Решили мы несколько модернизировать наши собрания учителей СШ. Попытаюсь я сформулировать свои соображения по этому поводу, может кому и пригодится.
Хорошее учительское собрание отличает системность. В любой момент мы (или, по крайней мере, ведущий) должны быть в состоянии ответить: о чем мы сейчас размышляем, почему именно об этом и к чему это должно привести. Т.е. сам ход собрания должен быть четко структурирован. Я бы обозначил эту структуру следующим образом:
1) обзор материала – 40-45 мин
Обсуждение содержания библейского открывка (особенно если уроки текстуальные, как в предстоящем квартале) и обсуждение материалов урочника. Для последнего нужно ясно обозначить сбор идей по разделам каждого дня, а потом вылавливать и формулировать идеи из потока общего обсуждения (это требует определенного навыка рефлексии, т.е. быть одновременно и участником дискуссии и, отдаляясь, наблюдать за ней со стороны). Все это поможет осознать, какой строительный материал есть у нас в наличии. Каковы границы наших размышлений. Прочувствовать наиболее продуктивные с точки зрения дискуссионности области напряжения. Обсуждение должно проходить динамично – спешным маршем. Главное не увязнуть в деталях и не отвлекаться на посторонние вопросы.
2) Формулирование центральной идеи, нужд членов церкви и цели урока – 20 мин
Для тех, кто не читал (или подзабыл) книгу Беца «Методы обучения в СШ для взрослых», поясню.
Центральная идея – стержень, хребет вокруг которого мы формируем собранный в предыдущей фазе «строительный материал». Она становится фильтром, разделяющим наш материал на «нужное» и «ненужное», точнее на то, что пригодится и на то, что можно отложить. Формирование нужд – очень важный этап. Именно он определит актуальность урока и во многом интерес к нему. Для их формирования достаточно задать вопрос: какие реальные проблемы, разномыслия, болезненные точки затрагивает собранный нами материал.
Нужды – это тоже фильтр, позволяющий избавиться от повторения прописных истин. К примеру, вопрос доказательства историчности Иисуса может быть очень интересен с исследовательской точки зрения, но т.к. в классе нет людей, сомневающихся в этом, то можно эту тему вообще опустить, чтобы осталось больше времени для действительно важных для членов класса вопросов. Как грубовато говорил один преподаватель: «чесать нужно там, где чешется».
Цель урока. Под целью подразумевается личные цели учителя: чего он хотел бы достичь. Например, разъяснить вопрос о христианском совершенстве. Или побудить к ежедневной ходатайственной молитве. Или обозначить библейскую позицию в соблюдении субботы, призывая к верности Богу. Если учитель не определит для себя личные цели, у него не будет критериев для оценки проведенного урока.
3) Составление плана урока – 30 мин.
Этот раздел можно поделить на две фазы: разделы урока и вопросы к каждому разделу.
Определиться с количеством разделов. В урочнике их пять. Желательно сократить до трех. Вполне нормально если будут сформулированы разделы вообще не привязанные к разделам урочника. Например, если урок посвященной одной главе библейского текста, то разделы могут определяться структурой этой главы.
Далее, к каждому разделу нужны интересные вопросы. Зачастую учителя полагаются только на вопросы урочника, но далеко не всегда там можно найти удачный, подходящий к нуждам класса вопрос. Формулировать их самостоятельно – это подчас нелегкий, даже мучительный умственный процесс (нам всем очень сложно заставить себя думать). Но вопрос рожденный в ходе дискуссии на учительском обычно гораздо более продуктивен, чем однотипные и предсказуемые вопросы урочника. Хотя это стоит труда, но он окупится сторицей.
Для ведущего собрание самое важное – разжечь и поддерживать огонь плодотворной дискуссии. А с другой стороны, не менее важно - не отклоняться от курса обсуждения, проводя учителей по всем пунктам в заданное время. Не отклоняться на посторонние вопросы. Жестко держать вожжи дискуссии, балансируя между вниманием к каждому мнению и необходимостью формировать общее мнение. И третье – следить за временем: полтора часа – это крайняя точка продолжительности, оптимально 1ч15-1ч20м. Все хорошее – хорошо в меру.
Источник: Роман Гейкер
|
|
|
|
|