Главная>Новости>Аналитика>Светское и религиозное лидерство в России | ЭКСКЛЮЗИВ

Светское и религиозное лидерство в России | ЭКСКЛЮЗИВ

Светское и религиозное лидерство в России | ЭКСКЛЮЗИВ
Очень интересно видеть, что светские люди пытаются осмыслить такое важное явление, как лидерство в нашей стране.
31.03.2011

Автор : Старший пастор Церкви "Свет Истины" Валерий Треногин

Недавно прочитал статью Е.С.Авраменко «Лидерство: Российский контекст» и мне стало интересно сравнить эволюцию светсткого и религиозного лидерства в нашей стране.

Очень интересно видеть, что светские люди пытаются осмыслить такое важное явление, как лидерство в нашей стране.

Хотя я лично не имею большого опыта общения с лидерами из сферы бизнеса, поэтому мой взгляд на эту проблему более специфичный, так как я могу говорить только о церковных лидерах протестантских деноминаций.

Как, человек работающий с церковными лидерами и сам воспитывающий лидеров, а также общаясь с лидерами в других странах, ощущаю разницу в менталитете русских и иностранных лидеров. Действительно, пока наша страна была закрыта для иностранцев и мы не встречались с людьми из других стран, сравнивать было не с чем.

Была одна идеология –коммунистическая и был один враг - воинствующий атеизм. В девяностых годах, когда двери открылись, мы увидели, что мы не единственные и когда впервые встретились с лидерами западного типа, тогда и задумались над тем, какие мы лидеры. Интересно, что одни из первых семинаров, которые стали проводить у нас иностранцы – это были семинары по руководству и лидерству.

Поэтому считаю, что именно религиозные лидеры стали получать качественное и современное образование в вопросах лидерства раньше, чем их светские коллеги. В то время все это для нас было странно и ново, но я до сих пор благодарен им за тот сдвиг, который они произвели в нашем сознании. Мы абсолютно были не готовы и не задумывались над вопросами лидерства и управления, хотя на практике эту деятельность осуществляли. Я думаю, что светские лидеры были лучше подготовлены в сфере лидерства, так как они имели возможность учиться и получать образование, в то время как религиозные лидеры в особенности протестантских общинах такой возможности были лишены.

Россия действительно становится влиятельной державой, но в вопросах лидерства мы все ещё отстаем от наших европейских партнеров.

К нам все ещё относятся как к тем, кого надо учить и учить и, я думаю, это больше всего происходит потому, что мы все еще зависим от Запада в технологическом и финансовом плане. И когда Русские люди начинают «сорить деньгами», у западноевропейцев это вызывает шок. Хотя постепенно ситуация меняется и теперь уже русских религиозных лидеров
приглашают на запад не только свидетельствовать, но уже и учить.

Конечно, Российский менталитет формировался в очень непростых условиях, но я не согласен с автором статьи в том, что по его мнению: «Русская душа отличается стремлением к высокому в расширенном формате» и русский народ живет по принципу «барин нас рассудит». Выражение что: «Русская душа отличается стремлением к высокому в расширенном формате» я считаю мифом, штампом, который приятен автору статьи.

Как служитель церкви, я общаюсь с сотнями простых людей и не вижу у них стремления к высокому, да еще в расширенном формате. Современные россияне живут банально и просто, и большинство из них уже разучились даже мечтать о лучшей жизни. В то же время меня удивляет выживаемость и терпеливость русских людей. На мой взгляд, пик мечтаний простого россиянина: «как бы уехать из этой страны» и если ему представится такая благоприятная возможность, он непременно ей воспользуется.

Если говорить о высших слоях общества, то они настолько далеки от народа, что о возвышенных стремлениях их душ говорить очень сложно и как автор об этом узнал, остается загадкой. По поводу выражения «барин нас рассудит» я думаю это тоже выражение из далекого прошлого, и после семидесяти лет советской власти лагерное выражение: «Не верь, не бойся, не проси» более подходит к Российской действительности.

Люди пишут письма президенту и премьер-министру как в последнюю инстанцию, но веры в то, что директора им помогут, нет ни у кого. «Они о нас не думают» или «Им не до нас» - это стандартное выражение простого рабочего. Неверие начальству, работодателю, цинизм и самоубийственное безрассудство – вот основные черты россиян, но отнюдь не стремление к высокому и ожидание помощи от барина.

Я согласен с автором, что сейчас в стране произошел кризис соборности и авторитарности, но если говорить о религиозной сфере, то здесь как раз и ничего не меняется. Стиль руководства современных пасторов как раз и строится в большинстве своем на авторитарности и соборности. Не могу сказать плохо это или хорошо для данной сферы, но факт остается фактом.

В этом плане мы отличаемся от западных церквей и более близки к восточному типу. Тип управления наших церквей - нечто среднее между западным и восточным. Внешнее служение - Западный стиль, а управление - Восточный.

Если говорить об отношениях в семьях, то здесь авторитаризм давно разрушен, отец в семье – это или ещё один ребенок или существо неопределенного вида. Мамы, в большинстве своем, подымают и воспитывают детей в одиночку даже при живом отце.

Средняя продолжительность жизни мужчины в России 50 лет! Но вот принцип соборности в семьях свято соблюдается. Правда не барин, а «Мама мне поможет!» - вот лозунг современных молодых людей, и в этом мы действительно кардинально отличаемся от Запада. Про большие семьи в деревнях, автор здесь явно приврал, разрушенные и пустые деревни больше говорят об этом сами за себя. Советская власть давно отучила людей иметь более 1-2 детей. «Папа, мама и я – вместе дружная семья!»- это девиз нашего детства.

В главе «Проблемное поле Российского лидерства» автор говорит о харизматическом лидерстве. Похоже, что автор использует это слово, не понимая его истинного значения. На мой взгляд, под понятие харизматичность в русском варианте более подходит слово хамство.

Россия растеряла свой харизматичный потенциал. Посмотрите на последних руководителей Советского Союза – серость, двух слов без бумажки сказать не могли! Вот он, массовый продукт Советской власти!

Горбачев и Ельцин были по-настоящему харизматическими лидерами, но основная масса «Гомо советикус», ничем не выделяющаяся серая масса людей. Как такое общество может рождать харизматичных лидеров? В основной массе современные руководители не могут владеть силой слова. Авторитаризм и хамство – вот истинный стиль российских руководителей.

Харизматичность - это слово, заимствованное из церковного лексикона, означающее наличие духовных даров – харизмы, в светском лексиконе это выражение означает яркую, запоминающуюся личность. Но в таком случае пьяный дебошир в общественном транспорте тоже попадает под категорию харизматичного человека. Непонимание сути слов автором может завести читателя в тупик. Что касается харизматичных церковных лидеров, то девяностые годы дали нам их большое количество, и слово «харизмат» стало нарицательным.

Церковь, в отличие от государственной серости, сохранила свою индивидуальность, и поэтому современные протестантские церкви страдают больше не от их отсутствия, а от их избытка.

Что касается светских лидеров, то лидерами многих из них назвать сложно, к за ними люди не пойдут, так как их знает ограниченный круг лиц. Их поведение по отношению к рабочим больше напоминает поведение временщиков, которым нужно быстрее получить максимальную прибыль с предприятия, а если этого не получается, то продать его другим «лидерам» целиком или по частям. Вряд ли у работников таких предприятий есть возможность для карьерного роста и развития своих лидерских качеств. В основном, в России возможность для карьерного развития имеют работники сферы услуг и энергетики.

На мой взгляд, в России, в сфере услуг приживается западный стиль продаж с азиатским стилем руководства, то есть, авторитаризм без внимания к людям. В главе «российский лидер: кто он?» автор говорит о лидерах трех генераций – советской, перестроечной и постперестроечной.

Действительно, светские «советские ветераны» порой более успешно адаптируются к новым условиям, но это не совсем подходит к религиозной сфере. «Советские ветераны» достаточно быстро оставили свои позиции в религиозной сфере, многие из них уехали в Америку, где в одной церкви порой могло находиться по несколько епископов или пресвитеров. Лидеры перестроечной формации, которых появилось очень много, «различных мастей», были порой действительно случайные люди, которые быстро заполнили образовавшийся «вакуум», не имеющие реального опыта управления людьми, ни религиозного опыта.

Многие из таких лидеров «сломались», не выдержав бремени реальных нагрузок, критикой, славой и деньгами, так как для того, чтобы быть лидером в религиозной сфере, нужно, чтобы за тобой действительно шли люди и приказом сверху этот вопрос не решить. Поэтому многие из тех религиозных лидеров, кто стал во главе больших церквей в 90-х, потеряли на сегодня свои позиции. Но в то же время многие подвижники достигли реальных успехов в лидерстве и очень успешно развили свои организаторские таланты.

Во многом благодаря их работе была сформирована материальная и учебная база, включающая в себя: учебные заведения, издательства, миссии и конечно большие крепкие церкви. Что касается светских лидеров постперестроечной формации, то сейчас сложно что-то о них говорить, так как они ещё не проявили себя. Но похоже, они действительно унаследовали от предыдущего поколения худшие черты: ориентирование на кратковременный успех. Будучи сам студентом светского ВУЗа, я убедился, что старая система образования не в состоянии подготовить лидеров необходимого качества, новые ВУЗы типа MBА очень элитарные и доступны не всем.

Что касается нового постперестроечного поколения подрастающих религиозных лидеров, то сейчас они массово пошли учиться и, благодаря успешной работе религиозных учебных заведений, получают образование, необходимое для работы с людьми.

Благодаря хорошей, современной системе образования, способной обучить необходимое количество учащихся, религиозные лидеры смогли подготовить свои, национальные кадры преподавательского состава. К примеру, РХГА по качеству преподавательского состава и подготовки студентов религиоведов во многом превосходит светские ВУЗы. Кроме подготовки специалистов в области богословия, религиоведения и социальной работы религиозный ВУЗ СпБХУ начал подготовку по специальности «лидерство и управление», тем самым еще больше развивая возможности религиозной системы образования.

Надо полагать, что среди религиозных лидеров в скором времени количество образованных людей будут больше, чем в среде светских. Кроме того, религиозные лидеры будут лучше образованы, чем светские специалисты, потому, что люди, получающие религиозное образование, учатся более добросовестно, чем светские студенты и для светских лидеров покупка диплома является нормальным явлением.

Можно сказать, что религиозные и светские ВУЗы развиваются «голова в голову», но религиозные ВУЗы при всей ограниченности бюджетов достигают гораздо больших результатов, чем их светские собратья с многомиллионным оборотами. Конечно, государство сейчас вкладывает миллиарды в развитие современной системы образования и подготовке современных лидеров, и это должно дать определенные результаты, но это не создаст мотивацию настолько же сильную, как у религиозных лидеров.

Поэтому я считаю, если государство сможет найти возможности, как использовать людей, которые имеют религиозную мотивировку служения своему государству, то оно сможет достигнуть колоссальной синергии в своем развитии.

В свое время царь Петр I использовал эти возможности, пригласив иностранных специалистов из протестантских стран, и получил потрясающий результат: из отсталой, аграрной страны Россия вышла в лидеры мировых держав, разгромив одну из ведущих технологически развитых стран – Швецию, ту же самую политику поддерживали все последующие монархи. Настало время использовать свой потенциал религиозных лидеров для развития российского лидерства и экономического потенциала страны.

 

Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру