Главная>Новости>Аналитика>Размышление у парадного подъезда от Юрия Смирнова | ЭКСКЛЮЗИВ

Размышление у парадного подъезда от Юрия Смирнова | ЭКСКЛЮЗИВ

Размышление у парадного подъезда от Юрия Смирнова | ЭКСКЛЮЗИВ

Как быть с несправедливостью.

12.04.2011
Как быть с несправедливостью

Еще одна поступила заявка. Вопрос в заявке серьезный, принципиальный, глобальный, можно сказать. Вопрос о справедливости. В смысле что делать, когда сталкиваешься с несправедливостью. Что с ней на свете сталкиваешься, не надо говорить никому живущему (или жившему). Формы несправедливости бывают разные, с национальным и временным колоритом, но без нее жизни не бывает. Порой вообще бывает, что справедливости вокруг никакой не просматривается, а несправедливость на несправедливости едет и несправедливостью погоняет. Не мне вам рассказывать…
 
И совершенно естественно, что христианство этот вопрос стороной обойти никак не могло, оставить без внимания не намеревалось. Один из лучших апологетов и христианских мыслителей-писателей XX века сказал такие вот слова:
«Боль, страдание и непрочность человеческой жизни всегда были известны людям. Наша вера возникла среди народа, зажатого между великими воинственными империями, подвергавшегося нашествиям, уводимого в плен, познавшего трагедию побежденных, как Армения или Польша. Нелепо считать, что страдание открыла наука. Отложите эту книгу и подумайте пять минут о том, что все великие религии возникли и много веков развивались в мире, где не было наркоза».
 
А сам автор христианства, его родоначальник и инициатор, в первой же своей публичной проповеди много говорил о реакции на несправедливость. Говорил много. Слушали Его мало (если слушали вообще). По-человечески что в Иудее I века, что в Эритрее XXI-го принято поступать как-то иначе. Уж очень мы чтим такое толкование Ветхого Завет а, где «зуб за зуб», а лучше два зуба за зуб.  
 
Но Он говорил. И выслушать Его, подступаясь к теме несправедливости, надо бы (пусть даже в тысячный раз). Итак:
«Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:38-44).
 
Даже не буду комментировать. Ибо тут не комментировать надо, а обращать, отдавать, идти, любить, благотворить, молиться…
 
Христос Сам дал пример такой жизни, планомерно, день за днем идя к Кресту, несправедливости, которая гораздо серьезней наших несправедливостей. И Крест, как говорит другой очень известный мыслитель и писатель XX века, никакое не мученичество.
 
«Крест Иисуса — это откровение о Божьем суде над грехом. Гоните прочь идею о том, что крест Иисуса Христа — это мученичество. Крест был величайшим триумфом, он потряс ад до самых его оснований. Нет ни во времени, ни в вечности ничего более определенного, чем то, что сделал на Кресте Иисус Христос: Он дал возможность всему роду человеческому восстановить правильные отношения с Богом. Он сделал Искупление основой жизни человека, проложив таким образом каждому сыну человеческому путь к общению с Богом.

Крест не
был для Христа случайностью — Он именно для этого и пришел на землю».
 
Про другие религии не буду, но христианство именно на несправедливости (и порыве / прорыве к справедливости) замешено. И, как по мне, дает действенный ответ на эту проблему. Уже хотя бы тем, что утверждает, что есть кто-то, кто видит все справедливости и несправедливости. Даже во времена диалектического материализма мы в школах читали строки:
 
«Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата!
 Есть грозный суд: он ждёт;
 Он не доступен звону злата,
 И мысли, и дела он знает наперёд».
 
И если действительно поверить, что такой суд есть, уже намного легче становится: ведь как трудно бывает убедить кого-то, что с тобой поступили несправедливо, даже когда уста открыты. А ведь часто они наглухо могут быть закрыты – хрен что скажешь… Так что вера в то, что Божий суд есть, очень помогает «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий». Но тут нужна вера не только в суд, но и в Того, Чей это суд. Это вопрос более широкий, всеобъемлющий и имеющий далеко (в вечность) идущие последствия. По сравнению с этим мы рассматриваем вопрос более узкий. Кроме того, и задавший вопрос, и большая часть читающих эти строки , в отличие от Аммоса Федоровича, в Бога веруют, так что один из нюансов вопроса в том и состоит, как относиться к несправедливости человеку, в Бога верующему. И клониться я буду именно к этому нюансу. Ибо без веры в библейского Бога выхода из тупика несправедливости не вижу, кроме как «весь мир насилья разрушить» или «взять все, да и поделить». Но, во-первых, тут нужны силы неимоверные и жертвы огромные. А во-вторых, рушили уже и делили. Толку особого не видно.
 

И мнится мне, что первый шаг на пути решения проблемы несправедливости — эту несправедливость признавать. Если непонятно, как ее можно не признавать, подскажу: можно прятать, прикрывать. Называть несправедливость «высшей справедливостью» можно.

Типа : «Левинсон, чувствуя за собой полтораста голодных ртов и жалея корейца, пытался доказать ему, что иначе поступить не может. Кореец, не понимая, продолжал умоляюще складывать руки и повторял:


     -- Стреляйте, все равно, -- махнул Левинсон…»

Мы (когда несправедливость исходит от нас) корейца жалеем, но доказываем ему и себе, что иначе поступить не можем: прячем несправедливость под необходимостью, прикрываем ее всякими разными мотивами и идеалами. Можно еще сказать, что главный начальник не знал, а то, если бы знал… Много чего можно сказать. А можно просто сказать, что черное — черное, а белое — белое. И так и нужно. Иначе горе. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20) Но, чтоб в это горе поверить, надо поверить (или продолжать верить) в Бога. А не в «высшую справедливость», ради которой с корейцем что хочешь сделать можно.
 
Если несправедливость (в церкви ли, вне церкви ли, свыше ли, «сниже» ли) есть, иного пути, кроме как признавать то, что есть, я не вижу. Решить проблему можно, только если признать проблему. Аппендицит можно вырезать, только если его наличие обоснованно предполагается. Если допускается, что аппендицит может быть уже вырезан, резать человека никто не будет. Есть таблетки и другие всякие пользительные процедуры, но «резню бензопилой» можно отложить.
 
Идем дальше. Признание вопрос далеко не решает. Это всего лишь первый (но обязательный) шаг к тому, чтобы взять проблему за жабры. Что делать после признания (если весь мир насилья не разрушать и всего не делить)? Думаю, надо несправедливость принимать. Не хочу повторять уже сказанное из Нагорной проповеди (можно посмотреть и выше, и в первоисточнике), но Христов совет тем и был неожиданным для многих, что Он советовал обращать другую щеку. Хочу отметить только одно: обращение другой щеки и отдавание верхней одежды Христос рекомендует не просто так, как полезное упражнение, а во вполне определенных целях. О них Он говорит так:
 
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:45-48).
 
Христос советует принимать несправедливость как факт для того, чтобы быть сынами Отца Небесного. Ну, не «для того, чтобы…», а «потому, что…» Короче, сынам Отца Небесного подобает не противиться злому, иначе какие ж они сыны?
 
И еще говорит Христос о награде. Приятностей в жизни с Богом бесчисленное количество (что на земле, что после), я тут всего не распишу, но одна из приятностей, одна из наград вечности — это то, что о несправедливости можно будет забыть, как о кошмарном сне. Все будет справедливо, честно, по правде.
 
Будет… Но пока не есть. Пока не мы с несправедливостью расправляемся, а она с нами. И порой так зажимает, что ни охнуть, ни вздохнуть — жить не хочется. Что же делать «пока», кроме как признавать и принимать? Страдать безвинно — и все на этом?
 
Нет, не все. Упование на Божий суд подразумевает и обращение к этому суду. Нет, Бог все и так видит, и так все мысли и дела знает наперёд, но это никак не исключает возможности и прямой необходимости обращаться с исками в Божье судопроизводство. Что будет написано в конкретном иске и, уж тем более, в судебном решении по его поводу, я никак не скажу. У меня свои иски, с которыми тоже хотелось бы разобраться (и часто именно так, как мне хотелось бы).
 
Поэтому хотелось бы добавить третье обязательное : кроме как признавать несправедливость и принимать ее, можно и нужно беду свою предавать Богу, на суд Его. На это счет есть у нас великий пример: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Если в Судью Праведного поверить (и продолжать верить), то будет Кому предавать всякую несправедливость. А Он-то уж с ней разберется, как посчитает нужным, без разрушения всего мира («…Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»)(Мф. 5:45) и без «взять все, да и поделить» («Дары различны») (1 Кор. 12:4). Есть даже прямая заповедь: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).
 
Никаких гарантий разрешения житейских проблем, естественно, дать не представляется возможным. «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис… Так вам скажет любой агент по страхованию жизни». Но вера в Бога и Его праведный суд (признавать, принимать, предавать) представляется мне единственным выходом из водоворота несправедливости, который нас захлестывает (порой с головой).
    

 

Юрий Смирнов, специально для www.protestant.ru
     
 

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру