Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам № 12

Разрушение мифов по четвергам № 12

Разрушение мифов по четвергам № 12
Миф об иных языках
22.10.2009

— Здравствуйте вам. На остров приехала немецкая делегация пионеров. Вы будете переводчиком…

— С превеликим удовольствием. Однако хочу вам напомнить, что в школе я, как вам известно, изучаю английский язык и по-немецки поэтому говорю не очень свободно. По-немецки я знаю всего три слова: дер Тыш (то есть стол), дер Штуль (то есть стул) и дер Бляйштифт (то есть карандаш).

— Ничего, этого вполне достаточно. Принимайте гостей. Вот…

— Дер Штуль? — спрашивает вдруг Валька.

— Дер Бляйштифт — отвечаю я и сам удивляюсь, как складно выходит. Ведь она спросила: "Слушайте, а вы браконьера своего поймали?" — а я ответил: "Конечно, поймали. Всё в порядке. Не волнуйтесь".


В. Нестайко. Необычайные приключения Робинзона Кукурузо. Сон Павлуши Завгороднего…

 

Один из самых распространенных мифов в современном христианстве, который "держится на плаву" вот уже более ста лет, это, конечно, миф об иных языках. Миллионы христиан сегодня свидетельствуют, что получили от Бога сверхъестественную способность говорить на языках, которых они не изучали (чаще всего эти языки они называют «ангельскими»).

Миллионы же других христиан настойчиво доказывают, что языки сегодня умолкли навсегда, поэтому их просто не может быть.

Мне кажется, что и те, и другие находятся во власти некоторых мифов. Снова и снова обуян я шариковским: «Не согласен я с обоими!» Поэтому давайте попробуем разобраться.

Во-первых, скажу сразу. Я верю, что Дух Святой и в наши дни может наделить какого-нибудь христианина даром иного языка. Верю по той простой причине, что не вижу в Писании оснований для того, чтобы дар иных языков совсем иссяк.

Сторонники упразднения дара языков обычно ссылаются на 1 Кор. 13:8-10, где сказано, что языки иссякнут, когда настанет совершенное. Под «совершенным» они обычно подразумевают Писание. Однако что-то мне подсказывает, что не Писание имел ввиду апостол Павел. Ибо когда настанет совершенное, то упразднится и знание, а Писание не упраздняет его. Также, когда настанет совершенное, тогда мы познаем подобно тому, как мы познаны, но разве сейчас наступило такое время? Явно речь идет о нашем славном будущем на небесах.

Итак, библейских свидетельств об упразднении дара иных языков у нас нет. Об упразднении даров апостольства и пророчества — есть (Еф. 2:20), а о языках — нет.

Есть историческое свидетельство, что дар иных языков к концу первого века по Р.Х постепенно сошел на нет. Перестали христиане говорить на иных языках. Но в начале 20 века пятидесятническое движение вновь провозгласило феномен иных языков. И количество считающих себя обладателями этого дара сегодня исчисляется миллионами.

Я к этому отношусь весьма скептически. К сожалению, уж слишком много натяжек и допущений придется принять, чтобы поверить им. Ведь дар иного языка — это ни что иное, как данная Духом Святым сверхъестественная способность говорить на иностранном человеческом языке, ранее не известном говорящему. Причем говорящий даже не замечает, что он говорит на иностранном языке. Он понимает все слова, как слова родной речи, но окружающие слышат речь иностранную. Так было в день Пятидесятницы после воскресения и вознесения Христа. Так должно быть и теперь.

К сожалению, я еще не встретил ни одного пятидесятника или харизмата, который говорил бы на иных языках. В основном они всю жизнь радостно практикуют некую тарабарщину (по-научному именуемую глоссолалией).

Налицо странная ситуация: в принципе, дар иных языков возможен, но, видимо, Дух Святой Сам решил сделать его достаточно редким. А подделок много. Чтобы распознать подделку, необходимо серьезно поразмыслить. Поэтому к человеку, считающему, что он говорит на языках, у меня возникает несколько вопросов. Числом пять.

Эти пять вопросов к говорящему на языках я и представляю вам сегодня в качестве разрушения мифа.

Итак,

1. Язык ли это?

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

(1Кор.14:10)

Так уж устроен язык, что он состоит из слов с соответствующими значениями, но минимальная лингвистическая единица — это даже не слово, а предложение. Именно поэтому любой язык должен иметь признаки языка. Должны существовать законы морфологии (словообразования), должны существовать законы синтаксиса (связей слов в предложениях). У слов должны быть узнаваемы корни, префиксы, суффиксы. У предложений — субъект, предикат, объект, не говоря уже о других членах предложения.

Поэтому я всегда предлагаю человеку, говорящему на ином языке провести лингвистический анализ того языка.

Я уже много лет прошу своих знакомых пятидесятников записать свой «иной язык» на пленку или в звуковой файл, отдать запись профессиональному лингвисту, попытаться вычленить отдельные слова, увидеть структуру предложений и т.д.

За 16 лет я не получил ни одной записи. Почему? Ответ простой. Они боятся, что их самообман раскроется. Чаще всего в этих «языках» нет ни малейшего признака языка. Это простое бессвязное чередование звуков. Да еще и повторяемое из года в год. Конечно в любом языке можно подобрать слова так, чтобы они повторялись, и, тем не менее, в них сохранялся бы смысл (известный пример в русском языке: «Косил косой косой Косой косой косой», — примерный перевод: «скашивал пьяный косоглазый заяц кривой косой»). Но это лингвистические фокусы, шутки профессиональных филологов. В быту так не говорят. Поэтому однообразное бормотание, чередование повторяющихся слогов у современных пятидесятников и харизматов вряд ли представляет собой язык.

Меня также поражает тот факт, что при обилии «говорящих на языках» практически нет ни одного христианина, заявляющего о даре истолкования языков (т.е. перевода). Я предлагал дать запись «иного языка» трем разным толкователям и проверить, истолкуют ли они этот фрагмент одинаково?

Но, во-первых, большинство моих знакомых боятся это сделать. А те, которые заявляют, что не боятся, все равно этого не делают. А во-вторых, почему-то я не встретил еще ни одного толкователя. Дар толкования — это из области пятидесятнического фольклора. Дескать, моя бабушка рассказывала, что однажды некий проповедник говорил, будто в далекой церкви, где-то в Бразилии живет человек, который слышал о том, что на Мадагаскаре есть толкователь. В жизни таких людей встретить очень трудно.

Поэтому вопрос: если Дух Святой так мощно распространил дар иных языков, то почему же нет дара толкования? Ведь без него надо и в церкви молчать! Но тщетно писал об этом апостол. Не молчат… и толкователей не дожидаются.

И исследовать язык на предмет признаков языка боятся.

Тем не менее, дар иных языков, описанный в Библии — это именно дар ЯЗЫКА, а не тарабарщины и абракадабры.

Итак, если твой язык — на самом деле не язык, а набор бессмысленных слогов, то ты не обладаешь истинным даром иных языков от Святого Духа!

Поэтому самое время задать второй вопрос:

2. Человеческий ли это язык?

Обычно на предыдущий вопрос приводят аргумент такого плана: мы, дескать, не говорим на человеческих языках. Мы говорим на ангельских. А ангельский язык не обязан поддаваться логике человеческой речи.

Но дар иных языков никогда не осуществлялся через ангельские наречия.

В Библии все ангелы разговаривают на человеческом языке, понятном тому, с кем они разговаривают.

Все иные языки, которые описаны в Библии — человеческие. Их понимали люди. В Деяниях апостолов описано три случая говорения на иных языках и во всех случаях это были человеческие языки.

"7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?" (Деян.2:7-11).

Не менее 16 различных диалектов, но все до одного — человеческие. Иностранцы слышали свою родную речь, а для местных жителей Петр выступил в роли толкователя и объяснил, о чем проповедовали апостолы.

Далее:

"44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,

46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал..." (Деян.10:44-46).

"15 Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале" (Деян.11:15).

В доме Корнилия можно было понять СОДЕРЖАНИЕ речи его домочадцев. Они величали Бога. Кроме того, Петр подтвердил, что проявление Духа было таким же, как в день Пятидесятницы: «сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале», —т.е. таким же образом. Тогда говорили по-человечески и теперь.

Третий случай:

"6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать" (Деян.19:6).

Обратите внимание, что говорение на языках было соединено с пророчестовм. А пророчествовать значит говорить понятно!

Кроме того Павел, объясняя сущность говорения на языках, подчеркнул:

"11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец" (1Кор.14:11).

Заметьте, не ангел, но чужестранец!!! Т.е. иной язык — это не язык ангелов, но язык людей.

Конечно, в день Пятидесятницы некоторые люди не понимали иного языка, так как не все были иностранцами. Но те, кто не понимал, получали перевод-истолкование:

"13 А иные, насмехаясь, говорили: "Они напились сладкого вина".

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: "Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим..." (Деян.2:13,14).

Кроме того, складывается впечатление, что «ангельских языков», на самом деле, либо не существует, либо они не доступны нам. Обычно в доказательство обратного приводят такой текст:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий" (1Кор.13:1).

Но здесь фраза про языки человеческие и ангельские — это всего лишь метафора. Такая же, как фраза о меди звенящей и кимвале звучащем. Глупо было бы представить, что Павел реально превратился бы в медь, если бы у него отняли любовь.

Это метафора практически невозможного деяния. Такого же, как отдать тело на сожжение, иметь ВСЕ ЗНАНИЯ — как Бог, переставлять горы… Поэтому если кто-то с легкостью говорит на ангельском языке, должен с такой же легкостью переставлять горы и ЗНАТЬ ВСЕ!

Ну и, наконец, иные языки — суть знаменье для неверующих (1Кор.14:22). Неужели те, кто претендует на обладание ангельским языком, подвизаются в проповеди для неверующих ангелов? Существуют ли неверующие ангелы, ведь даже бесы веруют и трепещут? Конечно, это нонсенс!

Итак, если твой язык не человеческий (французский, китайский, суахили и т.д.), то ты не обладаешь истинным даром иных языков от Святого Духа!

Поэтому самое время задать следующий вопрос:

3. Понятен ли твой язык окружающим?

Ведь в чем суть дара иных языков? Это милость Божья, частично нейтрализующая древнее вавилонское проклятие о смешении языков. В день Пятидесятницы вавилонское проклятие частично было снято. Непонимающие друг друга стали понимающими.

К сожалению, современные пятидесятнические и харизматические «языки» лишь усиливают вавилонское проклятие. Они непонятное делают еще более непонятным.

Проблема не нова. Уже в первом веке в Коринфе появилась подделка. Дар иных языков стал смешиваться с непонятным бормотанием, выдаваемым за молитву или говорение на ином языке.

Поэтому 14 глава 1 послания к коринфянам посвящена критике «языков», которые никто не понимает. Павел обличает коринфскую церковь, в которой появились люди, выдающие свои невразумительные бормотания за дар Духа Святого:

"Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом" (1Кор.14:2).

Часто этот стих приводят в защиту «языков», которые не понятны. Но Павел здесь осуждает такую практику. Ведь языки — суть знамение для людей, а коринфяне вдруг решили на ином языке говорить Богу. Едкой иронией полны слова Павла: «Он тайны говорит духом». Дескать, он пытается открыть Всеведущему Богу тайну, которую Тот не знает.

Павел недвусмысленно говорил о том, что любой дар Духа Святого должен быть на пользу! «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12:7).

"6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные [вещи], издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения" (1Кор.14:6-10).

Ясно, что если пользы язык не приносит, т.е. если он не понятен, то это — НЕ ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХА!!!!!!!

Истинный дар иного языка должен снимать вавилонское проклятие. Проповедь ли, молитва ли должны быть понятны людям, либо непосредственно (если они иностранцы) или через истолкование (перевод).

"Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй" (1Кор.14:26,27).

Но проблема в том, что истолкователей нет!!! Поэтому с большинством церквей, практикующих «иные языки», происходит предсказанное апостолом:

"Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?" (1Кор.14:23).

И уж, конечно, редко где соблюдается правило:

"Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу" (1Кор.14:28).

Итак, если твой язык остается хоть кому-либо из слушателей не понятным, то ты не обладаешь истинным даром иных языков от Святого Духа! Дух Святой не противоречит Себе и на истинный дар иного языка даст и дар толкования! Дух Святой не увеличивает тяжесть вавилонского проклятия!

Кстати, в последнем стихе, который я привел, содержится любопытная мысль, отсылающая нас к четвертому вопросу:

4. Понятен ли язык тебе самому?

Почти никто из современных христиан, практикующих говорение или молитву «на иных языках», не понимает того, что они произносят. Но библейский стандарт для истинных иных языков ясен - язык должен быть понятен говорящему.

"Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор.12:3).

Спрашивается, как проверить, не произносишь ли ты анафему на Иисуса, если ты не понимаешь, что говоришь? Именно понимание своей речи и является признаком дара Духа Святого.

Однако существуют свидетельства о том, что часто впадающие в экстаз христиане повторяют слишком странные слоги, прославляя кого угодно, но не Христа. Я сам лично слышал молитву «на ином языке», в которой повторялось одно только имя: «Кришна! Кришна! Кришна!» И таких свидетельств становится угрожающе много…

Говорящий на подлинно библейском ином языке должен понимать, что он говорит, так как:

"Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь" (1Кор.14:4).

Назидает себя! Назидание предполагает получение информации. Невозможно назидать себя, не понимая своей речи.

Те, кто не понимают своих слов «на ином языке», но все же хотят продолжить эту практику, часто приводят в качестве аргумента два стиха.

Первый: "А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования" (1Кор.14:13).

Но по контексту понятно, что Павел советует молиться о даре истолкования не для себя, а для других, для слушателей, которые ничего не могут понять. Ведь крайне неудобно говорить и переводить себя самому. Впрочем, такой вариант тоже возможен: «…пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1Кор.14:5). Этот стих, кстати, тоже свидетельствует о том, что говорящий на истинном ином языке понимает то, что говорит, иначе как бы он стал изъяснять?

Второй текст, приводимый в качестве контраргумента против понимания говорящим своего языка:

"Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода" (1Кор.14:14).

Но в этих словах Павел не поощряет, а порицает практику «непонимания», когда ум не назидается. Именно поэтому за четырнадцатым стихом следует пятнадцатый:

"Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом" (1Кор.14:15).

Павел восклицает: «Что же делать?» — иными словами: «Как же должно быть?» А должно быть так: в молитву духом обязательно должен быть включен ум, так чтобы все слова были понятны говорящему.

Далее, Павел развивает свою мысль:

"16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "Аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается" (1Кор.14:16,17).

Как можно узнать, хорошо ли ты благодаришь, если ты не понимаешь слов?

Ну и наконец: "Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу" (1Кор.14:28).

Если нет толкователя, то надо говорить себе! А как можно что-то сказать себе, если слова твои непонятны тебе самому?

Итак, если ты сам не понимаешь, что говоришь, то ты не обладаешь истинным даром иных языков от Святого Духа!

Самое время задать последний вопрос:

5. Приносит ли твой язык пользу неверующим?

Дар иных языков — это дар говорения на понятном говорящему, но ранее ему не известном иностранном человеческом языке. Поэтому Павел желает, чтобы все говорили на таких языках, распространяя Евангелие. Но это невозможно, да и не нужно в церкви, где иностранцев меньшинство и более актуален дар пророчества (в наши дни функцию пророков исполняют проповедники, объясняющие народу Писание). А иные языки — это дар миссионерский.

"…критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих…" (Деян.2:11).

"…Но каждому дается проявление Духа на пользу" (1Кор.12:7),  "Теперь если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу..?" (1Кор.14:6), "…Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих…" (1Кор.14:22).

Дар иных языков служит не для назидания Церкви, а для проповеди Евангелия неверующим. Поэтому и Церковь первоначально использовала этот дар в миссионерских целях. Когда же нужда в этом отпала, и Писание перевели на другие языки, тогда постепенно угас дар иных языков.

Можно печалиться об этом, но нельзя забывать, что дары распределяем не мы, а Сам Святой Дух «…Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11).

Я могу себе представить, что Господь даст дар китайского языка христианину, внезапно оказавшемуся среди неверующих китайцев. Но я не могу себе представить пользы говорения и тем более молитвы на китайском языке в церкви, находящейся в глухой мордовской деревне, где все прихожане знают друг друга годами, и китайцев там отродясь не бывало. Дух Святой все делает рационально и на пользу.

Итак, если твой язык не приносит пользы неверующим иностранцам, то ты не обладаешь истинным даром иных языков от Святого Духа!

Но возникает вполне резонный вопрос: неужели вы хотите сказать, что все пятидесятники и харизматы — одержимые и обольщенные люди?

Нет!

Среди них немало моих добрых друзей и очень искренних христиан, святости которых я могу только подражать.

Но в вопросе говорения на языках они вдруг впадают в какую-то детскую прелесть.

Ведь чтобы «заговорить на языках», как правило, они просто произносят первые слоги, которые приходят на ум. Конечно, это не демонический, а чисто человеческий феномен.

Так мы, дурачась, поем, когда стоим под душем. Нам хорошо и поем разную белиберду из слогов и слов.

Так мать воркует с младенцем. Этот феномен заметил даже Корней Чуйковский:

Четырехмесячный младенец лежит на кровати и пускает изо рта пузыри, а его мать, охваченная внезапным экстазом, вдруг бросается на него с поцелуями и выкрикивает такие слова:

"Буцики, муцики, дуцики,
Руцики, пуцики, бум!
Куценьки вы, таракуценьки,
Пуценьки вы, марабу!"

Этих слов она никогда не слыхала и ни разу никому не говорила. Обычно ее речи бывали банальны и скудны. И вдруг такой праздничный расцвет словотворчества, такие фейерверки экзотических звуков!

Так в юности, мы — школьники, не знающего английского языка, пели песни «Битлз», на псевдоанглийской абракадабре. И, что удивительно, пели синхронно, произнося одни и те же «слова», хотя не учили их специально.

Так джазмены используют так называемый скетч — специфический способ джазовой вокальной импровизации при котором голос используются для имитации музыкального инструмента, а пение не несёт лексической смысловой нагрузки.

Так поэты-футуристы создали заумь — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Велимир Хлебников

Или:

«Бармаглот» (англ. Jabberwock)

`Twas brillig, and the slithy toves

Did gyre and gimble in the wabe:

All mimsy were the borogoves,

And the mome raths outgrabe.

В знаменитом переводе Дины Орловской:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки

Как мюмзики в мове.

Но эта детская болезнь легко излечивается здравым смыслом. Поразительно, но после честных ответов на вышеперечисленные пять вопросов, многие мои друзья пятидесятники и харизматы переставали «говорить на языках».

Хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и многочисленные свидетельства о демонической подделке дара иных языков.

Я лично знаю одного брата во Христе для которого его «иной язык» был порожден прямым бесовским вмешательством. Он бесконтрольно начинал «молиться на языке» даже когда не хотел этого. В ужасе он понимал, что призывает имя Ваала (это имя он постоянно повторял). И, самое главное, он не мог уже оставить эту практику. Пришлось молиться с постом, чтобы освободить нашего брата.

Феномен глоссолалии (а не библейского дара иных языков, который называется другим словом — ксеноглоссия) известен из практики шаманов, индуистских и исламских мистиков. Впрочем, страшных историй я вам рассказывать не хочу. Об этом можно почитать в других источниках.

Мне кажется, что будет довольно того, что мы провели четкую разницу между истинным даром иных языков от Святого Духа и их подделкой.
Если эта подделка от сатаны, то требуется серьезное душепопечительское вмешательство.

Но чаще всего речь идет о чисто человеческой подделке... А тут, пожалуй, будет уместно только повторить старый слоган:

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК!!!

Павел Бегичев специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру