Автор статьи: Доктор Йоханнес Раймер - руководитель отдела общественного взаимодействия Всемирного евангелического альянса и профессор миссиологии и межкультурной теологии Теологического университета Эверсбаха.
Бухара, один из древнейших городов мира, впервые упоминается в 500 году до н.э.
В древние времена Бухара была буддийской страной. Даже название Бухара происходит от буддийского монастыря.
Сегодня евангельские церкви переживают необычайный рост, и среди прочих мест - в Бухаре, где евангельские церкви собирают сотни верующих, в основном узбеков и таджиков, на богослужение в каждое воскресенье. В провинции существует еще несколько церквей. Они поклоняются Господу на трех языках, делятся своей новой верой в Иисуса и активно распространяют Евангелие в регионе. Как и везде в мире с исламским большинством, христиане в Бухаре свидетельствуют о своей вере, прежде всего, своей изменившейся жизнью и делами. Слова следуют за привлекательностью их жизни и служения.
"Мы прошли путь от вросшей, эгоцентричной пятидесятнической церкви до общины, служащей нашему сообществу", - говорит пастор одной из бухарских церквей. Его растущая община насчитывает сотни людей, поклоняющихся Господу по всему региону. Вначале членами церкви были в основном русские, армяне, украинцы и другие традиционно христианские группы населения. Сегодня подавляющее большинство - коренные таджики и узбеки.
Среди них много глухих. "Сегодня вы едва ли найдете в нашем регионе хоть одно село, где не было бы домашней церкви для глухих", - говорит пастор. "Местные жители считают глухих, слепых и других людей с врожденными недостатками проклятыми, мы же вместо этого служим им, учим их читать, преподаем им язык жестов и предлагаем им неотъемлемую часть нашего воскресного богослужения. Один из наших пасторов служит им. Его команда евангелистов и основателей церквей посещает эти места, кормит и заботится о них, проводит библейские занятия и евангелизирует их. Сотни из них уже приняли крещение. И благодаря нашей интенсивной заботе об этих изгоях, их семьи начали открываться", - рассказывает мне пастор во время моего недавнего визита в Бухару. Действительно, я увидел большую группу глухих людей, собравшихся в одном углу зала. Их приветливые лица говорили о внутреннем мире и счастье. Наконец-то, кажется, они пришли туда, где их полностью признали людьми.
Группа глухонемых в церкви
Посещение их в местах проживания, однако, часто превращается в очень трудное предприятие. Дороги плохие, автобусы ходят редко, до мест можно добраться только пешком или на мотоциклах. "Мы молимся о маленьких мотоциклах для каждого евангелиста, отправляющегося в эти отдаленные места. Транспортный мотоцикл - идеальное средство для того, чтобы добираться до недостигнутых мест, а также для того, чтобы зарабатывать немного денег для самообеспечения", - говорит мне один из евангелистов. Но средств, необходимых для покупки такого мотоцикла, нет. Мы вынуждены идти пешком или ехать на осле. Это занимает много времени и, особенно летом, очень трудно из-за очень жаркой погоды". Я понимаю, почему молодой человек так говорит. Пока мы разговариваем, температура поднимается до 50 градусов по Цельсию. "В месте, откуда я родом, - говорит мой собеседник, - сегодня 55. Было очень трудно приехать сюда, но я очень рад, что приехал". И евангелист пришел не один. С ним пришли несколько его глухих учеников. И было видно, как все они были счастливы.
Служение глухим - далеко не единственная работа евангелистов в Бухаре. Кажется, они используют любую возможность, чтобы провозгласить свою любовь к Иисусу. "Очень трудное время короны помогло и нам", - говорит пастор. "Мы организовали производство масок, составили основные продуктовые наборы и, что самое главное, доставили людям чистую воду. В нашем районе вода - это все, что ищут люди". И затем он не без гордости показывает мне установку по очистке воды на территории их церковного центра. В час станция производит 500 литров чистой воды. Затем эта вода распределяется среди жителей района. Чистая вода продается водным бизнесом за большие деньги. Церковь же приносит воду как очень желанный дар и по достаточно низкой цене. А там, где бедные люди не могут заплатить - даром. И все обслуживаются - и христиане, и мусульмане и атеисты.
Пастор мечтает о таких очистных сооружениях в каждой деревне региона. Вода горькая, с химическими примесями и часто опасно отравляет население. "Чистая вода - это хорошая новость для людей, а принесенная нами, христианами, мы становимся хорошей новостью для них. Это дает нам реальный шанс поделиться с ними благой вестью о нашем Господе Иисусе. Именно относительно высокая цена таких установок мешает нам установить их в каждом месте, где наши люди живут и работают для Иисуса". Действительно, инвестиции в размере 5.000 евро являются непосильно высокими для церквей с низким доходом. "Если бы только всемирная церковь помогла нам", - говорит пастор с явным призывом в глазах. Я обещаю молиться за них.
"Забота о благополучии людей в общине всегда включает молитву за больных", - говорит другой пастор церкви. "Мы сознательно идем к зараженным ковидами людям, утешаем их и их семьи и возлагаем на них руки в молитве об исцелении. Многие, очень многие были мгновенно исцелены. Это тоже приблизило людей к Иисусу. Но переживание Божественного исцеления также укрепило наших молодых верующих первого поколения. Сегодня они знают, что может сделать Иисус, потому что они видели, как Он творит чудеса".
Необыкновенным открытием в Бухаре стала для меня роль женщин в евангелизации местного населения в этом районе. Фактически, подавляющее большинство евангелистов и лидеров малых групп среди новообращенных - женщины. Как и глухие, они считаются людьми второго сорта и исключены из многих слоев религиозной и племенной жизни. В то же время многие из них получили образование высокого уровня в советское время и даже после обретения независимости. Несоответствие между их ролью в обществе и ролью, отведенной им религией, не может быть большим. В поисках смысла жизни многие из них находят ответы в христианстве и обращаются к Иисусу. Тот факт, что их мужья часто годами находятся далеко за границей (в основном в России) в качестве гастарбайтеров, возлагает на них основную ответственность за заботу о семье. Женщины-христианки, а вскоре и церковь как таковая, оказывают им поддержку и заботу. "Если бы не церковь, я бы давно покончила жизнь самоубийством", - говорит Камила, мать троих детей. "Мой муж находится в Москве. Его финансовая поддержка минимальна, а мои свекрови делают мою жизнь невыносимой. В церкви я нашла всю необходимую поддержку. Я решила следовать за Иисусом даже после того, как мой муж развелся со мной, а свекры выгнали меня из своего дома. Но благодаря поддержке церкви я справляюсь со своей жизнью".
Женщины в беседе
История Камилы повторяется в сотнях жизней узбекских и таджикских женщин. Найдя свой путь к Иисусу, они высвобождают огромную энергию в своей жизни. И именно они свидетельствуют об Иисусе другим женщинам в своем районе, организуют их на библейские занятия или даже в малый бизнес, помогая им выжить экономически. "Сегодня женщины являются основой евангельского движения в Узбекистане", - говорит пастор церкви.
Большинство из этих женщин относительно молоды. А молодые - это в среднем узбекские и таджикские христиане все. Меня пригласили преподавать в школе лидеров. Приглашенным лидерам было от 18 до 25 лет. Все они уже руководили служениями, имели опыт в евангелизме и насаждении церквей. Разница с церковным руководством старой школы советских времен не могла быть больше. Здесь: молодые, преданные, образованные и жизнеспособные лидеры, стремящиеся приспособить Евангелие к родной культуре - там старики, прожившие жизнь в условиях жесткой традиционной и законнической системы веры. Здесь молодые мужчины и женщины с видением достичь всех племен и групп людей в своей стране - там старики, застывшие в русских культурных традициях и языке без какого-либо понимания культуры. Здесь молодые люди с менталитетом Царства, принимающие всех, кто верит в Евангелие и следует за Иисусом - там догматически жесткие старики, которые борются за «правильную» церковь. Миры молодых и старых, кажется, не смешиваются. Будущее церкви, очевидно, за молодыми!
Бухара привлекает евангельских христиан. Послушав свидетельство христиан первого поколения, пережив их поклонение с пением и танцами и вновь испытав их вдохновляющее гостеприимство, гости оставят после себя неизгладимые духовные изменения. И, конечно, бухарцы будут чувствовать себя польщенными, принимая своих гостей, и утешаться тем, что они проделали долгий путь до края великой пустыни Центральной Азии, чтобы молиться и поддерживать их. Добро пожаловать в Бухару!
|
|
|
|
|