Главная>Новости>Аналитика>Что отличает библейское душепопечение от других методов?

Что отличает библейское душепопечение от других методов?

Что отличает библейское душепопечение от других методов?
В чем разница между библейским душепопечением и другими популярными в церкви подходами к душепопечению?
15.08.2011

В чем разница между библейским душепопечением и другими популярными в церкви подходами к душепопечению?

 

Рассмотрим сначала вторую половину нашего вопроса. Какие методы душепопечения сегодня «популярны в церкви»? Совершенно очевидно, что в церквях в решении жизненных проблем применяется бесчисленное количество подходов – даже более, чем песка на берегу морском, если перефразировать библейскую метафору. Каким же образом вы будете решать свои проблемы и исправлять то, что неверно? Должны ли вы анализировать свои чувства о том, как вы воспитывались в семье? Сделать так, как повелевает Бог, независимо от своих чувств? Последовать за своими чувствами? Поступить по вере, а не по чувствам? Прислушаться к своим чувствам? Позаботиться об удовлетворении своих нужд? Следует ли принимать антидепрессанты? Взять отпуск? Взять свою жизнь под контроль и взять на себя ответственность за свои решения? Нужно ли изгонять беса, который «внедрился» в операционную систему вашей души? Разбавить свои негативные суждения о самом себе положительными отзывами? Нужно ли заявлять о своей новой природе во Христе? Назначить время поста и молитвы? Твердо опираться на данные Божьи обетования? Найти партнера для подотчетности? Присоединиться к программе физических упражнений и исключить потребление кофеина, чтобы получить выброс эндорфинов? Жить во всю силу? Просто перетерпеть и перестать так много беспокоиться о себе?

 

Или посмотрите на этот вопрос под другим углом. Кто может помочь вам? Нужно ли вам десять сеансов у психотерапевта? Уединение с духовным наставником? Прием врача? Встреча с изгоняющим бесов? Нанять личного тренера? Присоединиться к еженедельной группе поддержки? Послушать глубокую проповедь и лучше провести время общения с Богом? Найти несколько новых друзей?

 

И дальше всё это только усложняется, потому что все упомянутые действия и люди появляются в бесчисленном множестве вариантов, перестановок и комбинаций. И, словно бы всё это было недостаточно сложно, сфера душепопечения неспокойна, бесформенна, изменчива. Увлечения, мода и группировки приходят и уходят. Теории и методы лечения изменяются, мутируют, объединяются, модернизируются и заново изобретаются. Всегда будет следующий бестселлер и более новое безошибочное средство лечения, не имеющее недостатков всех предшествующих ему.

 

И есть первая половина нашего вопроса. Вообще, что такое «библейское душепопечение»? Большинство из упомянутых выше подходов и личностей, облекаясь в церковные одеяния, претендуют на то, чтобы называться библейским, или христианским, душепопечением. Кроме того, ведь никто, носящий имя Христа, не будет открыто заявлять, что практикует «небиблейское душепопечение»!

 

Итак, какой же разумный ответ нам дать на этот столь обширный вопрос?! Какой поистине мудрый подход нам избрать, который бы действительно отражал в полном смысле библейское душепопечение?

 

Вместо того, чтобы пытаться составить список всех методов душепопечения, я думаю, нам будет полезнее рассмотреть основные характеристики библейского подхода. Приведенные ниже четыре вопроса помогут вам объективно и точно испытать любой из множества существующих подходов к душепопечнию. Если вы будете знать, как провести анализ любой модели, то вы сможете оценить сильные и слабые стороны тех конкретных подходов к душепопечению, которые популярны в ваших церковных кругах.

 

Во-первых, каким изображается Бог? Является ли Бог, открытый в Писании, отправной точкой для нашего понимания и отношения к грехам и страданиям, свойственным состоянию человека? Стоит ли Он в центре нашего понимания добра, возможностей и благословений, которые душепопечение стремиться достичь? В частности, какая отводится роль и важность в этом Иисусу Христу? Неверные методы душепопечения никогда не воспринимают Христа правильно. Они либо полностью игнорируют Его, либо совершенно искажают или тонко видоизменяют Его личность в представлении наших подопечных. Но Тот, кто испытывает все сердца, перед которым должно преклониться всякое колено, единственный Спаситель грешников и прибежище для страждущих, настаивает на должном отношении к Нему. Библейская мудрость рассматривает все человеческие вопросы с точки зрения этого Бога.

 

Во-вторых, как объясняется состояние человеческой природы? Какое представление о мотивах человека определяет ответ на главный вопрос: «Почему ты делаешь то, что ты делаешь?» В частности, ясно ли представлен тот факт, что человек во всех своих мыслях и поступках постоянно и активно взаимодействует с Богом? Ни один подход к душепопечению, несущий в себе гены мирской ДНК, не представляет ясной теории мотивации. Ясно ли утверждается, что каждое человеческое сердце (в каждый момент во всех обстоятельствах) либо служит лжи и похотям плоти, либо любит Господа Бога? Ясно ли представлено то, каким образом каждый поступок, каждая реакция, мысль и эмоция связана с этими имеющими отношение к Богу мотивами? Если вы неверно понимаете человеческое сердце, то у вашего душепопечения неверные цели; вы не сможете понять, каким должен стать человек; вы не сможете правильно оценить свой успех. Неверные методы душепопечения всегда представляют человеческое сердце неверно. Они строят ложные теории и предлагают вводящие в заблуждение толкования о том, что послужило причиной наших проблем. Например, неудовлетворенные нужды, конфликтующие инстинкты, обусловленные мотивы, генетические связи, биохимические процессы, неспособность приложить силу воли, вредные привычки, поправимое невежество… – ничто из этого не объясняет того, что происходит в действительности. Библейская мудрость рассматривает все проблемы человека в свете такого вопроса: «Кого ты в настоящий момент любишь, боишься, на кого уповаешь и кому служишь?»

 

В-третьих, как оцениваются обстоятельства человека? Воспринимается ли сцена, на которой мы живем – то, что окружает нас, давит на нас, влияет на нас – как имеющая решающее значение, как заключительное слово в решении наших проблем? Или же ее лучше воспринимать как созданную Богом ситуацию, а не причину? Кроме того, можно ли какой-то отдельный элемент в наших общих обстоятельствах выделить для особой цели, как уникальный ключ к разгадке причин наших проблем? Прошлое, настоящее или будущее? Социальные связи, физическое тело или бесовское влияние? Неверные методы душепопечения никогда не воспринимают окружающий нас мир правильно. Большинство из этих подходов приписывают всю определяющую роль какой-то одной составляющей нашей общей жизненной ситуации. Например, утверждение: «У вас несбалансированное питание, потому что ваши родители не удовлетворили ваших нужд в любви и в развитии чувства высокой самооценки», – равнозначно утверждению: «Вы порабощены навязчивыми мыслями о еде, потому что бесовский дух зависимости построил в вас твердыню», – равнозначно утверждению: «Вы страдаете от неправильного питания, потому что у вас генетически обусловленное нарушение, выраженное в склонности к повторяющимся действиям». Возможно, действительно ваши родители недостаточно любили вас; сатана бродит вокруг вас; и, возможно, вы родились с некоторой генетически обусловленной склонностью, не как у других людей. Но ничто из этого не является решающим. Библейская мудрость принимает во внимание и считает важной каждую составляющую наших обстоятельств, но последнее слово отдает состоянию сердца.

 

В-четвертых, как понимаются цели и средства душепопечения? Является ли его целью исцеление души, восстановление греховного человека в подобие образа Иисуса Христа силой Его благодати? Стремится ли оно утешить растревоженных и растревожить успокоенных? Направлено ли оно на преображение наших грехов и успокоение наших беспокойств? Является ли наше душепопечение по своей сути пасторским служением? Неверные методы душепопечения всегда представляют его суть неверно. Душепопечитель как археолог копается в вашем прошлом и в вашем внутреннем мире, чтобы получить проницательность; как механик предупреждает о том, что работает не удовлетворительно в вашем мышлении или поведении; как тренер составляет план игры для успешной жизни и подбадривает вас к ней; как друг принимает вас таким, какой вы есть; как родитель удовлетворяет вашу психологическую потребность в любви; как философ предлагает правдоподобное объяснение жизни безо всякого Бога; как доктор прописывает лекарства, чтобы вы лучше почувствовали себя; и так далее. Библейская мудрость воспринимает душепопечение как служение спасающей силы благодати и истины Иисуса Христа. Действительная проницательность, перемены, ободрение и прочие составляющие этого процесса возникают внутри этого взаимодействия.

 

Четыре простых вопроса, помогающих нам в распознании… так необходимом нам распознании! Но, я думаю, что по мере того, как вы учитесь хорошо думать в рамках этих истин, с вами будут происходить прекрасные перемены. Вы будете возрастать в мудрости как библейский душепопечитель, действительно достойный звания мудрого пастыря овец и целителя душ. Вы также обнаружите, что более возрастаете в правильном понимании того, что мирская мудрость нашептывает вам в уши, что внушает вам относительно вашего выбора, вашей верности, вашего служения и ваших людей.

 

Дэвид Поулисон – магистр пасторского служения (M.Div.), доктор философии (Ph.D.), редактор «Журнала по библейскому душепопечению» (The Journal of Biblical Counseling), консультант и преподаватель в школе библейского душепопечения «Фонда христианского душепопечения и образования» (Christian Counseling and Educational Foundation [CCEF]), а также преподаватель практического богословия в Вестминстерской богословской семинарии. Он написал книги «Схватка за власть: возобновление духовной войны» (Power Encounters: Reclaiming Spiritual Warfare), «Пригоден к душепопечению? История консервативного протестантского движения против психиатрии» (Competent to Counsel?: The History of a Conservative Protestant Anti-Psychiatry Movement), «Смотреть новыми глазами: душепопечение и состояние человека через призму Писания» (Seeing with New Eyes: Counseling and the Human Condition Through the Lens of Scripture) и множество статей по душепопечению.

Дэвид Поулисон

Источник 

 

© 9Marks.

Сайтwww.9Marks.orgЭлектронная почтаinfo@9marks.orgТелефон: (888) 543-1030.

Оригинал этой статьи на английском языке доступен на сайтеhttp://www.9marks.org/ejournal/what-distinguishes-biblical-counseling-other-methods

 

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
 Уроки истории по вторникам
Онаших «баптистских отцах-основателях» Не скрою, когда я читал книги по истории «нашего братства», написанные нашими же братьями, меня не покидало ощущение, что я читаю Жития Святых… Именно...
Сцена или возвышенность?
В проектировании и оформлении залов домов молитвы с начала 2000-х годов наблюдается сдвиг от кафедры к сцене.Кафедра уже не диктует условия, но освобождает центральную часть сцены для других составляющих богослужения,...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес...
Христианская сказка для взрослых №5
Прием окончен. Если Дикобраз куда – то спешил, то весь лес об этом знал. Потому, что треск кустов разносился по всей округе. Вот и на этот раз Ежик еще минут за десять знал, что его приятель сейчас появится...
Христианская сказка для взрослых №4
А НЕ ПОРА ЛИ НАМ ВЕНИКИ ВЯЗАТЬ? Теплая летняя ночь накрыла землю ласковым покрывалом. Ежик и Дикобраз лежали под деревом и смотрели на звезды, думая каждый о своем. Как всегда неожиданно Дикобраз...
Как стать христианином – Христиане.ру