Главная>Новости>Аналитика>Жизнь прожить — поле не перейти

Жизнь прожить — поле не перейти

Жизнь прожить — поле не перейти

Хочу предложить вам прочитать десять стихов из Писания, вспомнить три русских поговорки и финал самой известной белорусской поэмы.

27.10.2010

Хочу предложить вам прочитать десять стихов из Писания, вспомнить три русских поговорки и финал самой известной белорусской поэмы.
 
 
Хотелось бы еще, конечно, чтобы при этом мы Бога вспомнили.
Итак…
 
«И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву и Дедана. Сыны Дедана были: Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25:1-10).
 
Жизнь – штука сложная. Потому что в ней много чего складывается. У кого лет много в стопочку (у Авраама, к примеру, 175), у кого стопочек много, у кого трупов, по которым он складывал (или «прокладывал») себе путь вперед и вверх, и у всех — грехов.
 
У Авраама к концу жизни, кроме того, что складывается у нас всех, сложилось еще и особое семейное положение. Мы все, чем больше живем, тем больше обрастаем шуринами, невестками и внучатыми племянниками. А вот Авраам оброс женами. В графе «семейное положение» он должен был бы написать «трижды женат». Правда, в 1 Пар. 1:32 Хеттура названа наложницей, но кто докажет мне и советскому гражданскому праву, что наложница — это не жена, перед тем я шапку сниму. Куплю и сниму. Вот и в Библии она то жена, а то наложница.
 
И со всем, что в жизни у нас наскладывалось, хочешь не хочешь, а нужно разбираться. А если живешь ты с Богом, то хочешь не хочешь, нужно разбираться по-божески. Нам так хочется увильнуть, обойти, нам кажется: рассосется, зажмуришь глаза, а потом откроешь — и нет Измаила. Но не рассасывается ничего, но путаются под ногами и Измаил, и Зимран, и Иокшан, и Медан, и Мадиан, да еще и Ишбак с Шуахом зубы на наследство точат. 
 
Авраам с наследством разобрался по-божески. Главное наследство — Исааку. Но и остальные — тоже дети. Правда, их он  все-таки отослал от Исаака, от греха подальше. 
 
Жизнь — штука  сложная. Кажется, Исаак — конец, делу венец. А до конца тут было еще ой как далеко. 
Это было «падение»? Кто его знает. Но не взлет, это точно. Вообще, жизнь наша чаще всего не укладывается в схему устремленной вперед и вверх линии, как в Звездном городке.
 
Но, прежде чем осуждать Авраама и чертить график его духовности, нужно вспомнить слова товарища Сухова:  «Восток — дело тонкое».
 
Так и Августин из своего римско-карфагенского запада считал. И вообще, что тут долго говорить? Чужие грехи и грешки видны как на ладони, особенно через несколько тысяч лет. Со своими проблема. А чужие — только дай. 
Так что давайте на своих жен (прошлых, настоящих и будущих), точнее, на себя внимательнее смотреть, а не на Хеттур и Сарр заглядываться.
 
Рубить сплеча можно в своей душе — словом Божьим по грехам. А в чужих… Восток — дело тонкое. И Запад — тонкое, даже если он дикий, загнивающий или тот, который «нам поможет».  
 
А третья пословица у нас будет перевернутая. Говорят, что «Жизнь прожить — не поле перейти». А в 25-й главе книги Бытия речь идет о том, что «жизнь прожить — поле не перейти». 
 
«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему» (Быт. 25:7, 8).
Это про то, что «жизнь прожить», а… 
 
«И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25:9, 10). 
 
Это про то, что «поле не перейти». 
Аврааму никак нельзя было перейти поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина. Никак. И не потому, что Сарра там была похоронена. А потому что Господь ему сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). 
 
И указал Он эту землю, на которой у Авраама до 86 лет не было проблем с сыновьями, а до 137 лет не было никакой недвижимости. А раз указал — то переходить поле Ефрона нельзя было. На нем нужно было и умирать.
И если уже говорить о геройстве веры Авраама, о его подвиге, то главный подвиг был не на страшной вершине горы Мориа, а на тихом поле Ефрона, которое Авраам все-таки так и не перешел, хотя было дело — уходил и в Египет, и к царю Герарскому. Задача, поставленная Аврааму Богом, была простая, как грабли — пойти в землю, которую укажет Бог, и дождаться сына от Сарры. Он пошел (хотя иногда из этой земли и выходил) и дождался (хотя при этом обзавелся еще и Измаилом, и Шуахом). 
 
Вот в чем его подвиг. А что пути часто кривенькие были, что из Египта появилась Агарь, а еще откуда-то — Хеттура, так разве ж мы сами не такие? 
Ой вы, дарожанькі людскія,
Пуцінкі вузкія, крывыя!
Вы следам цьмяным снуяцеся
І ўсё блукаеце, бы ў лесе,
Вас горне шлях прасторнай плыні
І далягляд ружова-сіні,
Дзе так панадна свеціць сонца,
Дзе думка тчэ свае красёнцы,
Каб новы свет жыцця саткаць,
Заспакаенне сэрцу даць
И разагнаць яго трывогі!..
Прасторны шлях! Калі ж, калі
Ты закрасуеш на зямлі
І злучыш нашы ўсе дарогі?
(Якуб Колас. Новая Зямля)
 
Для нас всех тоже очень важно найти свое поле. И не переходить. И по-божески жить с теми, на чьей земле это поле (покупка его Авраамом, Быт. 23), и по-божески разбираться с теми, кого нажил за свою на этом поле жизнь. Но с поля не сходить.
Потому что именно через это поле ведет путь в “новы свет жыцця (новый мир жизни)”. Только не “прасторны”, а узкий путь.  
Так что «жизнь — штука сложная», «Восток и Запад — дело тонкое», а самое главное:
Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за то, что перешел свое поле, не исполнил Божьего для себя предназначения: «подвигом добрым не подвизался, течения не совершил, веры не сохранил» (2 Тим. 4:7).
 
Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру