«Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (Ин 15:2). Звучит очень жестко. Означает ли это, что Богу не нужны те, кто не приносит результата? Например, если за прошедший год ты никого не привел в церковь, то ты - недостойный христианин, и место тебе в «обществе сухих ветвей»? С учетом присущего нам стремления «занижать собственные достижения» и думать о себе «похуже», перспектива для большинства не очень вдохновляющая (признаюсь, что я тоже предпочитаю переживать лучше о своей недостаточной плодоносности, нежели иметь дело с гордыней от своих «рекордов»). Но насколько вообще правомерен наш вывод, что здесь Господь говорит о своем неприятии «неудачников» в духовной жизни?
Во-первых, синодальный перевод здесь звучит предельно категорично. «Отсекает» - это эмоционально наполненное слово: резко, с размаха, с некоторой долей раздражения. Большинство других переводов используют более нейтральное и более «виноградное» слово – «обрезает». Т.е. акцент не на том, что виноградарь терпеть не может бесполезные ветви, а на необходимости жертвовать меньшим ради большего. Ведь от веток без завязей избавлялись, чтобы не растрачивались попусту силы лозы.
Во-вторых, греческий глагол «айро» - это не только «удалять, снимать», но и - «поднимать, подбирать, нести». Например, Мф 11:29 – "возьмите иго Мое на себя", Мк 2:11 – "возьми постель твою", Мк 11:23 – "скажет горе сей: поднимись" и т.д. Поэтому возможен и другой смысл слов Христа, или, по крайней мере, оттенок смысла. Всякую ветвь, не приносящую плода, Он поднимает, проявляет особую заботу, подобно садовнику, удобряющему бесплодную смоковницу.
В-третьих, об «отсечении» или незавидной участи «нечестивых» (очень мне не нравится этот традиционный термин, стараюсь находить ему синонимы во время евангельских тем) говорится ниже в Ин 15:6: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают». И здесь уже акцент не на суверенной воле виноградаря, а на выборе самой ветви. «Ты не захотел пребывать на лозе, а не Я не захотел видеть тебя в Царстве Божьем». Ветвь оказывается в огне не потому, что не понравилась садовнику, но потому, что стала совершенно сухой. И бояться нужно нам не ножниц виноградаря, а собственного сердца, уклоняющегося от «пребывания во Христе».
Поэтому тем, кто удручен незначительностью и «горькостью» своих плодов, стоит фокусироваться не на том, какой я бесплодный и ненужный, а на Виноградаре, Который прилагает такое количество усилий, чтобы даже я мог принести плод в Его сокровищницу.
Роман Гейкер специально для www.protestant.ru