ВИНОГРАДНИКИ И ВИНОГРАДИНКИ
В прошлый раз, когда рассуждали мы о книге Бытие, речь шла о сыновьях. Теперь сыновья уходят в тень и на первый план выходит отец. То есть сын. Сын Авраама. О котором Бог что-то уже обещал.
«Бог же сказал: «Именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него» (Быт. 17:19).
«…И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послу-шался гласа Моего» (Быт. 22:18).
И к тому же, не будем забывать, что Исаак наш с вами прапрадедушка по духовной линии: «И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вме-нилась праведность…» (Рим. 4:11).
Так что же там случилось с Исааком?
«Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар» (Быт. 26:1).
А то же самое, что и с другим нашим родственником, отцом его, Авраамом.
Яблоко от яблони недалеко падает.
И не случайно, наверно, Бог сказал Исааку:
«…Не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе…» (Быт. 26:2).
Бог руководил процессом падения яблока, подправлял его. Первое, кстати, упоминание о явлении Бога Исааку.
Бог, не советуя повторять путь Авраама в Египет (помните в этой связи Агарь?), напоминает Исааку место его падения, где именно должно падать его яблоко и почему.
«…За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).
Вот самое главное, после чего Бог мог бы сказать об Исааке, что яблоко от яблони действительно упало очень близко, божественно близко — ПОСЛУШАНИЕ и СОБЛЮДЕНИЕ заповедей.
На тот момент заповеди были в виде морального закона в сердце и конкретных Божьих указаний и советов.
Для нас они — в виде заповедей, запротоколированных Духом Святым через мужей Божьих в Слове Божьем, и водительства того же Духа Святого в сердце нашем (которое очень похоже на тот самый моральный закон).
Исаак упал недалеко от яблони… и отжался.
«Исаак поселился в Гераре» (Быт. 26:6).
А потом происходит еще одна история, которая носит ну уж очень сильное фамильное сходство с историей из жизни Авраама (Быт. 12: 20).
Ну что тут сказать? Ведь главный-то смысл пословицы о «яблоке и яблоне» как раз в этом и заключается. Падать в послушание и соблюдение у нас как-то хуже получается. А вот дурной пример ужасно заразителен. Не будем повторять, что Исаака можно понять. Можно понять и не нужно судить. Но в этом вряд ли нам стоит брать пример с наших духовных дедушек.
Заканчивается эта история с Исааком и Ревеккой такими словами:
«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» (Быт. 26:12).
Благословил его Господь. Обещал благословить и благословил, когда Исаак послушал-ся Его в главном. Упал рядом с яблоней.
Переведем теперь эту историю и пословицу на наш, новозаветный язык.
Яблоня и яблоко — это пословица и миф о яблоке Адама и Евы. Какое в Едемском саду росло дерево, в Библии не сказано.
Зато и в Ветхом, и в Новом Завете сказано о другом растении:
«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы…» (Ис. 5:1–7)
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).
И кое-что сказано о том, куда нам падать, а точнее, что лучше не падать.
«Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засо-хнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам»
(Ин. 15:2–7).
Так что тут думать? Зачем падать? Лучше «пребывать», очищаться и приносить плод, желать, просить и получать.
Когда и куда идти, Бог подскажет — через Слово и Дух. Вспомним, что Авраамово яблоко упало очень далеко от Ура Халдейского.
Повторять ошибки отцов только потому, что они наши отцы, — не нужно. Подражать отцам нужно в самом главном — ПОСЛУШАНИИ и СОБЛЮДЕНИИ заповедей. Которые не отцы придумали, а Бог, Отец, у которого не было ошибок. И падать к Нему нужно все ближе и ближе, прямо в объятия. А Он из объятий не выпустит. Это и значит «пребывать».
Юрий Смирнов , специально для Протестант. ру