Главная>Новости>Аналитика>Эрнест Хан: "Ислам и христианство: некоторые сходства и различия"

Эрнест Хан: "Ислам и христианство: некоторые сходства и различия"

Эрнест Хан: "Ислам и христианство: некоторые сходства и различия"
Христианство с точки зрения ислама и ислам с точнки зрения христианства.
14.09.2009

Эрнест Хан - христианский миссионер, который служил среди мусульман в Индии с 1952-го по 1978 годы. Взято из книги "Ответ мусульманам"

В Коране постоянно подчёркивается то, как Мухаммед связывал своё откровение со всеми предшествующими библейскими глашатаями и их словом. По исламу, Мухаммед - это человек, который ведёт и увещевает народ. В этом смысле он схож с Моисеем, Иисусом и другими глашатаями Слова Божьего. Он провозглашает, в принципе, те же самые истины, которые провозглашали его предшественники. Поэтому мусульмане воспринимают ислам как продолжение или конечное звено иудаизма и христианства, по крайней мере, в его изначальной, нетронутой форме.

Мусульмане "либерального толка", как правило, делают акцент на сходстве ислама и христианства и сглаживают их различия. Как мусульмане, так и христиане верят в Бога и служат ближнему, скажет вам ваш мусульманский сосед. Единственное различие в том, что мусульмане почитают Иисуса пророком, а христиане - Сыном Божиим, и для вашего соседа, судя по всему, это не будет большим различием:
"Ты найдёшь, что наиболее ревностные из людей - враги тем, кто почитает себя иудеями и идолопоклонниками. Ты найдешь, что наиболее близкие из них питают уважение к тем, кто называет себя: Се! мы христиане. Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не горды" (82).
Другие мусульмане склонны выделять другое место из Корана:
"О верные! Не дружитесь с иудеями и христианами. Они - друзья между собой. Тот из вас, кто дружится с ними - один из них. Се, Аллах не ведёт заблудший народ" (51).
В чем же причина столь вопиющего противоречия? Ответ, несомненно, связан с противоречием между представлениями Корана о роли Иисуса и христианской верой в Иисуса-Мессию и Сына Божия.
Мусульмане понимают ислам как продолжение религии Моисея и Иисуса. В то же самое время мусульмане рассматривают ислам как коррективу современного иудаизма и христианства (которые в ходе истории были искажены), а также как кульминацию всех подлинных религий, исповедующих единого Бога и отвергающих идолопоклонство.
С точки зрения ислама
Иисус, Сын Божий и Троица
Религия ислама, по сути дела, - это откровение против идолопоклонства. Коран ясно отмечает, что арабы, жившие во время Мухаммеда, признавали верховенство Аллаха как Творца и Господа. Однако Коран осуждал их сопутствующую веру в других, менее могущественных богов, которым они поклонялись и почитали помощниками, сынами и дочерьми Аллаха. В ответ на это Коран не раз повторяет: "Нет иного Бога, кроме Него!".
Помимо этого, Коран также осуждает отрицание арабами-язычниками воскресения мёртвых и последнего суда. Суры 75 и 82 Корана снова и снова повторяют свой вердикт, утверждая реальность Воскресения и Суда.
Согласно Корану, Иисус ясно учил тому, что Он - лишь раб Божий и Его посланник. Но более поздние последователи (как утверждает Коран) извратили истину об Иисусе.
"Иудеи говорят: Ездра - сын Аллаха, а христиане говорят: Мессия - сын Аллаха. Это то, что произносят их уста. Они подражают словам неверных предков. Сам Аллах будет сражаться с ними. Как же они исказили истину!
В качестве Господа они приняли, помимо Аллаха, своих раввинов, монахов и Мессию, сына Марии, когда им было заповедано поклоняться единому Богу. Нет Бога, кроме Него. Да будет Он прославлен через всё то, что они приписывают (Ему) отчасти (30-31)".
Ссылаясь, судя по всему, на христианскую доктрину Троицы, Коран в частности гласит:
"И когда сказал Аллах: ``О Иисус, сын Марии! Ты сказал людям: `примите меня и мою мать за других богов, кроме Аллаха?` `` Иисус сказал: ``Будь прославлен! Не мне произносить то, на что я не имею права. Если я говорил так, то Ты бы знал. Ты знаешь все мои помышления, и я знаю все Твои мысли. Се! Ты, только Ты знаешь неведомое и сокрытое``" (116).
"Те неверные, кто говорят: Се! Аллах - лишь третий из трёх. Но нет Бога, кроме Единого Бога. Если они не воздержатся от таких слов, то сильная кара постигнет тех, кто не верует" (73).
Смерть Иисуса
Коран (33) явственно говорит о смерти Иисуса. Другие суры (55, 117) лишь упоминают о ней вскользь. Вместе с тем, вот как звучит ещё одно место:
"Так как они (иудеи) говорят: ``Мы убили Мессию, Иисуса сына Марии, посланника Аллаха``, они не убили его и не распяли, им лишь так показалось. И се! Те, кто не согласен с этим, пребывают в сомнениях, они не имеют знания об этом, кроме одних догадок. Они убили его не до конца. Но Аллах взял его к Себе, Аллах бесконечно могущественный и мудрый" (157-58).
Практически все мусульмане полагают, что эта сура свидетельствует о том, что Христос не умер на кресте. Разве Бог, всемогущий Господь, позволил бы Своему возлюбленному пророку и посланнику Иисусу умереть позорной крестной смертью? Для мусульман, как правило, достаточно этой суры для того, чтобы отвергнуть то, что с позиции Библии представляет дело "первостепенной важности": "...что Христос умер за наши грехи по Писанию" (1Кор. 3).
Достоверность Библии
Для многих мусульман, то, что Библия делает акцент на сыновстве Иисуса и Его смерти на кресте, подтверждает их убеждение в том, что христиане исказили Injil (Новый Завет). Изначально Новый Завет, с их точки зрения, был, несомненно, чистым, неискажённым словом Божьим, однако христиане в ходе истории внесли в него изменения. По этой причине, как считают мусульмане, современная Библия недостоверна. Многие мусульмане считают, что всё истинно ценное в первоначальном Injil сохранилось в Коране, последнем и совершенном откровении. Какую ценность представляет собой "Форд" модели T, если ты являешься владельцем последнего Ролз Ройса, рассуждает мусульманин.
Христиане выдумали доктрины о сыновстве Иисуса, Троице и жертвенной смерти. Эти доктрины не содержатся в оригинале пророчеств Иисуса. Кем был Иисус, что Он говорил, и что делал верно преподано в Коране. Таким образом, мусульмане ставят Иисуса из Корана в противовес Иисусу из Библии. (См. Рукопись Da`wah для проповедников ислама (Монреаль: исламские круги Северной Америки, 1989), стр. 40-45.)
Как утверждают мусульмане, откровение Мухаммеда является не только продолжением древних пророческих религий, но и поправкой к ним. Ислам возвращает религиям ту истину, которую они утратили в ходе истории.
Кроме того, как последнее откровение Бога, ислам является венцом всех религий, совершенной религией для всех народов. "В сей день Я усовершил твою религию и завершил Свою милость к тебе, и избрал для тебя религию - аль-ислам (посвящение) (3)".
Для мусульман всё это является подтверждением значимости ислама как постхристианской религии, самой новой из всех мировых религий. "Разве не странно, - спросят мусульмане, - что иудеи отказываются признать Иисуса Мессией, а Injil Словом Божьим?" С позиции мусульман в равной мере странно и то, что христиане отказываются признать Мухаммеда и Коран, повторяя тем самым ошибку иудеев.
Таким образом, для мусульман Иисус - лишь раб Божий, один из пророков и апостол. Согласно Корану, он даже предрекал пришествие Мухаммеда (6). Тем самым, Иисус, в сущности, подтвердил основополагающий постулат ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его".

С христианской точки зрения
Только что мы рассмотрели основной и наиболее распространённый взгляд мусульман на взаимосвязь ислама и христианства. Какова же христианская точка зрения на этот вопрос? В самом деле, этот вопрос заботит не только тех, кто уже долгое время являются христианами, но и обратившихся в христианство мусульман, а также, отчасти, и самих мусульман. Всё это поднимает следующие вопросы:
- От Бога ли ислам? Пророк ли Мухаммед, и является ли Коран Словом Божьим? Спасает ли Бог мусульман через ислам?
- Возможно, ислам от сатаны, в нём нет истины. Это коварная ложь, и проблески истины лишь на время уводят нас от истинной тьмы. Все ли мусульмане обречены на вечные муки?
- Возможно, истина где-то посередине? Является ли ислам смесью истины и заблуждения, которые должны достигнуть своего воплощения в Иисусе, библейском Мессии?
- Иными словами, видят ли христиане какую-либо ценность в исламе?
Свидетельство мусульманина, обратившегося в христианство: "Я чувствовал, что Коран естественным образом ведёт меня к более древним Писаниям. В Библии я обнаружил то, что стало, по крайней мере для меня, воплощением следующей суры Корана: ``Это Тот, Кто посылает ясные откровения своему рабу, дабы Он вывел вас из тьмы в свет. Се! Аллах полон сострадания и милости к вам``" (9). (Ибрагим О. Дешмук, "Поиск истины" (Пун, Индия: Издательство Шалем, 1988), стр. 41.)
В действительности, христианин, который хоть немного знаком с исламом увидит очень много сходства и общих черт между двумя религиями: единый Бог; неприятие идолопоклонства; Бог, открывающийся человеку через пророков и Писание; откровение нравственного закона; заповедь соблюдать все Его повеления и каяться, когда эти заповеди нарушаются. Также христиане могут подумать о том, с какой лёгкостью мусульмане согласятся с описанием Бога, данным Павлом в Афинах: Бог есть Господь неба и земли, Создатель, держащий всё словом истины, владыка над всем миром и справедливый судия. Некоторые мусульмане согласятся даже с тем, что "мы Его и род" (Деян. 16-29).
Вместе с тем существует глубокая пропасть между христианским и мусульманским взглядами на обе эти религии, связанная с пониманием личности и жертвы Иисуса Мессии. Для мусульман Иисус важен лишь как один из избранных посланников Бога. Как мы видели, все мусульмане верят, что Он был только пророком и глашатаем ислама. Отсюда следует, что Его значимость относительна, поскольку ни его личность, ни миссия ничем не отличаются от других посланников и их откровений. Иными словами, Иисус влияет на теологию ислама не больше, чем любой другой посланник Бога. Однако для христиан исламское отрицание новозаветного представления об Иисусе совершенно неприемлемо, поскольку отвергает уникальность Его Личности, а также цель Его жизни, смерти и воскресения.
Личность Иисуса
Некоторые христиане, обращённые из ислама, рассматривают отдельные проблематичные заявления об Иисусе в Коране как открытое приглашение вернуться к Книге Иисуса и непредвзято рассмотреть её идеи. Вместе с тем всё, что записано в Коране об Иисусе, несравнимо с библейскими описаниями Христа. Вот Его собственные слова:
"Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Матф. 27).
Немногие библейские отрывки столь ярко иллюстрируют уникальность личности и миссии Иисуса и Его единство с Отцом. Эта уникальная связь категорически отвергается мусульманами, как в отношении Христа, так и любого другого человека. Очевидно, что Коран, отвергая сыновство Иисуса, вместе с тем, ничего не упоминает относительно новозаветного представления о Боге Отце и Его Сыне Иисусе. Однако мусульмане решительно и бесповоротно отвергают идею о том, что Бог мог воплотиться и стать человеком. По этой причине они не приемлют Иисуса как Эммануила, Бога, присутствующего среди нас на земле в Иисусе Мессии. Подобным же образом мусульмане отвергают христианскую доктрину о Троице (хотя Коран вообще не затрагивает эту тему).
Смерть Иисуса на кресте
Что бы ни говорилось в Коране об Иисусе, большинство мусульман не верят, что Иисус был распят, и что Он принял смерть на кресте. Однако слова Павла звучат совсем иначе: "Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию" (1Кор. 3-4).
Факт крестной смерти Иисуса покоится на незыблемых исторических свидетельствах. Однако для христиан важность этого факта превосходит чисто исторические события двухтысячелетней давности. Для нас крест символизирует Его полное смирение ("ислам") перед волей Его небесного Отца, волей на Его смерть и на Его жизнь. Он является кульминацией Его земной жизни как Бога Мессии, всё это совпадает с ветхозаветными пророчествами о Нём, так же как и с Его собственными словами о грядущей смерти, это подтверждает и делает подлинным Его учение о жертвенном служении. Для христиан смерть Иисуса на кресте - это Божий выкуп за наш грех, избавление от смерти, власти сатаны, проклятия и позора. Всё это демонстрирует святость и любовь Божью. Именно крест открывает нам форму и сущность Божьей любви, и так мы познаём, что Бог есть любовь, ибо "никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Матф. 27).
Спасение
Вышеизложенные различия главным образом влияют на то, как понимается спасение. Согласно Библии, Закон Божий всегда благ, он требует справедливости и воздаёт справедливо. Но при этом он требует полного послушания как условия взаимоотношений с Богом. Однако, за исключением одного Иисуса, никто не исполнил этих требований. Все мы - грешники.
Чёрный мусульманин, ведущий молитву, однажды заявил своим семинаристам: "Я был христианином, но христианство - это религия благотворительная: Иисус заплатил за всё. Чёрным это не нужно. Они должны всё это заслужить!" Действительно, большинство мусульман согласятся с тем, что ислам не даёт уверенности в спасении. Если бы только мусульмане научились исповедовать вместе с христианами, что, в конечном итоге, "мы все нищие пред Богом".
Кроме того, каким бы благим ни был Закон, он бессилен восстановить правильные отношения человека с Богом. Вот почему Бог вошёл в этот мир во плоти Иисуса: чтобы примирить с Собой мир. "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 8). Только крест Христов берёт на себя всю меру нашего беззакония, Божий гнев и последствия греха - наказание и смерть. И только крест даёт нам вместо этого Божьи милость, прощение и любовь.
В соответствии с Кораном, жертва Иисуса была ненужной и даже несправедливой, ибо каждый должен нести своё бремя. И хотя люди немощны, они, в сущности, добры. Они только нуждаются в Божьем водительстве, чтобы Бог показал им во что верить, и что делать, ибо они имеют полную возможность выполнить Божьи заповеди. Таким образом, с позиции ислама, точка встречи человека с Богом - это закон. Действительно, Коран говорит о Божьей благости, прощении, Его обетовании спасения и о благодати. Однако получение всего этого всегда зависит от выполнения заповедей (конечно, если, как верят большинство мусульман, Бог не желает обратного). Мусульманское спасение всегда изображается как некое событие в будущем, избежание ада и вход в райский сад, и что особенно важно и составляет главное отличие от христианства - спасение является заслуженной наградой человека, придерживавшегося правильных верований и совершавшего добрые дела. Никто не должен нести за человека его бремя - только он сам. В своей книге с простым названием "Ислам" Измаил Фаруки также прямо комментирует христианскую доктрину греха и спасения:
"Поэтому в исламском мировоззрении человек не более греховен, чем спасён. Поскольку человек не греховен, то он не нуждается в спасителе. Но поскольку он и не спасён, то ему нужны добрые дела, которые следует выполнять в соответствии с этикой, и только это принесёт ему желанное спасение... Спасти себя своими добрыми делами - это его дело чести и славы".
Ахмад, наш гость, рассказал нам о молодой канадской девушке, которая спросила его: "Вы спасены?" Он ответил: "Не так как ты думаешь, но полагаю, что да". Он добавил, что его тронула её забота.
Сравните всё это с опытом одного нашего друга, рождённого в мусульманской семье в северной Африке, который в настоящее время является профессором теологии в одной из христианских семинарий Канады. Он отмечает, как ревностно он жил по-мусульмански, будучи подростком, когда начал изучать христианство, желая узнать ещё об одной крупнейшей мировой религии. В конечном итоге он понял, что ему необходимо непредвзято оценить обе религии, для того чтобы сделать осмысленный выбор. Он заключает:
"В конце 1967-го я окончательно понял, что только Евангелие предлагает настоящую надежду, и во Христе я обрёл личный мир и общение с Богом. В Нём я приобрёл Бога, который по причине Своей любви ко всем людям стал человеком и взял на Себя наказание за мой грех. В исламе действительно много хорошего и похвального, однако я вижу проблемы и коренные несоответствия с благовестием Иисуса Христа. Я приглашаю своих мусульманских друзей к честному и открытому анализу. Я верю, что многие поймут, как это было благодатью Божьей даровано мне, что Христос - это единственный путь. (Л.Л. Тарр и А. Дорш, "В поисках понимания", Вера сегодня, сентябрь-октябрь 1991.)
По этой причине, будучи фактически отрицанием Евангелия, ислам не может являться продолжением, исправлением и кульминацией христианства. Согласно канонам самого христианства, Новый Завет (Injil) провозглашает благую весть в Иисусе Христе, через Которого Бог понёс наши грехи, через Которого он нас прощает и освобождает от бремени закона. В понимании Библии смирение (ислам) перед Законом с целью приобрести спасение не является ни продолжением, ни исправлением, ни кульминацией Божьей благодати, дарованной в Личности Мессии. Напротив, это аннулирование, отрицание этой благодати. Только Иисус Христос есть путь и истина и жизнь (Иоан. 6). Божье спасение не приходит ни через кого другого (Деян. 12).
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 8-10).
Христиане, возрождённые Духом Божьим, совершают добрые дела именно потому, что они спасены, а не для того, чтобы спастись.
Мы уже отмечали, что в некотором смысле, существует явное родство между исламом и христианством, что зачастую отражается в личностях, событиях, словоупотреблении и даже теологических концепциях и обрядах обеих религий. Однако в понимании спасения они разнятся коренным образом. Понять это коренное различие значит лучше осознать задачу распространения Евангелия среди мусульман и то, насколько остро она стоит. Это значит также осознать необходимость покаяния за то, что мы не делали этого в прошлом. Как часто заинтересованные христиане спрашивают, что произошло бы, если бы у Мухаммеда была Библия на арабском! Однако не существовало арабской Библии, и никто не мог ею с ним поделиться. Сегодня такие переводы есть, а также переводы Библии на все основные языки мусульман. В следующей главе мы отметим, насколько важную роль играет Библия в христианском свидетельстве среди мусульман.
 

Источник: luk-konstantin.livejournal.com

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру