Главная>Новости>Аналитика>Искусство проповеди

Искусство проповеди

Искусство проповеди
Конечно же, и, прежде всего, проповедь - это труд. Но любую работу можно превратить в искусство, если приложить к ней своё старание, свой талант и свои способности.
01.04.2010

 ГОМИЛЕТИКА (греч. homileo – общаться, беседовать с кем-либо), так называется раздел христианского богословия, посвященный подготовке и произнесению проповедей.

Как наука гомилетика начала формироваться в 3 веке А.D. Ориген первым высказал мысль, что проповедь является не только наитием свыше, но и плодом личного творчества проповедника. В настоящее время предмет гомилетики прочно закрепился в программе изучения семинарий и других духовных учебных заведений. Существует ряд прекрасных богословских трудов посвящённых этой теме.
 
Что же представляет собой христианская проповедь?
Проповедь – это возвещение евангельского учения посредством речи. Проповеди можно разделить на два основных типа: «миссионерские», обращенные к неверующим, и пастырские, обращенные к тем, кто уже уверовал.
 
Любая проповедь – это есть продукт отражения небесной истины, прошедшей через призму человеческого восприятия. То количество «небесного света», которое достигает слушателя посредством проповеди, напрямую зависит от степени внутренней чистоты проповедника. Под внутренней чистотой проповедующего следует понимать степень просвещённости божественной истиной духа, души и тела человека. Способность ясно и  последовательно рассуждать, понимание цели и задачи церкви и своей собственной миссии на Земле, находят своё выражение в жизни и поведении проповедника. В его интонациях, методиках и стиле, в его актуальности эпохе, современником которой он является, той страны, где проповедует, с учётом всех её культурно-этнографических особенностей.
 

Чтобы стать успешным проповедником сегодня недостаточно знания одних основ христианкой веры, хорошего образования, знания истории и языков. Все эти качества, безусловно, важны и имеют огромное значение, но не они являются главными и определяющими факторами.

Тысячи людей на планете, ежегодно заканчивают профильные институты и становятся архитекторами. Но мы можем назвать имена лишь единиц, возможно несколько десятков людей, создавших шедевры архитектуры и превративших свою профессию в искусство, способное поразить величием своих творения.

 
Проповедь – это тоже искусство. Конечно же, и, прежде всего, проповедь - это труд. Но любую работу можно превратить в искусство, если приложить к ней своё старание, свой талант и свои способности.
Каждый человек уникален и открытие в себе дарований, данных Богом, развитие их в жизни, помогают каждому максимально использовать свой потенциал и становиться мастером своего дела на том поприще, которое он избрал.
 
   Важным является то, в какой форме проповедник открывает слушателям божественную истину. Конечно, от того, в какой форме божественные глаголы предстанут пред слушателям, не зависит их первоначальная ценность. Но с драгоценными жемчужинами Божьих откровений можно обращаться по-разному. Можно просто бросаться ими в прихожан с кафедры, в надежде, что кто-нибудь их поймает. А можно эти же жемчужины отсортировать и нанизать на нить, превратив их тем самым в прекрасные жемчужные бусы.
Возьмём, к примеру, природные алмазы. Чтобы алмаз превратился в бриллиант, он должен пройти обработку, огранку, прежде чем, как говорится, начнёт «играть». Но и это ещё не всё. Бриллианты не носят в карманах брюк. Их помещают в оправы, для удобного и комфортного ношения на теле или одежде человека. Только в этом случае, можно говорить о достижении цели, при которой камень исполнил своё предназначение, вызвав восторг у окружающих и созерцающих его великолепие.
В том же ключе необходимо рассматривать и проповедь, как послание небес  человечеству. Бог предоставляет материал, а человек осмысливая и переживая его, превращает божественную истину в произведение искусства, наделяя ей практической ценностью. В этом и состоит партнёрство, сотрудничество Бога и человека, Творца и творения. В этом таинстве происходит соединение трансцендентного и имманентного в одно целое.
    Соединение небесного и земного в одно целое, не есть профанация божественных откровений, как полагают некоторые рьяные защитники чистоты идей. Наоборот, это задача, которую ставит Создатель вселенной перед человеком, задача, которая может и должна быть решена здесь на Земле.
Даже Христос, придя на Землю, представлял собой соединение как божественной, так и человеческой природы, носителем которых он был, которые вместе с тем, в нём не смешивались, но представляли собой гармоничное единое целое. (Что постулировано на Халкидонском соборе церкви в 451 году А.D, осудившим монофизитскую ересь и утвердившего текст Символа веры)
 
Проповедь также есть соединение в одно целое Божьего откровение и опыта человека.
Проповедь всегда должна быть актуальна и современна, как же, как и Церковь. Можно даже поспорить с тем утверждением, что существует некая «древняя» и «современная» церкви. Ведь то, что принято называть «древней» церковью сегодня, являлось по-сути наисовременнейшей церковью для той эпохи, в которой она существовала.
Поэтому стремления некоторыми богословами наших дней увязать проповедь с традицией, поместить её в некие рамки, сродни попытки законсервировать истину Божью. Однако проповедь, как продукт, объединяющий в себе правду земную и небесную и потому адаптированный и стилизованный под ту эпоху, в которой он пребывает, имеет и свой срок годности. И, несмотря на то, что один из компонентов его начинки имеет непреходящее и вечное значение, способность его быть совместимым с той эпохой, в которой его стремятся употребить без последствий вреда здоровью, напрямую зависит от умения проповедника грамотно связать в одну композицию звучание небесных сфер и тональность современности.
   Апостол Павел прекрасно понимал это, поэтому его проповеди и его служение имели в своё время успех. Пожалуй, его единственного не тяготил груз предания и традиции, ввиду того, что он не был лично знаком с Иисусом в его земной жизни, не путешествовал с ним и его учениками. В этом смысле Павел уже является нарушителем традиции, о которой так любят поговорить некоторые и проповедовал учение так, как сам его понимал, а не как его научили. (Гал.1: 11-12) И всё же, несмотря на это, а может и благодаря этому, он оказался способен написать добрую половину всего Нового Завета. А если согласиться с мнением о том, что авторство послания Евреям также принадлежит апостолу Павлу, то получается, что Павел написал больше канонических книг, чем все 12 апостолов вместе взятые, несмотря на их славную традицию и преемственность.
Судя по всему, традиция не играет такую уж важную роль, которую ей старательно приписывают, и не является абсолютным критерием истинности. Сама же истина всегда была и остается современной и актуальной.
То, что действительно утомляет в некоторых церквях сегодня, так это отсутствие в проповедях богословской глубины, поверхностность и однобокость. В некоторых приходах уже давно звучат одни и те же проповеди, выступают одни и те же проповедники, повторяющие с кафедры одно и то же из года в год. С таким же успехом можно было сделать запись и включать фонограмму. Результат будет тот же.
Многие прихожане не покидают церковь лишь потому, что идти больше некуда, а вовсе не по причине великолепного богослужения, прославления или замечательной гомилии.
Другие продолжают посещать собрания по причине того, что им нравится раздающееся с кафедры церквей убаюкивание, усыпляющее, подобно индийским мантрам, и создающее иллюзию покоя, защиты и безопасности.
Разбудить такие общины способна только хорошая встряска. Но виду большого дефицита в современном евангельском движении по-настоящему одарённых проповедников, возникает реальная опасность того, что эти церкви уснут «навечно».
Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру