Мама одного подростка сказала, что ей хватило несколько дней после наших советов не заставлять ребенка что-то делать, чтобы перестать им следовать :) Женщина уверяет, что как-то только она ослабила контроль, мальчик стал делать совсем не то, что должен, а за секцию заплачено! Уроки делать надо все, а не только математику! И т.д.
Волнение и тревогу матери понять можно, но давление на детей неизбежно встречает противление, выражающееся в разных формах. Чтобы избежать конфликта принуждения, лучше с самого детства приглядываться, чем увлекается ребенок: это могут быть игры в куклы, собирание пазлов, у детей постарше — игра в футбол, например, бальные танцы или современная музыка... Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными, но для ребенка они важны и интересны! Постарайтесь не осуждать и не запрещать эти увлечения сразу, а постараться понять, что же там важного для вашего дитяти.
Очень хорошо, если он сам расскажет, что же его там притягивает. Еще лучше, если вы примите участие в занятиях ребенка. Обычно дети с восторгом встречают такой интерес родителя. К тому же, участвуя, вы сможете начать передавать ребёнку то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книги или статей об интересующем ребёнка предмете. И это без всяких нотаций и нравоучений.
Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер рассказала историю одного отца. Сначала, он, по его словам, изнывал от громкой музыки в комнате сына, но потом пошёл на «последнее средство»: собрав скудный запас знаний английского языка, он предложил сыну разбирать и записывать слова зарубежных песен. Результат не замедлил: музыка стала тише, а у сына пробудился такой сильный интерес к английскому языку, что впоследствии он поступил в институт иностранных языков и стал профессиональным переводчиком.
К сожалению, многие хорошие занятия, которые предлагают детям родители и учителя, не приживаются, особенно если они сопровождаются жёсткими требованиями и упрёками. Но те же самые занятия хорошо «ложатся» на уже существующие увлечения. Пусть поначалу эти увлечения примитивны, с вашим участием они могут развиться во что-то серьёзное и прекрасное. И это, кстати, не исключает дисциплины и выполнения определённых обязанностей, но это отдельный разговор...
Юлия Вдовина, специально для www.protestant.ru