— Правда ли, что Рабинович выиграл в лотерею тысячу рублей?
— Правда, только не тысячу, а десять тысяч, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл.
Из анекдота
"А вы, возлюбленные…, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией..." (Иуд.1:20,21).
"Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время в Духе и для этого бодрствуйте со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф.6:18).
Очень часто я слышал мнение о том, что молитва в Духе Святом (или Духом Святым), к которой призывает нас Писание в Иуд.1:20 или в Еф. 6:18, это молитва на иных языках (им кажется, что речь идет о том же, о чем Павел пишет в 14 главе 1 Коринфянам). Говорящие так всячески подчеркивают, что если ты не молишься на языках, то ни о какой духовной молитве в твоей жизни не может быть и речи.
Так ли это? Я не случайно вынес в эпиграф один из своих любимых анекдотов. Дело в том, что те, кто считает молитву Духом Святым говорением на непонятных языках, ошибаются трижды:
1. Говорение Духом Святым вовсе не обязательно подразумевает говорение на языках.
Говорение в Духе не обязательно связано с говорением на иных языках.
Греческое ἐν πνευμάτι (в Духе или Духом ) может означать и «при помощи Духа» и «в Духе». При этом Писание свидетельствует, что Давид преспокойно говорил в Духе на своем родном языке: "Ибо сам Давид сказал Духом Святым: "Сказал Господь Господу моему: "Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Мар.12:36).
Другой текст Священного Писания немного проясняет нам, что же имелось ввиду, когда употреблялось греческое выражение: ἐν πνευμάτι:
"В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: "Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мар.1:23,24).
Человек говорил, будучи в духе нечистом (или говорил духом нечистым). Слова «одержимый» в тексте нет. Хотя конечно человек тот был одержим бесом. Но по-гречески используется то же выражение ἐν πνευμάτι, только речь, конечно же, идет не о говорении в Духе Святом.
Конечно, есть большая разница между понятиями «говорить, будучи в Духе Святом» и «говорить, будучи в духе нечистом». Разница огромна, различно служение, различна судьба. Разница состоит и в том, что бес не церемонится и активно завоевывает себе место в человеке, постепенно подчиняя его себе всецело. А Дух Святой не игнорирует нашу волю, но человек подчиняется Духу доброхотно.
Так или иначе, когда о ком-то сказано, что он говорил в Духе Святом или Духом Святым, имеется ввиду не способ говорения, а состояние всего человека. Состояние подчинения Духу Святому. Это, если так можно выразиться, «добровольная одержимость Духом Святым», когда ты добровольно отдаешь себя Богу на служение.
2. В 14 главе 1 Коринфянам вообще не говорится о молитве в Духе Святом.
Молиться духом и молиться Духом Святым — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
В 14 главе 1 Коринфянам Павел использует явный творительный падеж (инструментальный) без предлога ἐν .
В этой главе говорится о молитве человеческим духом, которая может внешне выражаться в бормотании нечленораздельных звуков, а может и не выражаться. Павел упоминает о молитве духом, объясняя Коринфянам, что у них, на самом деле, не вполне правильное понимание дара иных языков. (Об этом как-нибудь напишем отдельный миф). Коринфяне заменили дар проповеди на незнакомом иностранном языке на молитву, во время которой человек молился лишь духом своим (т.е. был внутренне настроен на общение с Богом и общался с Ним без мыслей и слов). Они предпочитали этак «помолчать с Богом». Впрочем, слово «помолчать» тут не уместно, так как они отказывались только от мыслей, а язык их при этом работал, произнося непонятные слова. Павел их сильно за это ругает. И призывает включать во время молитвы свой ум, а слова использовать понятные. Впрочем мы отвлеклись…
То, что речь в этой главе идет именно о молитве человеческим духом ясно из слов Павла: «Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке (т.е. языком произнося непонятные слова. Прим. П.Б.), то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода" (1Кор.14:14). Павел ясно говорит, что молится не Дух Святой, а дух его, Павла.
3. Если же говорить именно о молитве Духом (или в Духе), это вообще не говорение на языках.
Это ясно хотя бы из того, что молитва в Духе заповедана всем, а на языках говорят не все.
Риторический вопрос Павла: «Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют?» (1Кор.12:30) — подразумевает только один ответ: нет!
Так что же значит молиться в Духе Святом или Духом Святым?
Ответ на этот вопрос дает нам Павел в Послании к римлянам: «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" (Рим.8:15).
По-гречески Павел пишет дословно: «в Котором взываем», т.е. речь идет о молитве в Духе (или Духом).
Молитва в Духе - это крик дитяти Божьего к своему небесному папочке. Этими словами Библия описывает самые теплые и самые тесные отношения с Богом. Молиться в Духе Святом — значит не смотреть на обстоятельства, не выпрашивать себе (как у Зощенко) «всяких льгот и милостей взамен истраченного двугривенного», но обнять в молитве Отца, прижаться к Нему и замереть от восторга и нахлынувших слез.
Я особенным образом прочувствовал это, когда мой единственный сын, будучи шестилетним мальчиком, находился в смертельной опасности. Гнойный гайморит был распознан врачами слишком поздно. Гной мог пойти в мозг. «Скорая» увезла Лешу в больницу почти без сознания. Его оперировали, причем без особой анестезии (почему-то применить ее было нельзя). Во время операции я молился и плакал в коридоре, слушая, как кричит от боли мой сын, и разрываясь сердцем от осознания собственного бессилия. Я ничем не мог ему помочь.
Когда наконец все закончилось, и я смог обнять моего мальчика, мы оба заплакали: он от боли и обиды, а я от того, что очень любил его. Он ни о чем не просил, ничего не объяснял, только рыдал… и сквозь рыдания повторял: «Папа! Папочка!»
Сколько мы так проплакали, я не помню… Время тогда остановилось…
… Я всегда очень дорожил подарками, которые дарят мне дети… Их неумелые поделки и рисунки очень дороги мне, как и любому отцу… Когда сын мой был совсем маленьким, он много раз обещал мне, что в старости будет меня кормить, купит мне машину и будет на ней катать…
…Но те минуты, когда мы плакали друг у друга на плече, дороже для меня любых подарков… Сын ничего не говорил мне… он просто нуждался в отце…
Поэтому, когда я читаю о молитве в Духе Святом, я не представляю себе огромные освещенные залы, где стоит гвалт и многотысячные толпы молятся, произнося невнятные звуки и падают навзничь… Я представляю себе маленькую комнату, где я стою на коленях и рыдаю от осознания своей греховности, а мой небесный Отец рыдает от жалости ко мне… Я ничего не объясняю и ни о чем не прошу, лишь сквозь рыдания повторяю: «Папа! Папочка!»
Мне кажется, что это и есть молитва Духом Святым!
Павел Бегичев специально для www.protestant.ru
|
|
|
|
|