Хотелось бы еще, конечно, чтобы при этом мы Бога вспомнили.
Итак…
«И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву и Дедана. Сыны Дедана были: Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25:1-10).
Жизнь – штука сложная. Потому что в ней много чего складывается. У кого лет много в стопочку (у Авраама, к примеру, 175), у кого стопочек много, у кого трупов, по которым он складывал (или «прокладывал») себе путь вперед и вверх, и у всех — грехов.
У Авраама к концу жизни, кроме того, что складывается у нас всех, сложилось еще и особое семейное положение. Мы все, чем больше живем, тем больше обрастаем шуринами, невестками и внучатыми племянниками. А вот Авраам оброс женами. В графе «семейное положение» он должен был бы написать «трижды женат». Правда, в 1 Пар. 1:32 Хеттура названа наложницей, но кто докажет мне и советскому гражданскому праву, что наложница — это не жена, перед тем я шапку сниму. Куплю и сниму. Вот и в Библии она то жена, а то наложница.
И со всем, что в жизни у нас наскладывалось, хочешь не хочешь, а нужно разбираться. А если живешь ты с Богом, то хочешь не хочешь, нужно разбираться по-божески. Нам так хочется увильнуть, обойти, нам кажется: рассосется, зажмуришь глаза, а потом откроешь — и нет Измаила. Но не рассасывается ничего, но путаются под ногами и Измаил, и Зимран, и Иокшан, и Медан, и Мадиан, да еще и Ишбак с Шуахом зубы на наследство точат.
Авраам с наследством разобрался по-божески. Главное наследство — Исааку. Но и остальные — тоже дети. Правда, их он все-таки отослал от Исаака, от греха подальше.
Жизнь — штука сложная. Кажется, Исаак — конец, делу венец. А до конца тут было еще ой как далеко.
Это было «падение»? Кто его знает. Но не взлет, это точно. Вообще, жизнь наша чаще всего не укладывается в схему устремленной вперед и вверх линии, как в Звездном городке.
Но, прежде чем осуждать Авраама и чертить график его духовности, нужно вспомнить слова товарища Сухова: «Восток — дело тонкое».
Так и Августин из своего римско-карфагенского запада считал. И вообще, что тут долго говорить? Чужие грехи и грешки видны как на ладони, особенно через несколько тысяч лет. Со своими проблема. А чужие — только дай.
Так что давайте на своих жен (прошлых, настоящих и будущих), точнее, на себя внимательнее смотреть, а не на Хеттур и Сарр заглядываться.
Рубить сплеча можно в своей душе — словом Божьим по грехам. А в чужих… Восток — дело тонкое. И Запад — тонкое, даже если он дикий, загнивающий или тот, который «нам поможет».
А третья пословица у нас будет перевернутая. Говорят, что «Жизнь прожить — не поле перейти». А в 25-й главе книги Бытия речь идет о том, что «жизнь прожить — поле не перейти».
«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему» (Быт. 25:7, 8).
Это про то, что «жизнь прожить», а…
«И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25:9, 10).
Это про то, что «поле не перейти».
Аврааму никак нельзя было перейти поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина. Никак. И не потому, что Сарра там была похоронена. А потому что Господь ему сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
И указал Он эту землю, на которой у Авраама до 86 лет не было проблем с сыновьями, а до 137 лет не было никакой недвижимости. А раз указал — то переходить поле Ефрона нельзя было. На нем нужно было и умирать.
И если уже говорить о геройстве веры Авраама, о его подвиге, то главный подвиг был не на страшной вершине горы Мориа, а на тихом поле Ефрона, которое Авраам все-таки так и не перешел, хотя было дело — уходил и в Египет, и к царю Герарскому. Задача, поставленная Аврааму Богом, была простая, как грабли — пойти в землю, которую укажет Бог, и дождаться сына от Сарры. Он пошел (хотя иногда из этой земли и выходил) и дождался (хотя при этом обзавелся еще и Измаилом, и Шуахом).
Вот в чем его подвиг. А что пути часто кривенькие были, что из Египта появилась Агарь, а еще откуда-то — Хеттура, так разве ж мы сами не такие?
Ой вы, дарожанькі людскія,
Пуцінкі вузкія, крывыя!
Вы следам цьмяным снуяцеся
І ўсё блукаеце, бы ў лесе,
Вас горне шлях прасторнай плыні
І далягляд ружова-сіні,
Дзе так панадна свеціць сонца,
Дзе думка тчэ свае красёнцы,
Каб новы свет жыцця саткаць,
Заспакаенне сэрцу даць
И разагнаць яго трывогі!..
Прасторны шлях! Калі ж, калі
Ты закрасуеш на зямлі
І злучыш нашы ўсе дарогі?
(Якуб Колас. Новая Зямля)
Для нас всех тоже очень важно найти свое поле. И не переходить. И по-божески жить с теми, на чьей земле это поле (покупка его Авраамом, Быт. 23), и по-божески разбираться с теми, кого нажил за свою на этом поле жизнь. Но с поля не сходить.
Потому что именно через это поле ведет путь в “новы свет жыцця (новый мир жизни)”. Только не “прасторны”, а узкий путь.
Так что «жизнь — штука сложная», «Восток и Запад — дело тонкое», а самое главное:
Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за то, что перешел свое поле, не исполнил Божьего для себя предназначения: «подвигом добрым не подвизался, течения не совершил, веры не сохранил» (2 Тим. 4:7).