Разделение возникает, когда человек отвергает свои черты характера, свои пределы, свои зависимости, свои грехи... Многие люди пытаются убежать от самих себя.
Они бегут от своих страхов, прячутся от своих грехов. Они избегают неприятных ситуаций и конфликтов с другими. Но все то, от чего они бегут, остается с ними. От себя не убежишь.
Есть поучительная история о том, как один человек попытался убежать от собственной тени. Он ускорял бег, но когда оглядывался, опять видел ее. Он пытался отбросить свою тень. Гнал и гнал себя дальше, мчался и мчался, пока
ни упал замертво. Точно так же мы не можем отбросить то, что составляет черты нашего характера. В Священном Писании читаем: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13: 23).
Бежать от самого себя бесполезно. Так мы не избавимся от наших зависимостей, грехов, слабостей. Остается лишь одно: остановиться и примириться с тем, что в нас есть.
Примириться с собой – значит простить себя. Это порой более сложно, чем простить другого человека. Необходимо понять, что именно вы в себе отвергаете, на что не даете себе право. Это может быть негативное отношение к близкому человеку. Это могут быть ваши страхи, слабости и пределы. Я знал одного человека, который не мог бросить пить. Сергей боролся с этим своим пристрастием и постоянно терпел поражение. Запои продолжались по нескольку дней, а после он впадал в глубокое уныние и называл себя «безвольным слабаком». Через некоторое время он вновь начинал пить. «С горя». Сергей чувствовал, что в нем живут как будто два человека. Один пил и получал от алкоголя успокоение в своем страдании, а другой ненавидел первого за эту слабость. В разделении и была его главная проблема.
Однажды мне пришлось разговаривать с женщиной, которая стыдилась того, что в детстве ее били. Отца своего она простила, отношения у них наладились. Фактически, она переживала из-за разделения в своем сердце. Она любила отца и одновременно ненавидела себя за свои прошлые чувства к нему. Ее терзала мысль, что она плохая дочь и плохая христианка, если могла раньше ненавидеть отца, который так много для нее сделал. В результате у нее развилась бессонница, разладилось здоровье.
Другая женщина призналась в том, что ненавидит себя за удовольствие, которое испытала во время инцеста с отцом. С одной стороны, те мгновения были единственными, когда она чувствовала себя любимой и желанной (отец практически внимания дочери не уделял). С другой стороны, женщина понимает, что инцест – тягчайшее оскорбление ее личности. В сердце женщины разделение. Нередко бывает, что у человека целый букет проблем. Он чувствует, что его сердце словно разбито на множество осколков, и очень страдает. Конфликт с самим собой – самый серьезный конфликт, в какой только мы можем ввя-
заться. И если его не разрешить, можно получить трагиче-
ские последствия.
Такому человеку необходимо осознать свою проблему (или проблемы) и принять себя таким, какой он есть, простить себя за слабость, за боль и реакцию на нее, и примириться с собой. Разрешите себе оставить внутри то, от чего вы хотели бы убежать. Откажитесь от попыток отбросить это. Что есть, то есть.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Мир, который возлюбил Бог, состоит из людей, и каждый человек ценен и дорог для Бога, ведь Он любит каждого из нас, несмотря на наши недостатки, слабости и пороки. Любит так, что отдал ради спасения нашего Свою жизнь. Какое же мы имеем
право отвергать, ненавидеть, презирать себя? Если я признаю Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, то должен примириться с собой. Право же судить принадлежит только Богу. Нас никто не уполномочивал искать виновного.
Однако всякий раз, когда мы чувствуем боль, дьявол убеждает нас, что нам станет легче, как только мы найдем того,
кто виноват в нашей боли. Иногда человеку кажется, что он сам и есть тот виноватый. Но в действительности, думать
так не более справедливо, чем обвинять кого-то другого. Чем больше я обвиняю, тем упорнее повторяется один
и тот же негативный опыт. Обвинение несет один единственный результат - оно делает людей несчастными.
Мы всегда можем обратиться к Богу в молитве, но мы не можем молиться, не будучи готовы встретиться с реальностью. Но для того, что бы молиться, нужно принять себя со всеми своими проблемами.
В молитве я встречаюсь с моими слабостями, подавленным гневом, разочарованием, с теми ранами, которые нанесла мне жизнь, со своим страхом, недовольством, грустью, одиночеством. Молиться – означает предстать перед Богом. Только когда я предстаю перед Ним таким, какой я есть, я смогу испытать в молитве мир и покой. Когда я открываю свои проблемы Божьей
любви, вместо того, чтобы вновь и вновь копаться в них и осуждать себя, мои проблемы разрешаются. Ведь я доверяюсь Тому, Чья целительная любовь, коснувшись моих ран, проникнет в самую их суть и исцелит. И я снова стану цел и невредим.
Владимир Аксенов специально для protestant.ru