силу и позволяет его преодолеть с пользой и для человека и для Господа. Неправильно осмысленное страдание или неосмысленное вообще либо оставляет человека на прежнем уровне, либо отдаляет его от Господа. Например у человека появляется ощущение бессмысленности бытия или , ещё хуже, озлобления на Господа.
Христианство – это не уход от страдания, а его Божественное осмысление. Воистину «блаженны плачущие,ибо они утешатся», как бы парадоксально это бы не казалось.
Бубнов Василий специально для www.protestant.ru