Главная>Новости>Аналитика>Подразумевает ли свободное общество свободу от духовности?

Подразумевает ли свободное общество свободу от духовности?

Подразумевает ли свободное общество свободу от духовности?
Памяти американского проповедника, основателя международной “Школы Христа” Берта Кленденнена.
21.01.2010

политолог Теймур Атаев (Азербайджан)

специально для www.protestant.ru

 
Подразумевает ли свободное общество свободу от духовности?
Памяти американского проповедника, основателя международной “Школы Христа” Берта Кленденнена
 
"Человек в своем мятеже против Бога, в своем выборе, принимает то, что Бог повелел ему не брать, и в этот момент, человек становится центром для себя. Бог перестал быть центром его существования, центром человека стал он сам, а его “я” стало его богом... Никогда еще нужда не была столь велика, а время столь  подходяще, зазвучать голосу в пустыне религии" (Берт Кленденнен, 1,2).
 
Любовь не знает границ. В т.ч. и в легализуемой лжи
Несколько дней назад ряд ресурсов сообщили информацию об опубликовании авторитетным раввином сефардской общины Чикаго (США) Герцелем Гилелем Ицхаком нового галахического постановления, позволяющего еврейским девушкам на первых свиданиях с парнями скрывать свой возраст. По словам раввина, убавить несколько лет ради создания семьи вполне допустимо. Но при условии предоставления реальной информации "после того, как он лучше ее узнает, она понравится ему, покажется ему хорошей партией". Т.е. появится "больше шансов, что возраст не станет препятствием на пути к браку". Правда, "подобные ухищрения" оправдываются их дозволением лишь девушкам, чувствующих помеху своего возраста для создания семьи. Посему преуменьшение лет возможно лишь на минимальное количество. Лидер литовской общины раввин Йосеф Шалом Эльяшив конкретизирует: "Если ей 20, она может сказать, что ей 19, это максимум" (3).
Не исключено, что для оправдания вышеизложенного кто-то сошлется на отсутствие среди десяти заповедей Торы прямого указания на недопустимость лжи. Вполне вероятно, что и ссылка на Ветхий Завет: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга» (Библия Лев. 19: 11) окажется не "в точку". Выдающийся представитель русской библейско-богословской школы II-ой пол. XIX-нач.XX вв., руководивший кафедрами Санкт-Петербургской Духовной академии Александр Лопухин разъяснял, что в данном случае "предупреждаются преступления... присвоение чужой собственности во всех видах этого греха: тайное похищение, явное с насилием (грабеж), хитрый обман с ложною клятвою, несправедливая задержка платы поденщику" (4).
Правда, раввин Давид Гофман комментирует этот стих таким образом, что "заповедь "не обманывайте" запрещает все виды обмана, злоупотребления доверием или искажения истины". Позволяя профессору Иерусалимского Университета, известному исследователю древних и средневековых иудейских текстов Нехаме Лейбович подчеркнуть: "По отношению к повседневным ситуациям Тора повелевает: "не обманывайте". Он продолжает, что в Галахе (традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев) "постулируются ситуации, когда требование следовать истине отступает на второй план перед более существенными принципами. В некоторых случаях истиной необходимо поступиться, например – во имя сохранения мира" (5).
Но подпадает ли факт заведомо ложного преподнесения девушкой своего возраста при знакомстве под глобальный контекст "сохранения мира"? Вопрос риторический. Мы лишь сошлемся на знаменитого американского проповедника XIX века Чарльза Финнея: "Осознайте сейчас, что такое ложь. Любые разновидности умышленного обмана. Если вы замыслите произвести впечатление, противоположное неприкрашенной правде, вы лжете. Сколь неисчислимы случаи обмана, совершаемого каждый день в бизнесе, в общественных взаимоотношениях - словами, взглядами, поступками люди пытаются произвести на других впечатление, противоположное истине" (6).
 
"Многомужество" - на выход!
В свою очередь, 11 декабря 2009 г. в египетской газете al-Masry al-Youm была опубликована статья саудийской журналистки Надин эль-Бейдар (Nadine al-Bedair) под названием "Я и четыре моих мужа" ("My Four Husbands and I"). В которой задается вопрос о причинах неразрешенности для женщины иметь четырех мужей (по аналогии с дозволением мусльманством мужчинам обладать четырьмя женами) (7). Правда, внимание в публикации акцентируется вроде на одинаковых правах для всех людей, вне зависимости от пола. Но факт остается фактом. Как пишет председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Дамир Мухетдинов, "к сожалению, многие подвержены пропаганде «свободного образа жизни»", предполагающего "уход от морально-нравственных предписаний религии". Поскольку этим "ограничивается разнузданность «нафса» или, говоря другими словами, «эго»" (8).
 
"Черное" становится "белым"
Практически в эти же сроки прошла информация, что в течение январской сессии 2010 г. ПАСЕ запланировала рассмотреть ряд вопросов, непосредственно связанных "со свободой религии в Европе и деятельностью религиозных организации в сфере защиты нравственности в обществе". Звучит обнадеживающе, не так ли? Но о защите каких нравственно-моральных категорий поведется речь? Правильно, все о тех же, наимоднейших на сегодня. В докладе Комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека говорится, что "государства – члены Совета Европы... должны обеспечить правовое признание однополых партнерств, в частности путем обеспечения их статусом "ближайших родственников". Мало этого, в подготовленном для голосования светскими парламетариями светско-цивилизационной Европы проекте резолюции ПАСЕ подвергается критике позиция лидеров Церквей, религиозных организаций и общественных движений, выступающих против легализации однополых партнерств ("браков"). При чем отмечается "особая обеспокоенность" осуществляемой с их стороны "разжиганием ненависти" (9).
Но даже если и есть ненависть, кто с ней считается? В 2008 г. в американском штате Орегон вступил в силу закон о "гражданских союзах". В 2009 г. - начале текущего в штате Висконсин стал действовать закон о «внутренних партнерствах» для однополых пар, а браки такого рода были легализованы в штатах Вермонт, Айова, Коннектикут и Нью-Гэмпшир. Последний ракурс оказался законным также для Норвегии и Швеции. Однако, новости данной направленности уже давно никого не удивляют (ряд европейских стран давно приняли на себя пальму первенства в этом вопросе). Другое дело, что в октябре прошлого года согласие на однополые браки предоставила Ассамблея Лютеранской церкви Швеции (176 из 249 голосов). Тем самым, Швеция вошла в мировую историю в качестве государства, где однополые браки разрешены господствующей церковью (стоит ли после этого реагировать на факты рукоположения в священники женщин и гомосексуалистов?).
Хотя, в общем-то, в развитии ситуации таким образом ничего неожиданного нет. Так, со ссылкой на результаты социологических опросов утверждается, что на сегодня именно в Швеции и Норвегии проживают больше всего неверующих. В этих странах церковь посещают лишь 11% населения. К слову, за последние 30 лет во Франции была закрыта каждая третья церковь (10). В свою очередь, в Голландии, например, одна из самых известных дискотек Амстердама – "Парадизо" (или "Рай") - располагается в здании бывшей церкви. Аналогичная ситуация сложилась и в Италии (11).
Ну и рядом - сообщение о предпринимаемых группой "Атеисты и свободомыслящие Айовы" (США) шагах по запрещению обычая молиться законодателям штата перед началом каждого заседания. По утверждению главы структуры Ренди Хендерсона, молитва народных избранников оскорбляет неверующих: "Мы, люди нерелигиозные, - атеисты, агностики и светские гуманисты, - ощущаем себя меньшинством, взгляды которого большинство игнорирует. Нам это неприятно". С его слов, предваряющая слушания молитва нарушает Конституцию, поскольку является формой поддержки религии государством. Хотя последний довод сразу же отверг профессор (Центр конституционного права) Дрейк Марк Кенд, сославшись на решение Верховного суда. Раскрывающего возможность "появления Конституции" вследствие соблюдения "традиций отцов-основателей", в связи с чем "антиконституционными быть никак не могут" (12).
Но получается очень интересно. Молиться законодателям перед заседаниями становится чуть ли не противопоказанным. Однако, вполне допустимым является существование т.н. AVN Awards (вручаемые американским журналом AVN (Adult Video News) кинонаград за особые достижения в создании порнофильмов). По совершенно различным номинациям, плюс - со специальными призами за лучшие сцены отдельных "видов секса", так сказать. Весьма симтоматично, что чуть более 10 лет назад награды AVN Awards распространялись и на гей-порнофильмы. Однако, перманентно увеличивающееся количество номинаций в этом жанре привело к созданию отдельной ежегодной церемонии кинонаград в данном отсеке (награждения особо отличившихся за прошлый год прошли в начале 2010 г.).
Как раз в этом контексте однозначно просматривается причина рекламы однополой любви через призму гомосексуализма (оставляя лесбиянство на обочине). Обратите внимание, насколько мужской фактор превалирует тут над женским (или наоборот?). Данный феномен "гендерного неравноправия" как-то не замечается, хотя американская школа безусловно включает феминистскую теологию в общую концепцию прав человека, в качестве важнейшей основы общеличностной свободы. Однако, "неравноправием" четко демонстрируется антирелигиозная суть пропагандируемой однополой "культурно-глобализационной свободы". Ведь недопустимость этого аспекта в Библии и Коране просматривается посредством гомосексуализма. Так что ларчик открывается весьма несложно.            
Как бы то ни было, происходящий повсеместно морально-нравственный беспредел берет свою основу из постепенного нивелирования в обществах религиозной производной жизнедеятельности человека. Попытаемся рассмотреть правомерность этого тезиса, вспоминая (в т.ч.) проповеди покинувшего сей мир в конце прошлого года, выдающегося служителя Церкви - Берта Кленденнена. Ставших основой курса пасторского богословия, изучаемого в Международном Библейском Пятидесятническом Колледже, в т.ч. на территории стран СНГ и Балтии.
 
Божественность..."демократии" и "рыночная экономика"
В своем последнем обращении Б.Кленденен заявил о необходимости для всех "признаться перед Богом" в утрате собственного "чувства духовного равновесия" и извращении "наших ценностей". Т.к. под сомнение поставлена "абсолютная истинность Слова Божьего". В качестве подтверждения пастор обратил внимание на "легкомысленность в отношении молитвы" и обольщение в убеждении "избавлении от законничества". Убедив в себя в "получении свободы", мы "потеряли из вида Бога", скатившись "до нечестия". Вследствие чего, "в своем большинстве мы не осознаем наличие происходящего разрушительного процесса. Мы не знаем пути назад к реальности, потому что мы потеряли из поля зрения высоты, с которых ниспали" (13).
А как может быть по-другому, если в последние десятилетия вера в Бога аккуратно подменилась верой в термины? Например, вполне реальным стал аспект обожествления понятия «демократия». Истоки чего, по убеждению видного американского философа и теолога ХХ века Райнхольда Нибура, исходят с начального периода Новой истории. С его слов, являясь "инструментом классовых интересов буржуазии", демократия использовалась последней в качестве "фасада" для установления ее политико-экономической власти. "Истинными жрецами" буржуазного общества оказались "ученый и либеральный идеалист", доказавшие соответствие нужд "коммерческой цивилизации вечным принципам нравственности и разума". На основе чего чего ее "истинной религией" стала "либеральная культура". Уверенность которой "в способности разума и научного метода достичь беспристрастных и «объективных» ценностных суждений" преобразовалась в "точно такое же духовное освящение классовых интересов, к какому приходит некритичная религия". Сложившаяся ситуация позволяет "коммерческой цивилизации" сегодняшнего дня "заявлять о высшем смысле всех своих относительных моральных и социальных идеалов: свободы, собственности, демократии, экономики". Говоря другими словами, речь практически идет об обожествлении понятий "демократия" или "рыночная экономика". Причем в строго очерченных рамках, необходимых для идеологов глобал-проекта (14).
Тем самым, вполне отчетливо усматривается, что в современном социуме произошла не столько потеря "из вида Бога" (терминология Б.Кленденнена), сколько "перепрофилирование" веры в Божественное - в "идеологическое идолопоклонничество".
Автор довольно подробно рассматривал причины использования лидерами глобал-проекта религиозного фактора для достижения собственных геополитических целей (15). Поэтому в этой статье подробно не останавливается на данном аспекте. Можно лишь отметить, что для реализации глобал-идеи религиозная константа играет не меньшее значение, чем политико-экономическая ниша. Что подтверждает выдвижение на идеологическую арену новых философских идей в духе времени. Не случайно Р.Нибур наотмашь бьет современных мыслителей, называя их орудием "классовых интересов", пусть и "скорее невольными, чем сознательными". 
  
Реальная религия становится «вирусом» общества?
Одним из ведущих на сегодня биологов-эволюционистов является английский этолог, представляемый энциклопедиями в качестве атеиста, гуманиста и скептика Ричард Докинз. "Религиозную склонность" он оценивает, как возможное "трагическое проявление" некоего "психологического свойства", в других обстоятельствах могущее быть "эволюционно полезным". Обосновывает ученый данную точку зрения формированием "дарвиновским естественным отбором" детского мозга "с тенденцией верить старшим, со способностью имитации и копирования и, следовательно, косвенно со способностью к распространению слухов, легенд, к религиозной вере". Что приводит к определенному "новому виду негенетической наследственности", которая может "служить базой нового вида эпидемиологии и, возможно, даже нового негенетического дарвиновского естественного отбора". Британец полагает, «что религия относится к группе явлений, объясняемых этим видом негенетической эпидемиологии с возможной примесью такого негенетического дарвиновского отбора». В таком случае религия «не имеет никакой ценности для выживания человеческих особей и не дает никаких преимуществ для их генов. Если и есть от нее какая-то польза, то только для нее самой» (16).
Мы не будем сейчас полемизировать с ракурсом восприятия британским ученым веры в качестве "психологического свойства". Но приведем два факта "нового вида эпидемиологии", пусть и с другой стороны. Менее года назад медсестра Каролина Петри (графство Сомерсет, Великобритания) была временно отстранена от работы за высказывание готовности помолиться за пациентку. А в конце 2009 г. обучавшая на дому больную девочку учительница математики из того же графства вынуждена была предстать перед директором школы. Ее провинность состояла в желании помолиться за здоровье ученицы и рассказе о своей вере. Родители подали жалобу, и руководство школы оценило данный факт, как "принуждение к религиозным практикам" (17).
Оба факта получили некоторый резонанс в социуме, но не настолько, чтобы стать достоянием мировой общественности в качестве отрицательного примера отношения к верующим и вере. А можно ли было ожидать иного?
 
Б.Кленденнен о ситуации в церквах
Согласно проведенному в ноябре 2009 г. американским Институтом общественного мнения опросу, лишь половина жителей США доверяют священникам, видя в них честных и высоконравственных людей. За последний год число считающих священников таковыми среди протестантов уменьшилось на 5% (55%). Среди католиков - на 7% (56%). Лишь 63% еженедельно посещающих богослужения американцев убеждены в возможности доверять священникам. Из 21 предложенной к рассмотрению профессии респонденты поставили духовенство на восьмое место по уровню доверия (18).
Б.Кленденнен предоставляет обоснование данному факту: "Люди приходят в Церковь" для хорошего времяпрепровождения в воскресенье и затем продолжают жить, подобно дьяволу" (19). Заявляя об исполненности Духом Святым, миллионы американцев "занимаются идолопоклонством, не видят ничего плохого в пьянстве, курении, танцах и т.д. Знаменитости Нэшвила и Голливуда стали национальными героями". Суперзвезды "стоят за кафедрами Церкви Бога (не бесплатно, конечно), как приз благодати". Эти "идолы придуманного мира" поют в Церкви, вслед за чем "оказываются в Лас-Вегасе". Выйти за церковную кафедру "мы приглашаем" и "геев с улицы, как пример благодати Божьей". А "дух хиппи, босоногий и без рубашки, в футболке, без лифчика, проник в Церковь и уселся на переднем ряду, тем самым примешав Иисуса к наркотикам, сексу и извращениям" (2). "Ничего не стоит увидеть неприлично одетых женщин, поющих в Церковном хоре" (20).
Потом "мы еще удивляемся: "Как дети, воспитанные в Церкви, пристрастились к выпивке?" А как может быть по-другому, если с утерей Церковью характеристики "истинной Церкви", начинается принижение истины. С преобладанием основанного "на чем-то отличном от истины Божьей" единстве (21).
А ведь еще в XIX в. тот же Ч.Финней писал: "Если церковь находит своих членов впавшими в непристойные и скандальные грехи, значит, пришло время церкви пробудиться и возопить к Богу о религиозном пробуждении" (6). Но как добиться этого сегодня, если на "всякого, кто осмелится противиться этому, немедленно навешивают ярлык человека, в сердце которого нет любви" (2) (вспомним отмечаемый в начале статьи аспект предстоящей сессии ПАСЕ).
 
Собственное "Я", отпадение от Творца и срок Суда
Но Б.Кленденнен идет еще дальше. Жизнь не по-Божьи возникает по той причине, что "наше “Я” проявляет себя" только в случае наличия в "жизни проблемы". Здесь происходит стыковка с Кораном: "Если Мы одаряем человека благами, он отворачивается и удаляется (или превозносится). Если же его касается зло, он начинает произносить пространные молитвы" ("Разъяснены": 51). А ведь позволив "освящающему процессу" Господа "действовать в нашей жизни", мы "произведем плоды праведности... Божий человек за кафедрой говорит одно, а в комнате для консультаций - другое... Дух эгоизма превратил наши улицы в джунгли... Сегодня теология делает ударение на вещах, которые Бог называет земными" (19). При этом "мы, как цивилизация", уже давно вступили в "последнее отступление от Бога". Поддерживая "дух гомосексуализма, превратный ум и нечистый дух". Последний "правит в такой степени", что грех почти "не подвергается обличению".
Рассмотрение же гомосексуализма обычным явлением демонстрирует преимущество "превратного ума". За которым, однако, "всегда будет следовать суд". В этот раз "суд будет не потопом, а "Великими скорбями". Никто не знает ни дня, ни часа, но "мы можем знать срок" (20). Здесь вновь можно вспомнить Коран: "Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час" (Сура "Преграды": 34).
В вышеизложенном ракурсе Б.Кленденнен конкретизировал, что "американская нация погрузилась в кризис морали, не имеющий аналога в истории". Отмечая уменьшение, "вопреки всей нашей дутой статистике", численности верящих "в живые религиозные переживания" (2). Аналогично высказывается и пастор церкви Times Square Church (Нью-Йорк), основатель Мирового Христианского Служения "Teen Challenge" (реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков) Давид Вилкерсон. Изучая историю и образец действий Бога в Ветхом Завете, "любой ученик" может узнать о намерениях Всевышнего "поступить с Америкой или каким либо другим народом", - говорит пастор. Потому что "мы можем познать будущее, изучая прошлое!" Что звучит четко в соответствие с Кораном: "Это есть разъяснение людям, верное руководство и назидание для богобоязненных" (Сура "Семейство Имрана": 138), т.к. Аллах "разъясняет людям Свои знамения" (Сура "Корова": 221).  
Д.Вилкерсон продолжает: "Божьи пути абсолютно неизменны" при Его обращении «с погрязшими во грехе народами». В связи с чем "Он поступит с нашим поколением" в соответствие с предыдущим, согрешавшим «подобно нашему». Идентичность Корану налицо: "Мы сделали это примерным наказанием для них самих и для будущих поколений, а также назиданием для богобоязненных" (Сура "Корова": 66). Обращаясь к своим слушателям, мыслитель с горечью фиксирует, что современное "американское общество" отражает действия древнего социума, вызвавшего "Божий гнев и суд на них". Ссылаясь при этом на события в Иерусалиме и Иудее периода пророчества Исаии. Где жители "полностью отступили от Бога и жили, как атеисты", переступив "запретную черту". Как сегодня "весь народ" может "танцевать и насыщаться развлечениями" на фоне истребления "тысячи младенцев посредством абортов?" - вопрошает Д.Вилкинсон. Что за болезнь "ослепила" всех, если президент "мог наложить вето на проект закона, запрещающий докторам выкачивать мозги из младенцев буквально за недели до их рождения?" Страна "находится под осадой армии - врачей, совершающих аборты, порнографов, торговцев наркотиками, убийц престарелых людей", - продолжает пастор. Резюмируя, что "наше грешное поведение ясно означает смертные муки нашей нации!" (22).
Неимоверное воздействие на любого слушателя оказывают эти слова. Потому что на сегодня практически все общества сталкиваются с описанной Д.Вилкинсоном бездуховной вседозволенностью.
 
Свобода выбора. Свет и Мрак
Однако, несмотря на это, у Б.Кленденнена нет безысходности. Да, он фиксирует наличие "нечто, что должно произойти до того, как придет день зверя - мышление людей должно быть обусловлено единым мировым правительством" (не о глобал-бомонде ли речь?). Но при этом призывает: "У нас осталось мало времени на работу. Мы должны работать до истощения. Божья рука защиты будет на тех, кто подчинит свои жизни и имущество Его цели в этот момент наивысшего напряжения... Наступает наш час платить большие дивиденды, чтобы оставаться в русле Божьей цели, исполнять то, что Бог хочет от тебя" (20). А "чувствуется ли в вашем доме Божье присутствие?" - восклицает Б.Кленденнен. Подчеркивая необходимость "сотрудничать" с Богом, чтобы Всевышний "мог работать с нами". Возможно, пастор вынужденно использовал в преломление к вере столь популярные на сегодня слова "сотрудничать" и "работать". Но ведь вполне очевидно, о чем ведется речь. К тому же пастор раскрывает: "Вы можете видеть Божьи пути, поэтому у вас есть свобода выбора" (19).
В данном контексте современный английский философ, главный редактор журнала The Philosophers Джулиан Баггини одной из "кажущихся проблем с атеистической моральностью" называет оставляемую ею индивидууму степень "свободы персонального выбора". В свете чего "атеист и верующий находятся в одной лодке" (23). Сложно согласиться, т.к. "атеистического" Откровения не может быть по сути. Следовательно, в данной среде граница между "хорошо" - "плохо" проводится непосредственно личностью, в зависимости от его субъективного восприятия складывающейся ситуации. В религиозном же плане разрешенное и запрещенное исходит из слов Господа. Поэтому для этого берега характерна убежденность в складывании судьбы индивидуума на основе следования сказанному Всевышним. Да, здесь также "все дело заключается в выборе", но, как тонко детализирует Б.Кленденнен, до тех пор, пока он сделан, "Бог не начнет действовать" (20). Что, опять-таки, соответствует кораническому: "Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" ("Гром": 11).
Другое дело, что «Божья сила принадлежит» делающим «правильный выбор», - подчеркивает Б.Кленденнен (2). Подходя к понятию "духовная война". Данный ракурс обязательно связан с позицией, подразумевающей приходящее к нам "в момент соприкосновения с определенной сферой духовного мира" некоего сознания. "Мы не просто боремся с какими-то пороками, проступками и грехами", а сталкиваемся со "стоящими за ними умными, хитрыми и коварными" духовными силами. Тем самым, "духовная война" ведется не против каких-то явлений, но "духовных личностей, во главе который стоит основное действующее лицо - Лукавый или Дьявол" (24).
И здесь пастор подступает к важнейшему выводу: "Церковь должна" осознать отсутствие у Создателя каких-либо "проблем с дьяволом". Т.к. Всевышний "мог бы низвергнуть" последнего в ад "еще 6000 лет тому назад". Действует же Дьявол по причине служения "Божьим целям", являясь "инструментом" Господа для наказания и приучения к дисциплине народа Божьего (2). Оное также звучит в унисон кораническому: отказавшийся прислушаться к призыву Аллаха к ангелам пасть ниц перед Адамом Иблис сказал: "Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих". Всевышний согласился: "Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания" (Сура "Перенес Ночью": 62,64). Допустил Аллах искушение дьяволом "людей, чтобы мы узнали и отличили того, кто верует в Последнюю жизнь, от того, кто сомневается в ней" (Сура "Саба": 20-21). Предупредив: "Я непременно заполню Геенну тобою и всеми, кто последует за тобою" (Сура "Сад": 85).
Б.Кленденнен красиво описывает часто возникающую в свете вышеизложенного ситуацию: "Дьявол придет к вам со всевозможными предложениями богатства, успеха и т.д. Но можете быть уверены, к ним будем пришит ценник - так или иначе вам придется платить" (25). Как говорится в Новом Завете, "покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные" (Библия Иак 4: 7-8).
В данном контексте Б.Кленденнен рассматривает и следующий важнейший аспект для верующих.
 
О молитве
"Полем битвы в духовной войне" пастор определяет молитву. Поэтому "молитвенная жизнь верующего" всегда была и остается "главной целью врага", выступающего против "нашего духовного посвящения Господу". В этой связи "самым сложным моментом", по Б.Кленденнену, становится "путь к истинной молитве". "Глубокое погружение" в которую приводит "к неожиданному столкновению" с негаданно обрушивающимся на нас трудностями. "Любой ценой" мрак стремится воспрепятствовать истинному поклонению! Которое, не основываясь "на триумфальной духовной молитве, мало что значит или совсем ничего не значит" в нашем "длительном беге на ристалище". Любое "дело во имя Господа, отодвигающее молитву на задний план, не имеет никаких оправданий". Т.к. она "проливает новый свет, наполненный истинным значением", в связи с чем без нее не рождается "ни одно сколько-нибудь важное откровение". Вся "ценность истины находится в прямой зависимости от стоящей за ней молитвы" (24). Во время которой верующий находится "в высшей точке пригодности" (26).
Молитва "представляет собой душу и сущность религии", - писал американский философ и психолог, видный представитель прагматизма и функционализма (XIX-нач.ХХ вв.) Уильям Джемс. Являясь продуктом "внутренней жизни", каждое "религиозное явление... всегда и на всех своих ступенях состоит из сознания своей живой связи с высшими силами". Поэтому "в живой религии опыта и в жизни", составную и нераздельную часть которой составляет молитва, "мы сами являемся действующими лицами". Причем "не в мнимом представлении, а в самой несомненной действительности" (27).
Такое понимание обоими мыслителями контекста молитвы вполне естественно. Пророк Иса (Иисус) говорил: "Должно всегда молиться и не унывать" (Библия Лук 18:1). "Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне", - сказано в Коране (сура "Та Ха": 14). Те, "которые регулярно совершают намаз" (Коран сура "Верующие": 9), согласно Откровению оказываются в числе же преуспевших верующих. Поэтому "пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток" (Сура "Лицемеры": 9).
 
Заключение в обрамлении знаковых мыслей Б.Кленденнена
Таким образом, в условиях тотального наступления глобал-бомонда на культурно-религиозные ценности человечества, истинная вера остается важнейшим стержнем личности, могущим противостоять реализации античеловеческих идей. Поклонение Всевышнему позволит приостановить сползание к общецивилизационной катастрофе. Но "мы не можем служить Богу, если наши приоритеты смещены"(26). Потому что грехопадение наносит "смертельный удар по функциям и порядку жизни человека", становящимся "другим типом творения, совершенно отличающимся от Божественного"(2).
Да, к "Божьей силе нет коротких путей". Поэтому в целях обладания "силой, мы должны проводить много времени в Божьем присутствии"(25). Для чего необходимо отказаться "от своих личных эгоистичных игрушек", сделав "сознательный выбор быть нон-конформистами по отношению к существующей мировой системе". Не в связи с соответствием подобной позиции "наклонности нашей индивидуальности", а вследствие сосредоточения "чувств на Боге", предоставляющим "нам желание нашего сердца". Когда цель жизни замыкается на Всевышнем, и "каждый совершаемый нами выбор зависит от ответа на вопрос: есть ли в этом Божья воля?" (1). В случае такой искренней веры, как констатирует У.Джемс, "нет никакого сомнения, что руководимый" Создателем человек идет постоянно через "открытые двери" и "по самым удобным путям, почти без забот и без тревог". Осознавая и чувствуя руководство "божественной силы", верующий оценивает жизненные явления совершенно иначе, "чем это было бы при других условиях" (27). По той очевидной причине, что "образы" мирской жизни преходящи", погибая "по мере их использования" (2).
"Не существует альтернативы, - писал Б.Кленденнен, - или Бог - центр вашей вселенной, и мы должным образом приспособились к Нему, или мы сделали центром самих себя. Когда центр неверный, тогда все наши расчеты неправильны" (1). Т.к. "мирская жизнь – всего лишь игра и потеха. Если вы уверуете и будете богобоязненны, Он дарует вам вашу награду" (Коран Сура "Мухаммад": 36). Ибо "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Библия Рим. 8:28).
 
P.S. Читатель может задаться вопросом, по какой причине автор посчитал целесообразным цитировать Коран в преломление к сказанному Б.Кленденненом? Ответ вырисовывается из Откровения, согласно которого Аллах "ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие), которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)" (Сура "Семейство Имрана: 3-4").
 
Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру