Главная>Новости>Аналитика>О методике учительских собраний

О методике учительских собраний

О методике учительских собраний
Роман Гейкер - пастор церкви Адвентистов Седьмого Дня
29.09.2009

Решили мы несколько модернизировать наши собрания учителей СШ. Попытаюсь я сформулировать свои соображения по этому поводу, может кому и пригодится.

Хорошее учительское собрание отличает системность. В любой момент мы (или, по крайней мере, ведущий) должны быть в состоянии ответить: о чем мы сейчас размышляем, почему именно об этом и к чему это должно привести. Т.е. сам ход собрания должен быть четко структурирован. Я бы обозначил эту структуру следующим образом:

1) обзор материала – 40-45 мин
Обсуждение содержания библейского открывка (особенно если уроки текстуальные, как в предстоящем квартале) и обсуждение материалов урочника. Для последнего нужно ясно обозначить сбор идей по разделам каждого дня, а потом вылавливать и формулировать идеи из потока общего обсуждения (это требует определенного навыка рефлексии, т.е. быть одновременно и участником дискуссии и, отдаляясь, наблюдать за ней со стороны). Все это поможет осознать, какой строительный материал есть у нас в наличии. Каковы границы наших размышлений. Прочувствовать наиболее продуктивные с точки зрения дискуссионности области напряжения. Обсуждение должно проходить динамично – спешным маршем. Главное не увязнуть в деталях и не отвлекаться на посторонние вопросы.

2) Формулирование центральной идеи, нужд членов церкви и цели урока – 20 мин

Для тех, кто не читал (или подзабыл) книгу Беца «Методы обучения в СШ для взрослых», поясню.

Центральная идея – стержень, хребет вокруг которого мы формируем собранный в предыдущей фазе «строительный материал». Она становится фильтром, разделяющим наш материал на «нужное» и «ненужное», точнее на то, что пригодится и на то, что можно отложить. Формирование нужд – очень важный этап. Именно он определит актуальность урока и во многом интерес к нему. Для их формирования достаточно задать вопрос: какие реальные проблемы, разномыслия, болезненные точки затрагивает собранный нами материал.

Нужды – это тоже фильтр, позволяющий избавиться от повторения прописных истин. К примеру, вопрос доказательства историчности Иисуса может быть очень интересен с исследовательской точки зрения, но т.к. в классе нет людей, сомневающихся в этом, то можно эту тему вообще опустить, чтобы осталось больше времени для действительно важных для членов класса вопросов. Как грубовато говорил один преподаватель: «чесать нужно там, где чешется».

Цель урока. Под целью подразумевается личные цели учителя: чего он хотел бы достичь. Например, разъяснить вопрос о христианском совершенстве. Или побудить к ежедневной ходатайственной молитве. Или обозначить библейскую позицию в соблюдении субботы, призывая к верности Богу. Если учитель не определит для себя личные цели, у него не будет критериев для оценки проведенного урока.

3) Составление плана урока – 30 мин.

Этот раздел можно поделить на две фазы: разделы урока и вопросы к каждому разделу.

Определиться с количеством разделов. В урочнике их пять. Желательно сократить до трех. Вполне нормально если будут сформулированы разделы вообще не привязанные к разделам урочника. Например, если урок посвященной одной главе библейского текста, то разделы могут определяться структурой этой главы.

Далее, к каждому разделу нужны интересные вопросы. Зачастую учителя полагаются только на вопросы урочника, но далеко не всегда там можно найти удачный, подходящий к нуждам класса вопрос. Формулировать их самостоятельно – это подчас нелегкий, даже мучительный умственный процесс (нам всем очень сложно заставить себя думать). Но вопрос рожденный в ходе дискуссии на учительском обычно гораздо более продуктивен, чем однотипные и предсказуемые вопросы урочника. Хотя это стоит труда, но он окупится сторицей.

Для ведущего собрание самое важное – разжечь и поддерживать огонь плодотворной дискуссии. А с другой стороны, не менее важно - не отклоняться от курса обсуждения, проводя учителей по всем пунктам в заданное время. Не отклоняться на посторонние вопросы. Жестко держать вожжи дискуссии, балансируя между вниманием к каждому мнению и необходимостью формировать общее мнение. И третье – следить за временем: полтора часа – это крайняя точка продолжительности, оптимально 1ч15-1ч20м. Все хорошее – хорошо в меру.

Источник: Роман Гейкер

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру